Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Азбука здоровья». 1 В класс.
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему

Самбур Наталья Александровна

Оздоровительная программа для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_azbuka_zdorovya_v_1v_klasse.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа №2»

«Утверждаю»  

                                                                           Директор   МБОУ «Софринская СОШ №2»  

_________________  Никонова Н.В.                                            

                                                                            Приказ от «_____» ____________2015 г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности –

кружка «Азбука здоровья».                                                  

  1 В класс.

Составитель: Самбур Н.А.,

учитель начальных классов 

2015 г.

                         

                             Пояснительная записка

 Рабочая программа кружка «Азбука здоровья» для 1-го класса разработана на основе ООП НОО, авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

  В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.

   Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» ( далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования  как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

    Программа охватывает  основные  направления  здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своём здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей; сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью окружающих; сформировать у ребёнка  потребность безбоязненно обращаться к врачу  по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,  состояния  здоровья; развитие готовности  самостоятельно  поддерживать своё  здоровье на  основе использования  навыков  личной   гигиены.

    Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья.

    Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие - деградация современного человека, гиподинамия, недостаток естественных движений, отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.

    Крайне высокий уровень патологии здоровья школьников указывает на приоритетность решения проблемы здоровья подрастающего поколения для современной школы. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине не под силу. Поэтому в соответствии с государственной политикой часть этой работы обязаны взять на себя образовательные учреждения, в соответствии с Законом об образовании (ст. 51) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, которая предусматривает «создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

 Программа реализуется в учебной деятельности как ведущей для этого возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и человеческого здоровья.

  Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчёркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

  Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определённые правила поведения на весь период проведения занятий.

Цель программы

Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике  с целью улучшения собственного здоровья.

Задачи программы:

Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни;

Сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;

Воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье;

расширить знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.

создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.

просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

                                        Место курса в учебном процессе 

           Программа «Азбука здоровья» рассчитана для учащихся 1 класса, 1 занятие в    неделю- 33 часа в год.

                                              Содержание программы

 Курс состоит из нескольких самостоятельных разделов:

1.Разговор о правильном питании

2.Питание и зубы

3.Умывание и купание

4.Твой режим дня.

5.Забота о глазах

6.Сон - лучшее лекарство

7.Про тебя самого

8.Активный отдых.

В содержание каждого учебного блока входят:

-знания ребёнка о себе, своей индивидуальности и неповторимости;

-умения выделить процессы физического и психического развития, свойственные индивидуальности;

-умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями;

-навыки сохранения здоровья.

Раздел «Разговор о правильном питании»

Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт. Пора ужинать. «Здоровое питание — отличное настроение». На вкус и цвет товарищей нет. Как утолить жажду. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Всякому овощу - своё время. День рождения Зелибобы. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Давайте познакомимся. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если заниматься спортом. Где и как готовят пищу? Как правильно накрыть стол. Молоко и молочные продукты. Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Рациональное питание - составная часть здорового образа жизни.

Защита проектов: «Путешествие в страну вкусной и здоровой пищи», «Кулинарный поединок».

Встреча с педиатром.

Раздел «Питание и зубы»

            Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Зубы и уход за ними. Как уберечь зубы. Здоровые зубы - здоровый организм. Берегите зубы! Мы и наши зубы. Зубы хотят есть.

Защита проектов: «Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми».

Устный журнал: «Хорошие зубы - залог здоровья»

Встреча со стоматологом.

Раздел «Умывание и купание»

Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья - Вода и Мыло. Мыло и мыльные пузыри. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Откуда берутся грязнули. Игра - путешествие в город Чистоты и Порядка. День воды (экологическая игра). Занятия по гигиеническим навыкам.

Устный журнал: «Береги здоровье смолоду».

Утренники: «Маскарад вредных привычек», «Друзья Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?»

Раздел «Твой режим дня.»

Твой новый режим дня. Распорядок дня. Здоровье сгубишь - новое не купишь! Режиму дня - мы друзья.

Практическое занятие: Разработка режима дня по минутам.

Раздел «Забота о глазах»

Глаз - главный помощник человека. Делу время - телевизору час. Особенности зрения (ролевая игра). Глаза. Кто как видит. Зрительная гимнастика. Берегите глаза! Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? Глаза - зеркало души. Глаз. Дефекты зрения.

Раздел «Сон - лучшее лекарство»

Как сделать сон полезным. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты. Утреннее пробуждение. Настроение в школе. Сон в нашей жизни. Как настроение? Сон - потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон. Гигиена сна.

