Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности здоровья 1-4 классы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Светлана Викторовна

Пояснителдьная записка, календарное планирование "Школа безопасности здоровья 1-4 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_bezopasnosti_zdorovya_1-4.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности здоровья» в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.

Цель:

Формирование знаний учащихся в области современных достижений гигиены, санитарии и здоровья, посредством познания окружающего мира с самим собой.

Задачи:

Обучающие:

- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью;

- уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;

- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

Развивающие:

- помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;

- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

- дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать представление о основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах;

- уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.

Воспитательные:

- воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;

- научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

Общая характеристика курса.

 Курс внеурочной деятельности «Школа безопасности здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Актуальность

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности здоровья» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира – с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 17 часов в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в 2 недели, продолжительность занятия 30-35 минут, на 17 часов в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.

Личностные, метапредметные, предметные результаты курса.

Личностные:

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Предметные:

начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки,

научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;

 освоят правила поведения и безопасности, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

научатся вести себя в экстренных ситуациях, проводить профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

 приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека

Метапредметные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работатьпо предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

1 класс

№ кружка

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Самопознание через чувство и образ (3 ч)

1

Я познаю себя

1

2

Мы все похожие и разные Я познаю других.

1

3

Человек в мире людей.

1

Школа здорового питания (5 ч)

4

Питание и эмоциональное состояние

1

5

Пищеварение: как это происходит?

1

6

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

7

Питание и индивидуальное здоровье.

1

8

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

1

Ослепительная улыбка на всю жизнь (14 ч)

9

Зачем человеку нужен рот и что в нем находится

1

10

Здоровое питание – здоровые зубы. Правила ухода за зубами

1

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами (2 ч)

11

Лекарственные препараты.

1

12

Табак. Пассивное курение.

1

Безопасность детей на дорогах (2 ч)

13

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы?

1

14

Загадки пустынной улицы. Двор тоже улица.

1

Поведение в экстремальной ситуации(3 ч)

15

Экстремальные ситуации. Поведение при пожаре.

1

16

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде.

1

17

Поведение при встрече с незнакомым человеком.

1

Учебно-тематическое планирование

2 класс

№ кружка

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Самопознание через чувство и образ

1

Я познаю себя

1

2

Мы все похожие и разные. Я познаю других.

1

3

Человек в мире людей

1

Школа здорового питания

4

Питание и эмоциональное состояние

1

5

Пищеварение: как это происходит?

1

6

Питательные вещества и из значение для роста и развития организма. Питание и индивидуальное здоровье.

1

7

Производство, хранение и распространение продуктов питания. Приготовление пищи.

1

Практическая работа №1

Ослепительная улыбка на всю жизнь

8

Здоровые зубы – здоровый организм. Строение зубов Чистка зубов..

1

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравленийлекарственными препаратами

9

Лекарственные препараты. Мир растений. Польза растений и таящиеся опасности.

1

10

Наркотические и токсические вещества. Рядом – опасный человек.

1

Безопасность детей на дорогах

11

Переход улиц. Правила перехода узких улиц.

1

Экскурсия №1

12

Правила перехода широких улиц.

1

13

Пешеходный переход. Мой друг светофор.

1

14

Я – пешеход. (Обобщающий урок)

1

Викторина.

Поведение в экстремальной ситуации

15

Экстремальные ситуации. Модели поведения.

1

16

Как звать на помощь в экстремальной ситуации? Как выйти из экстремальной ситуации?

1

17

Травмы – ожоги, ошпаривания, ожоги ротовой полости и горла, электроожоги

1

Практическая работа № 2

Учебно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Разделы занятий

Темы занятия

Количество часов

1

Почему мы болеем?

Причины болезни.

Признаки болезни.

1

1

2

Кто и как предохраняет нас от болезни?

Как организм помогает себе сам.

Здоровый образ жизни.

1

1

3

Что нужно знать о лекарствах.

Какие лекарства мы выбираем.

Домашняя аптечка.

1

1

4

Как избежать отравлений.

Отравление лекарствами.

Пищевые отравления.

1

1

5

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Если солнечно и жарко.

Если на улице дождь и гроза.

Опасность в нашем доме.

Как вести себя на улице.

Вода – наш друг.

Чтобы огонь не причинил вреда.

Чем опасен электрический ток.

1

1

1

1

1

1

1

6

Предосторожности при обращение с животными

Что мы знаем про собак и кошек

1

7

Повторение

Расти здоровым.

1

4 класс

п/п

 

Разделы занятия

 

Темы занятий

Количество часов

Дата

1.

Наше здоровье

Что такое здоровье

1

2.

Как помочь сохранить себе здоровье

Учимся думать и действовать.

1

КВН «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1

3.

Почему

некоторые привычки

называются вредными

Злой волшебник табак. Что мы знаем о курении.

 Алкоголь – ошибка

Тренинг безопасного поведения – наркотик.

Умей сказать «нет»!

Викторина «Почему я говорю- «Нет!» вредным привычкам.»

Тренинг безопасного поведения «Я умею выбирать».

Проект «Я выбираю здоровый образ жизни»

1

1

1

1

1

1

1

1

4.

Мы одна семья

Мальчишки и девчонки.

1

Моя семья.

1

5.

Повторение

Викторина «Умеем ли правильно питаться».

1

«День здоровья»

1

Конкурс рисунков «Будьте здоровы!»

1

Урок - путешествие «Наше здоровье»

1

Игра «Школа безопасности здоровья»

1

итого

17 ч.

Учебно-методическое и техническое  обеспечение программы

1.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья.

2.Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.

3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Рабочая программа внеурочной деятельности  В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 классы

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно-тематический план и учебно-тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов

Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 класс

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в...