Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружка "Азбука этикета" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана для работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_azbuka_etiketa.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Софринской СОШ № 2»
_______________________Никонова Н.В.
Приказ от «____»__________ 2015 г. № ____
Рабочая программа
по внеурочной деятельности –
кружка «Азбука этикета».
1 Б класс.
Составитель: Бортникова Е.И.,
учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса кружка «Азбука этикета» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы, примерными программами по внеурочной деятельности для начальной школы.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминагенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на произвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кт выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи программы:
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов. Внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъективности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Место курса в образовательном процессе
Занятия кружка «Азбука этикета» проводятся с учащимися 1 класса 1 раз в неделю, всего 33 учебных часа в год.
Основное содержание курса
Что такое вежливость?
Что такое этикет? Вежливые слова. Вежливая просьба. Вежливый разговор по телефону. Вежливый разговор с младшими и взрослыми.
Правила в гостях.
У тебя в гостях подруга или друг. Приглашение и встреча гостей. Поздравления и пожелания. Поведение за столом. Прощание с гостем. Игра в гости.
Твой характер.
Умей дружбой дорожить. Об уступчивости. О лени и трудолюбии. Какие бывают привычки? Сострадание к другим людям.
Твои правила поведения.
Правила поведения в школе, в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, поликлинике, библиотеке, кафе, парикмахерской. Правила поведения в природе.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация в их выполнении;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ученик получит возможность для формирования
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ученик получит возможность научиться:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись хода и решения задачи, собственной звучащей речи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- правилам культурного поведения в различных ситуациях;
- строить свою монологическую и диалогическую речь в соответствии с моральными нормами.
Ученик получит возможность научиться:
- правилам культурного своего культурного поведения а различных ситуациях, исходя из сформированности своих этических принципов и норм.
Учебно-тематическое планирование курса
№№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Что такое вежливость? | 9 | нет |
2. | Правила поведения в гостях. | 7 | нет |
3. | Твой характер. | 7 | нет |
4. | Твои правила поведения. | 10 | нет |
Итого: | 33 | нет |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Азбука этикета» в 1Б классе. 2015/2016 учебный год.
№№ п/п | Тема занятия | Коли-чество часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
плани-руемая | факти-ческая | ||||
1 четверть (9 часов) | |||||
Что такое вежливость? (9 часов) | |||||
1. | Вводное занятие. Что такое этикет? | 1 | Знакомство с понятием «этикет», необходимостью соблюдать этические нормы и правила в жизни. | ||
2-4. | Вежливые слова. | 3 | Знакомство с вежливыми словами в различных ситуациях общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, сочувствие, одобрение, просьба, совет). Знакомство с национальным этикетом – правилами поведения и речи, принятыми у русского народа. | ||
5. | Вежливая просьба. | 1 | Знакомство с речевыми формами выражения просьбы, адресованной к старшим и младшим, знакомым и незнакомым людям, в разных жизненных ситуациях. Знакомство с сопутствующими сигналами (тон, тембр голоса, мимика и жесты). | ||
6. | Вежливый разговор по телефону. | 1 | Освоение предметной ситуации (как набрать номер, пользоваться трубкой, значение звуковых сигналов). Знакомство с речевым поведением: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики). Освоение некоторых типичных речевых ситуаций, степени официальности разговора. Знакомство с этикетными ошибками в телефонных разговорах. | ||
7. | Разговор с малышами. | 1 | Знакомство с нормами заботливого отношения к младшим, помощи им. Знакомство со словами ободрения, поддержки, утешения. Знакомство с конкретными этикетными формулами совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания. Знакомство с сопутствующими сигналами: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюсканья. | ||
8-9. | Разговор со взрослыми людьми. | 2 | Знакомство с типовыми ситуациями, в которых возникает необходимость беседы с незнакомым (на улице, во дворе, в транспорте, в магазине и т.д.). Знакомство с формулами начала разговора, привлечения внимания, типовыми вопросами, сопутствующими сигналами. Знакомство с выбором темы для беседы по ситуации. | ||
2 четверть (7 часов) | |||||
Правила поведения в гостях (7 часов) | |||||
10. | Приглашение гостей. | 1 | Знакомство с нормами приглашения гостей, согласование приглашения с родителями и другими членами семьи. Знакомство с возможными формами приглашения гостей. | ||
11. | Встреча гостей. | 1 | Знакомство с нормами этикета при встрече гостей (формулы приветствия, ободрения). Знакомство с тем, как строить беседу с гостем, чем занять его. Знакомство с сопутствующими сигналами. Уяснить, что гостеприимство национальная черта русских людей. | ||