Раздел «Про тебя самого»

Осанка - стройная спина. Зарядка дарит бодрость. Мышцы, кости и суставы. Как убереться переломов и растяжений. Забота о коже. Если кожа повреждена. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Знаешь ли ты себя? Темперамент. Откуда берутся дети. Для чего нужен папа? Удивительные превращения. Человек родился. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся. Осанка. Осанка? Осанка! Зарядка дарит бодрость. 10 минут для здоровья. Знаешь ли ты себя? Мозг - главный командный пункт нашего организма. Вы думаете, что у человека только 2 уха? Осанка - это очень важно! Мой рост, вес, осанка. Значение правильной осанки. Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? Утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости. Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Секрет долголетия.

Раздел «Активный отдых»

«Мама, папа, я - спортивная семья». Мы идём гулять. Сменная обувь - зачем она? Как стать здоровыми и сильными. Прогулка. Одевайся по погоде. Наш дом моделей. Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Защита проектов: «Здоровым быть модно!» Спортивные эстафеты и праздники: «Да здравствует страна Спортландия!».

Физкультурный праздник: «Олимпиаде в Сочи быть».

Система занятий по разделу «Разговор о правильном питании» стимулирует активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий, развивает навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни, пробуждает у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширением знаний об истории и традициях своего народа.

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Учащиеся смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия и получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Задачами остальных разделов предложенной программы является следующее:

  • помочь ребёнку осознавать, что главная ценность жизни есть он сам и его

здоровье, за которое он отвечает, и сам же обязан поддерживать его в

естественном здоровом состоянии;

  • дать детям знания по основам личной гигиены и охраны здоровья.

В процессе приобщения к знаниям ребёнок учится выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия, т.е. прогнозировать своё поведение, эффективно общаться с другими, поддерживать межличностные контакты.

По характеру курс является междисциплинарным, так как учитывает знания, полученные во время обучения по другим предметам.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные учебные действия.

У ученика сформируются:

умение учится выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия;

прогнозировать своё поведение, эффективно общаться с другими, поддерживать межличностные контакты.

         Ученик получит возможность сформировать

желание осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя; делать самоанализ; прогнозировать ситуацию.

важно научить ребёнка самого заботиться о своём здоровье, сформировать у него установки на поддержание здоровья без применения медикаментозных средств, адаптироваться в условиях «конфликта» организма со временем, который возникает между геофизическими и внутренними ритмами организма.

Метапредметные учебные действия

     Ученик научится:

основным правилам здорового образа жизни, основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний; что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.

      Ученик получит возможность научиться:

применять полученные знания на практике;

работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

формировать собственную позицию;

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

          Предметные результаты

      Ученик научится:

-правильно ухаживать за полостью рта, органами слуха и зрения;

-соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;

-оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомыми, кровотечении из носа;

-выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;

-правильному обращению с животными;

-тренировать свою память, внимание, повышать самооценку;

-составлять распорядок рабочего дня. факторы, влияющие на здоровье человека;

-распознавать причины некоторых заболеваний;

-распознавать причины возникновения травм и правила оказания первой помощи.

          Ученик получит возможность научиться:

-различению видов закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правил закаливания организма; влияния закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

-рассказывать о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

-различать основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

                                     Учебно-тематическое планирование занятий

№№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Разговор о правильном питании.

9

нет

2.

Питание и зубы.

2

нет

3.

Умывание и купание.

3

нет

4.

Твой режим дня.

3

нет

5.

Забота о глазах.

2

нет

6.

Сон - лучшее лекарство.

1

нет

7.

Про тебя самого.

4

нет

8.

Активный отдых.

9

нет

Итого:

33

нет

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Азбука здоровья» в 1В классе. 2015/2016 учебный год.

№№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата проведения

плани-руемая

факти-ческая

1 четверть (9 часов)

 Разговор о правильном питании (9 часов)

1.

Если хочешь быть здоров.

Формировать установку на ценность жизни как высшей ценности; понимание и восприятие себя, своей жизни как величайшего чуда, которое у каждого человека индивидуально. Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Развивать интерес к самопознанию.

1

2.

Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу.

Показать роль пищи в жизни человека. Показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи. Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Дать представление о разных видах соков

1

3.

Как правильно есть.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.

1

4.

Удивительные превращения пирожка.

Дать представление об основных группах питательных веществ и их функциях в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья

1

5.

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

Как правильно составить свой рацион питания. Индивидуальное составление рациона питания. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка.

1

6.

Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб.

Сформировать у детей представление о зависимости питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представление детей о роли питания и физической активности для здоровья.

1

7.

Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт.

Дать представление об основных группах питательных веществ и их функциях в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья

1

8.

Пора ужинать.

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для питания по режиму.

1

9.

Итоговое занятие «Здоровое питание - отличное настроение».

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.

1

                                                       2 четверть ( 7 часов )

Питание и зубы (2 часа)

10.

Зубы в жизни человека. Почему болят зубы?

Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта.

1

11.

Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили.

Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта.

1

Умывание и купание (3 часа)

12.

Дружи с водой. Советы доктора Воды.

