Рабочая программа по внеурочной деятельности - клуб "Здоровячок", 1 класс
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему
В данной работе приводится рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления - клуба "Здоровячок" в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kluba_zdorovyachok.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Софринской СОШ № 2»
_______________________Никонова Н.В.
Приказ от «____»__________ 2015 г. № ____
Рабочая программа
по внеурочной деятельности –
клуба «Здоровячок».
1 Б класс.
Составитель: Бортникова Е.И.,
учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса клуба «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы.
Текущее десятилетие стало революционным для целого поколения в России. Это связано не только со сложной общественно-политической ситуацией в стране, но и с серьезными психологическими изменениями в окружающем мире. Появились принципиально новые ценности, о которых не знали люди старшего и средних поколений. Биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Феномен хорошо отлаженной работающей машины представляется желательным образом для всех сфер жизни, включая медицину. Становятся пророческими слова философа Мартина Хайдеггера: «Смысл техники сокрыт от нас. Мы не успеваем осмысливать значение новых технических средств, мы едва успеваем их потреблять, не считаясь с возможностями и запросами своего организма, своей личности. Эта проблема особенно актуальна для Москвы и Подмосковья, на которую обрушился шквал электронной, бумажной, «пищевой», наркотической и иной информации со всего мира.
Употреблять ее в полном объеме невозможно и даже вредно, а разобраться, что хорошее, а что плохое, - трудно. Это не всегда по силам взрослому населению, что же говорить о детях. У них все чаще стали наблюдаться случаи ригидного, ограниченного и болезненного восприятия мира, которое врачи-психиатры называют неврозом.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное ВЗ в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, - скорее лозунг, чем специально работающее понятие. Бесспорно, что здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Главная цель клуба «Здоровячок» - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. В начальной школе многие темы касаются отдельных качеств человека. Предлагаемая программа – это первая попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служат самопознанию, самовосприятию, самоуважению. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Цель данного курса:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Исходя из главной цели были сформулированы и задачи программы:
- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного, от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного, научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками, научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений. Ориентированных на собственное здоровье;
- познакомиться с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
Место курса в образовательном процессе.
Занятия проводятся с учащимися 1 класса 1 раз в неделю (всего 33 учебных занятия в год).
Содержание программы.
Самопознание через чувство и образ.
Что такое здоровье? Я познаю себя. Внешнее и внутреннее строение человека. Скелет и мышцы –наша опора. Что такое осанка? Как сформировать и сохранить красивую осанку? Уход за руками и ногами. Кожа – надежный защитник организма. Гигиена кожи. Правила личной гигиены. Строение и гигиена органов зрения и слуха. Что такое сон человека и для чего он нужен организму. Я – ученик. Настроение ученика в школе и после школы.
Ослепительная улыбка на всю жизнь.
Зачем человеку рот и что в нем находится? Какие зубы есть у человека, их название, строение и функции. Правила ухода за зубами. Как правильно чистить зубы? Здоровое питание – здоровые зубы. Как нужно беречь зубы?
Школа здорового питания.
Зачем человеку нужно питаться? Строение и функционирование пищеварительной системы человека. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма человека. О пользе овощей и фруктов, молока и меда. Питание и индивидуальное здоровье. Полезные и вредные продукты для организма. Откуда пришел хлеб? Традиции русской национальной кухни. Гигиена питания. Производство, хранение и распространение продуктов питания.
Профилактика аддитивного поведения.
Полезные и вредные привычки. О вреде курения и алкоголизма. Лекарственные препараты, правила их употребления и хранения. Что такое толерантность? Инфекционные и неинфекционные болезни. Зачем нужно делать прививки? Безопасность при работе на компьютере, просмотре телевизионных передач.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты.
Ученик научится:
- быть готовым и способным к саморазвитию;
- сформируется мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловым установкам, отражающим их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личные качества.
Ученик получит возможность научиться:
- сформировать основы российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, научится работать по предложенному учителем плану;
- научится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать свои образовательные достижения;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), работать в парах и малых группах.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- понимать смысл выражения «здоровый образ жизни» и его составляющих;
- понимать строение и работу органов человека, правил их гигиены;
- понимать строение, функции зубов, правилам их гигиены;
- понимать зачем человеку нужно питаться и из чего должен состоять рациональное питание;
- понимать роль эмоций человека для его здоровья;
- понимать, что такое полезные и вредные привычки, инфекционные и неинфекционные болезни.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать роль питательных веществ для роста и развития организма человека (белки, жиры, углеводы и витамины);
- понимать, что такое толерантность и стремиться жить в соответствии с нормами общения людей.
Учебно-тематическое планирование курса
№№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Самопознание через чувства и образ. | 12 | нет |
2. | Ослепительная улыбка на всю жизнь. | 5 | нет |
3. | Школа здорового питания. | 8 | нет |
4. | Профилактика аддитивного поведения. | 8 | нет |
Итого: | 33 | нет |
Календарно-тематическое планирование занятий клуба «Здоровячок» в 1Б классе. 2015/2016 учебный год.
