Формирование здорового образа жизни
статья по зож (1 класс) на тему

Савич Наталья Викторовна

о

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию здорового образа жизни в 1 классе

     Ещё в детском саду будущие первоклассники осваивают начала здорового образа жизни и  

получают представление о здоровье и его охране: для чего нужно мыть руки, чистить зубы, выполнять гигиенические процедуры утром и вечером, закаливать организм, заниматься спортом, утренней гимнастикой, активно пребывать на свежем воздухе для укрепления здоровья. Здесь же формируется представление о гигиенических основах организации собственной деятельности – необходимость достаточной освещённости, свежего воздуха, правильной позы и т. д.

             Поэтому в 1 классе нет необходимости обучать этому детей. Однако на 7-ом году жизни приходят в соответствие основные нервные процессы детей – возбуждение и особенно торможение. А, значит, многие действия по охране и укреплению своего здоровья ребёнок может совершать осознанно.

             В связи с этим на 1-ый план выходит понимание необходимости соблюдения нового режима дня, правил поведения в обществе, ПДД, гигиенических норм и правил, культуры общения,  особенностей поведения с чужими взрослыми. для сохранения не только здоровья, но и работоспособности для возможности без особых усилий переносить учебные нагрузки, выполнять все учебные действия, сознательно усваивать материал, избегать физических и психических перегрузок, т. к. только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое возможно успешное обучение.

           Организация жизни первоклассников – очередной и очень трудный переходный период в жизни детей и многих родителей. Поэтому беседы о режиме дня  и правилах поведения в школе проводятся в 1-ом классе в первую очередь: с родителями – на родительском собрании перед        1 сентября, на первом собрании и на всех последующих с конкретными примерами; с детьми – в первые дни обучения в школе.

           Безопасность детей в школьном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психического благополучия: беседы о предупреждении травматизма, о правилах поведения на переменах, в столовой провожу в 1-ый день каждой четверти и регулярно в течение года. Одно из основных условий безопасности школьников – развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Поэтому со всеми детьми, находящимися в зоне риска, психолог школы проводит беседы и, при необходимости, занятия. Так же психолог школы проводит в вечернее время «Лекторий для родителей», куда включены темы по охране здоровья. Наши родители с удовольствием его посещают.

           Ребёнок младшего школьного возраста должен быть аккуратным и чистоплотным. Для этого в цикл классных часов включаю беседы о значении гигиенических процедур. На родительских собраниях даю конкретные рекомендации родителям. Лекцию о необходимости мыть руки проводили волонтёры, для урока о правильности ухода за зубами фирмой « blend-a-med» были предоставлены дидактические материалы и пособия, все желающие дети прошли профилактическое обследование у зубного врача. Так же во время классных часов поводила беседы о необходимости закаливания, занятий спортом,  правильного подбора одежды, о необходимости утренней гимнастики и водных процедур, о необходимости прогулок на свежем воздухе и  почему нельзя гулять в мороз, как нужно выглядеть и одеваться, зачем нужно беречь своё здоровье – « Моё здоровье – моё богатство, здоровье нации – здоровье каждого из нас»; о необходимости с пользой проводить свободное время, о занятиях в кружках.

             Дети должны понимать, почему нельзя общаться с заболевшими и как уберечь себя от гриппа, как можно уберечься от заболеваний при контакте с больным, о мерах по предупреждению некоторых заболеваний, в том числе инфекционных, об основах здорового образа жизни.  Необходимо приучать детей заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, формировать элементарные представления о том, что полезно, а что вредно. Многие из этих тем включены в темы уроков по окружающему миру. По ряду тем проходил просмотр учебных фильмов.

            Закрепление правил по технике безопасности при занятиях физкультурой и спортом проходят на уроках физического воспитания. На классных часах  для детей, а на родительских собраниях для их родителей провожу  беседы по пропаганде  спортивных секций  и спорт.школ для мл. школьников, имеющихся в районе и городе.   Так же провожу беседы об осторожности при купании в водоёмах и бассейне.

             На уроках технологии провожу обязательный инструктаж о пользовании различными инструментами, необходимыми для выполнения работ.

На всех уроках провожу физ. минутки, дети не только отдыхают , но и убеждаются в чередовании труда и отдыха. Это и физ. упражнения, и упр. для глаз, и минутки релаксации.

               Дети обучаются простейшим приёмам оказания первой медицинской помощи сверстникам в экстремальных ситуациях. По плану школы первоклассники участвуют в тренировках по ГО.

              Первоклассники должны хорошо ориентироваться на дорогах. По изучению ПДД разработана  специальная программа для начальной школы. Кроме того в школе и районе проходят конкурсы рисунков и игр для младших школьников.

               В течение года и особенно в последний учебный день перед каникулами обязательно провожу беседу « Один дома», «Где можно и где нельзя играть на улице», « Ты велосипедист» и т. д. Первоклассник должен знать адрес своего места жительства, телефон, уметь пользоваться нужными в экстренных случаях телефонами и обращаться к сотруднику милиции за помощью. На классных часах и уроках по окружающему миру проводится инструктаж по общению с чужими взрослыми.

                 Обязательно, особенно в преддверии Нового года,  проходят беседы о противопожарной безопасности. В этом году беседу о противопожарной безопасности у ёлки проводили волонтёры.

             На родительском собрании были даны рекомендации для родителей как провести с ребёнком беседу о предупреждении и защите от бандитизма. После каждого экстремального случая, произошедшего в школе и районе, проводится профилактическая беседа с детьми.

              Представление о взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на здоровье человека и деятельности человека на природу формируется в рамках предмета                 « Окружающий мир». Природоохранительное просвещение и природоохранная деятельность человека представлены в следующей схеме: « природа – человеку»( многогранная материальная, эстетическая, оздоровительная значимость природы для человека); « человек – природе»                 ( положительная и отрицательная деятельность человека в природе); влияние негативной деятельности человека в природе на его здоровье; правила охраны природы.  Курс позволяет использовать огромные возможности мира, окружающего ребёнка, для развития его души, эмоций, экологической и эстетической культуры. Дети приходят к пониманию трёх основных законов экологии: «  Всё должно куда-то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не проходит даром». Для подтверждения этих истин в школе проходят сборы макулатуры и неделя правовых и экологических знаний, конкурсы рисунков по здоровому образу жизни и охране природы  в которых первоклассники принимают посильное участие.

безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций, способы их предупреждения , учатся здоровому образу жизни и охране своего здоровья.  

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конспект Занятия по формированию здорового образа жизни «Друзья здоровья»

В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...