12. | Поздравления и пожелания. | 1 | Знакомство с различными видами поздравлений по поводу различных дат, традиционных и церковных праздников. Знакомство с правилами вкуса и чувства меры. Знакомство с контактными речевыми формулировками при поздравлении. | ||
13. | Как принимать подарки и поздравления. | 1 | Знакомство с правилами выбора и вручения подарка (индивидуального или коллективного), вкусом и чувством меры. Знакомство с правилами приема подарков и поздравлений. Знакомство с речевыми формулировками в данной ситуации (благодарность). | ||
14-15. | Правила поведения за столом. | 2 | Знакомство с правилами поведения за столом, непринужденной беседой, правилами угощения. Знакомство с хорошими манерами и сопутствующими сигналами. | ||
16. | Прощание с гостем. | 1 | Знакомство с правилами поведения в минуты прощания, этикетными выражениями прощания и сопутствующими формулами благодарности, одобрения. Обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания. Знакомство с формулами извинения как нормальной реакции человека, допустившего отступление от этических норм и сопутствующими сигналами. | ||
3 четверть (9 часов) | |||||
Твой характер (7 часов) | |||||
17-18. | Умей дружбой дорожить. | 2 | Знакомство с правилами дружеских отношений. Формирование навыков общения с друзьями в различных ситуациях. | ||
19. | Какие бывают привычки? | 1 | Знакомство с хорошими и плохими привычками в поведении людей. Разыгрывание практических игровых ситуаций при общении с друзьями. Знакомство с такими качествами личности как уважение к людям, доброта, такт и уважение, взаимопомощь, сострадание, сопереживание и другими смежными понятиями. | ||
20. | О лени и трудолюбии. | 1 | Знакомство с такими качествами личности как лень и трудолюбие. Разыгрывание ситуаций по теме занятия. | ||
21. | Об уступчивости. | 1 | Знакомство с уступчивостью как признаком силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Знакомство с уступчивостью как формой поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Знакомство с речевыми формулами, помогающими избегать конфликтов. Уточнение контактных форм этикета и сопутствующих сигналов. | ||
22-23. | Сострадание к другим людям. | 2 | Знакомство с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуациями их употребления. Анализирование пословиц о сострадании, утешении. Разыгрывание ситуаций по теме занятия. | ||
Твои правила поведения (10 часов) | |||||
24. | Поведение в общественном транспорте. | 1 | Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Знакомство с правилами общения с другими пассажирами, речевым поведением: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формы вежливости (как уступить место). Знакомство с сопутствующими сигналами и жестами. | ||
25-26. | Поведение в театре, кино, цирке. | 2 | Освоение предметной ситуации: билет, его функция, оплата. Речевое поведение при покупке билета. Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Знакомство с правилами поведения зрителей во время спектакля, после него. Освоение норм речевого поведения и формул восхищения, одобрения. Знакомство с параметрами поведения в общественных местах. | ||
27. | Поведение в поликлинике. | 1 | Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Освоение норм речевого поведения в регистратуре, кабинете врача. Формирование умения точно назвать свой адрес, фамилию, имя. Знакомство с формулами обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Освоение параметров поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. | ||
28. | Поведение в библиотеке. | 1 | Освоение предметной ситуации: читательский абонемент, условия выдачи книг на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Освоение норм речевого поведения в читальном зале, сопутствующих речевых формул благодарности, приветствия и прощания. | ||
29. | Поведение в кафе. | 1 | Освоение предметной ситуации: буфет, буфетчица, официант, самообслуживание, разные виды кафе. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в школьной столовой и в кафе. Знакомство с нормами речевого поведения: разговор с буфетчицей, с официанткой. Выработка умения сделать заказ, поблагодарить, вести разговор за столом. Закрепление этикетных навыков поведения за столом. | ||
30. | Поведение в парикмахерской. | 1 | Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Знакомство с нормами поведения клиента в ожидании стрижки, во время стрижки, преодолении возможного страха. Знакомство с нормами ведения беседы с мастером, выражением удовлетворения и благодарности. Участие в обсуждении вопроса о прическах и этикетном образе человека, о понятии вкуса и чувства меры. | ||
31-32. | Правила культурного поведения в природе. | 2 | Знакомство с правилами культурного поведения в лесу, соблюдения тишины и чистоты. | ||
33. | Итоговое занятие – викторина. | 1 | Знакомство с жанровым разнообразием разговоров, видами разговоров (деловыми и бытовыми), дружескими разговорами, этическими основами разговора, содержания разговора. Участие в итоговой викторине. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. Екатерибург. Литур. 2002.
- Мищенкова Л.В. Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие для 1 класса. М., Рост, 2015.
Технические средства обучения:
- Классная доска.
- Интерактивная доска и проектор.
- Компьютер.
- CD и DVD диски по этике в 1 классе.
- Интернет – ресурсы к занятия по этике.
«Согласовано» Зав. кафедрой начальных классов ____________________Бортникова Е.И. «_____»_августа_____ 2015 г.
«Согласовано» Зам. директора по УВР ____________________Черникова О.И. «_____»_августа_____ 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...