№№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
планиру-емая | факти-ческая | ||||
1 четверть (9 часов) | |||||
Самопознание через чувства и образ (12 часов) | |||||
1. | Что такое здоровье. | 1 | Знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни» и его составляющими. | ||
2. | Я познаю себя. Внешнее строение человека. | 1 | Знакомство с внешним строением человека. Умение выделять основные части внешнего строения человека: голова, туловище, верхние и нижние конечности. | ||
3. | Я познаю себя. Внутреннее строение человека. | 1 | Знакомство с внутренним строением человека, системами его органов и их назначением. | ||
4. | Кожа – надежная защита организма. | 1 | Знакомство со строением кожи, ее назначением. Знакомство с правилами гигиены кожи. | ||
5. | Скелет и мышцы – наша опора. Что такое осанка? | 1 | Знакомство со скелетом человека и мышцами, их ролью в организме. Знакомство с понятием «осанка», правилами поддержания правильной осанки. | ||
6. | Уход за руками и ногами. | 1 | Знакомство с ролью верхних и нижних конечностей для человека и правилами их гигиены. | ||
7. | Забота о глазах. | 1 | Знакомство со строением глаз – органов зрения. Гигиена органов зрения. | ||
8. | Чтобы уши слышали. | 1 | Знакомство со строением уха – органа слуха. Гигиена органов слуха. | ||
9. | Правила личной гигиены. | 1 | Знакомство с правилами личной гигиены. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. | ||
2 четверть (7 часов) | |||||
10. | Я ученик. Мое настроение в школе. | 1 | Знакомство с эмоциями (положительными и отрицательными), с необходимостью поддержания хорошего настроения в школе при общении с учениками и учителями. | ||
11. | Ты пришел из школы. | 1 | Знакомство с режимом дня школьника, составление режима дня. | ||
12. | Сон – лучшее лекарство. | 1 | Знакомство с необходимостью сна для организма человека, гигиеной сна. | ||
Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов) | |||||
13. | Зачем человеку рот и что в нем находится? | 1 | Знакомство со строением органов, находящихся во рту человека, их назначением. | ||
14. | Правила ухода за зубами. | 1 | Знакомство со строение зубов, их видами и назначением. Знакомство с правилами ухода за зубами. | ||
15. | Как правильно чистить зубы? | 1 | Знакомство с правилами чистки зубов, назначением и выбором зубной щетки, пасты, зубной нити. | ||
16. | Здоровое питание – здоровые зубы. | 1 | Знакомство с ролью правильного питания для поддержания здоровья зубов. Знакомство с назначением и правилами использования жевательной резинки. | ||
3 четверть (9 часов) | |||||
17. | Как нужно беречь зубы? | 1 | Знакомство с правилами сохранности зубов, мерами безопасного поведения на улице и дома. | ||
Школа здорового питания (8 часов) | |||||
18. | Зачем мы едим? | 1 | Знакомство с назначением пищи для организма человека. | ||
19. | Система пищеварения человека. | 1 | Знакомство со строением и работой системы пищеварения человека. | ||
20. | Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. | 1 | Знакомство с важнейшими группами питательных веществ (белками, жирами, углеводами, витаминами), их назначением и содержанием в различных продуктах питания. | ||
21. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Знакомство с витаминами, их ролью в организме человека и продуктами, содержащими витамины. | ||
22. | О пользе молока и меда. | 1 | Знакомство с питательной пользой молока и меда, их производством и правилами их употребления. | ||
23. | Откуда к нам хлеб пришел? | 1 | Знакомство с технологией выращивания и производства хлеба, его ролью в питании человека. | ||
24. | Праздник русской кухни. | 1 | Знакомство с традиционными продуктами и блюдами русской национальной кухни. | ||
25. | Производство, хранение и распространение продуктов. | 1 | Знакомство с правилами производства, хранения и распространения различных продуктов питания. Знакомство с приемами обработки различных продуктов питания. Знакомство с полезными и вредными продуктами питания. | ||
4 четверть (8 часов) | |||||
Профилактика аддитивного поведения (8 часов) | |||||
26. | Полезные привычки. | 1 | Знакомство с полезными привычками (соблюдение правил личной гигиены, режима дня, занятия спортом и закаливание). | ||
27. | Вредные привычки. | 1 | Знакомство с вредом, наносимым организму человека курением, алкоголем. Формирование умения сказать «нет» вредным привычкам. | ||
28. | Что такое толерантность? | 1 | Знакомство с понятием «толерантность», участие в благотворительной деятельности и помощи инвалидам и нуждающимся людям. | ||
29. | Лекарственные препараты, правила их использования и хранения. | 1 | Знакомство с видами и назначением лекарственных препаратов, правилами их применения и хранения. | ||
30. | Инфекционные и неинфекционные болезни. | 1 | Знакомство с инфекционными и неинфекционными болезнями и способами их профилактики. | ||
31. | Зачем нужно делать прививки? | 1 | Знакомство с видами и назначением прививок, понимание необходимости прививок. | ||
32. | Безопасность при работе на компьютере. | 1 | Знакомство с правилами безопасности при работе на компьютере. | ||
33. | Итоговый урок – конкурс «Я здоровье берегу». | 1 | Обобщение и закрепление полученных за год знаний. Участие в подготовке и проведении конкурса «Я здоровье берегу». |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
- Педагогика здоровья. Методическое пособие под редакцией В.Касатова. М., Линка-Пресс, 2005.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М., Вако. 2008.
Печатные пособия:
- Наглядный материал по основам здорового образа жизни.
- Уроки здоровья. Таблицы. 1 класс.
Технические средства обучения:
- Классная доска.
- Интерактивная доска и проектор.
- Компьютер.
- Принтер, ксерокс.
- CD и DVD диски по ЗОЖ в 1 классе.
- Интернет – ресурсы к урокам здоровья.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Наборы муляжей продуктов питания.
2. Набор предметных картинок.
3. Наборное полотно.
4. Набор настольных игр по ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...