Знание основных правил гигиены по уходу за собой; знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях на воде.

1

13.

Друзья - Вода и Мыло.

Знание основных правил гигиены по уходу за собой; знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях на воде.

1

14.

«Маскарад вредных привычек».

Сформировать представления о вредных привычках; классификация вредных привычек; умение ставить проблемы; умение анализировать поступки.

1

                                                            Забота о глазах (2 часа)

15.

Глаз - главный помощник человека.

Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения.

1

16.

Делу время - телевизору час.

Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения.

1

3 четверть (10 часов)

Про тебя самого (4 часа)

17.

Осанка - стройная спина.

Умение осуществлять планирование, рефлексию, самооценку своей двигательной активности. Показать, как важна для человека красивая осанка.

1

18.

Зарядка дарит бодрость.

Разучивание физминуток;

Решать проблему развития гиподинамии у детей. Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.

1

19.

Мышцы, кости и суставы.

Раскрыть функции скелета. Сформировать установку на бережное отношение к позвоночнику. Раскрыть возможности скелета. Раскрыть возможности человека. Объяснить необходимость совершенствовать себя.

1

20.

Как уберечься от переломов и растяжений.

Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. Уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, ожогах и др. травмах.

1

Твой режим дня (3 часа)

21-22.

Твой новый режим дня. Урок — спектакль (ролевая игра)

Умение правильно себя вести при организации игровой деятельности. Познакомить учащихся с режимом дня школьника; закрепление навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию.

2

23.

Разработка режима дня по минутам.

Познакомить учащихся с режимом дня школьника; Формировать навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию.

1

Сон - лучшее лекарство (1 час)

24.

Как сделать сон полезным.

Умение искать и находить компромиссы  при взаимодействии с близкими; умение вести наблюдение и анализ собственных действий; выделение существенной информации из разных источников; соблюдать режим дня.

1

Активный отдых (9 часов)

25.

Спортивная эстафеты:«Да здравствует страна Спортландия!»

Показать значение семьи в жизни человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. Воспитывать внимательное отношение ко всем членам семьи.

1

26.

Мы идём гулять. Прогулка.

Умение вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов; умение систематизировать информацию; умение положительно удовлетворять потребности общения; умение фиксировать результаты наблюдений.

1

4 четверть (7 часов)

27.

Сменная обувь - зачем она?

Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте.

1

28.

Одевайся по погоде. Наш дом моделей.

Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте.

1

29.

Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Умение осуществлять индивидуальную здоровьесберегающую траекторию с учётом общих требований и норм; знание основных правил закаливания собственного организма; умение получать и использовать различные виды информации. Умение выполнять правила поведения у водоёмов; способность контролировать собственную деятельность и поступки.

1

30.

Защита проектов: «Здоровым быть модно!»

Умение составить связный рассказ о собственных действиях и дать им оценку; умение дать оценку действиям своих ровесников; умение сообщить необходимую информацию на заданную тему; умение делать сообщения.

1

31.

Народные игры.

Подвижные игры.

Знание основных правил наиболее часто применяемых народных подвижных игр; умение вести себя в групповой деятельности. Умение выслушать инструктаж и придерживаться плана деятельности; умение дать оценку деятельности ровесников; умение жить по правилам; умение выделять отличительные признаки хорошего и плохого поведения; умение сравнивать и анализировать.

1

32.

Как стать здоровыми и сильными

Умение активизировать и отбирать необходимую информацию о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни

1

33.

Итоговое занятие. Физкультурный праздник «Олимпиада»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатная продукция:

  1. "Школа докторов природы или 135 уроков здоровья", Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005 год.
  2. "50 уроков здоровья", Н.Коростелев, М., 1991 год.
  3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 - 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  5. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе, / Начальная школа. Методические пособия для педагогов.

Плакаты.

Для учащихся: «Разговор о правильном питании».

Технические средства обучения

      1.классная доска

      2.интерактивная доска и проектор

      3.компьютер

      4.принтер, ксерокс.

      5.интернет-ресурсы по исследованию и сохранению здоровья.

            «Согласовано»                                                                                                                                   Зав. кафедрой начальных классов                                                                        ____________________Бортникова Е.И.                                                                          «_____»_августа_____ 2015 г.

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зам. директора по УВР                                                                        ____________________Черникова О.И.                                                                          «_____»_августа_____ 2015 г.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Занимательная математика» в 3  классе(научно – познавательное направление)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружка "Азбука этикета" для 1 класса

Данная рабочая программа разработана для работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для  2 класса. В помощь учителям...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности здоровья 1-4 классы"

Пояснителдьная записка, календарное планирование "Школа безопасности здоровья 1-4 класс"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1-4 клас...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Школа здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Школа здоровья" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа рассчитана на возраст детей 6,5 - 11 лет, занятия проводятся с ...