Методическая разработка по здоровьесбережению.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Белоус Елена Владимировна

"Динамическая пауза в учебном прцессе - залог сохранения здоровья школьников" Комплексы упражнений для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_fizminutka.docx300.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

« Динамическая пауза в учебном процессе –

 залог сохранения здоровья школьников».

Комплексы упражнений для младших

школьников

                                                       

Составил:  учитель начальных классов

                     Белоус Елена Владимировна

                                                                2012 г.

                       Роль физкультминуток на уроках.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Рассматривая учебный процесс  с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
— движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
— недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;

Физкультурные минутки  во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.

Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.

Задачи:

·        Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.

·        Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений.

·        Сформировать интерес школьников к занятиям физическими упражнениями.

·        Сформировать простейшее представление о влиянии физических упражнений  на самочувствие.

·         Сформировать знания, умения и навыки по самостоятельному выполнению физических упражнений.

 

Рекомендации по организации и проведению физкультминуток:

1)     Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут, в момент появления  у учащихся признаков утомления, обычно это происходит на 20-25 минуте урока, у 6-леток – на 10-15 минуте.

2)     Сигналом для выполнения физкультминутки являются  признаки, которые указывают на утомляемость учеников: снижение внимания, общий шум, покраснение на лице, заторможенность движений (некоторые дети ложатся на парту, часто отвлекаются, не воспринимают объяснение учителя).

3)     В комплекс подбираются физические упражнения  в такой последовательности: потягивание, движения рук, повороты туловища, подскоки на месте, ходьба на месте, дыхательные упражнения.

4)     Комплекс  включает 3-4 упражнения.

5)     Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.

6)     Выполнение упражнений должно быть эмоциональное, в начальной школе может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов  в ритме движений.

7)     Комплексы могут выполняться сидя, стоя, вслед за показом, вместе с учителем .

8)     Следует обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости.

9)     Упражнения для глаз можно выполнять вместе с упражнениями физкультминутки, фиксируя взгляд на кисти рук.

10)    Физкультминутки следует рекомендовать  детям во время выполнения домашних   заданий, говорить об этом родителям.

11)    Комплекс целесообразно менять через 2-3 недели.

12)    Во время физкультминутки желательно открыть фрамуги и включить музыку.

13)    Постоянство в проведении физкультминуток вырабатывает  у учащихся потребность физической разгрузки, не вызывает негативного отношения к двигательным упражнениям.

В данной работе представлены комплексы упражнений,  которые можно проводить во время уроков, перед  занятиями, также во время выполнения домашних заданий.

                        Комплекс  упражнений № 1 ( для уроков письма)

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти 

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища 

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 -  повернуть туловище  направо, 2 -  повернуть туловище  налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 -левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

5.Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

6. Упражнения для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить  ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3 с. Ладони на стол. Открыть глаза.

                           Комплексы упражнений общего воздействия 

  Комплекс 1

  1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
  2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
  3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
  4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
  5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
  6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.

Комплекс 2

  1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
  3. И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
  5. И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10-12 раз.
  6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течении 30-40 сек. Выполнять медленно.

Комплекс 3

  1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
  3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
  4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
  5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
  6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.          

Комплекс 4

  1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед- выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
  3. И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх- направо, после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
  5. И.п. - кисти на затылок. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
  6. И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 секунд. То же правым глазом.

                                   Комплексы упражнений для глаз

Комплекс 1

  1. Исходная позиция (и.п.) - сидя, откликнувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.
  5. И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 2

 И. п. - сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо-вверх.

- глаза влево-вверх.

- глаза вправо-вниз.

- глаза влево-вниз.

Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, открыть глаза.

Комплекс 3

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2 -3раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3 -4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Комплекс 4

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 4 – 6 раз.

Физкультпаузы при выполнении домашнего задания

Комплекс № 1

1) И. п. — сидя за партой (столом), руки за голову. 1—2 — руки вверх, потянуться; 3—4 — И. п.

2) И. п. — сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1—2 — наклон вправо; 3-4 - И. п. То же влево.

3) И. п. — сидя за партой. 1-2 - встать, выпрямиться; 3—4 - И. п.

4) И. п. — сидя за партой. 1—2 — встать, руки к плечам; 1—2 — руки вверх; 3—4 - И.

Комплекс № 2

1) И. п. - сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1-2 - поворот туловища вправо, руки вверх; 3—4 - И. п.

2) И. п. - сидя за партой, руки за голову. 1 -2 - поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3-4 - И. п.

3) И. п. - стоя за партой, руки на парту. 1-2 - сесть за парту; 3-4 - И. п.

4) И. п. - стоя за партой, руки на пояс; 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, потянуться; 3 - руки в стороны; 4 - И. п.

Комплекс № 3

1) И. п. - сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1-4 - поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2) И. п. - основная стойка у парты, руки к плечам. 1-4 - одновременные круговые движения вперед; 5-8 - назад; пауза. Повторить Зраза.

3) И. п. - сидя за партой, руки за голову, пальцы «в замок». 1-2 - руки вверх ладонями вверх; 3-4 - И. п. Темп средний.

4) И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - поворот вправо, руки в стороны; 2 - И. п. То же влево.

Комплекс № 4

1)И. п. - сидя за партой, руки за голову. 1-2-поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3-4 - И. п. То же влево.

2) И. п. - сидя за паргой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 - руки вперед, пальцы разжать; 2 - И. п.

3) И. п. - стоя у парты, руки на пояс. I - руки в стороны; 2 - вверх; 3 — в стороны; 4 - И. п.

Комплекс № 5

1) И. п. - сидя за партой, руки вытянуты вперед, поднять руки вверх, прогнуться, посмотреть вверх; вернуться в И. п.

2) И. п. - сидя на краю парты руки за голову, локти вперед. Выпрямляя, поднять правую ногу вперед, локти отвести в сторону; вернуться в И. п. То же другой ногой.

3) И. п. - сидя за партой, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.

Комплекс № 6

1) И. п. - сидя за партой, руки на голову, пальцы сцеплены. Поднять руки вверх ладонями вверх (пальцы сцеплены), прогнуться, посмотреть на руки; вернуться в И. п.

2) И. п. — сидя за партой, руки на коленях, пальцы сжаты в кулак. Встать, руки вперед, пальцы разжать, вернуться в И. п.

3) И. п. — руки на сиденье парты. Прогнуться назад, вернуться в И. п.

Комплекс № 7

1) И. п. - стойка ноги врозь. Правую руку через сторону верх, левую за спину; вернуться в И. п. То же начиная с левой руки.

2) И. п. — руки к плечам. Наклониться вправо, руки вверх; вернуться в И. п. То же в другую сторону.

3) И. п. — руки на поясе. Отвести локти назад, прогнуться, вернуться в И. п.

Комплекс № 8

1) И. п. — основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2) И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой. Повороты туловища вправо, руки в стороны; вернуться в И. п. То же в другую сторону.

3) И. п. — стойка, руки за спиной. Присесть, руки вперед; вернуться в И. п.

Комплекс № 9

1) И. п. — основная стойка, стоя около парты. Руки вперед — вверх, потряхивая кистями, потянуться; руки через стороны вниз, потряхивая кистями; вернуться в И. п.

2) И. п. — ноги врозь, руки за спиной. Наклон вправо, левую руку вверх; вернуться в И. п. То же в другую сторону.

3) И. п. - руки на поясе. Отвести правую ногу назад, руки за голову; вернуться в И. п. То же левой ногой.

Комплекс № 10

1) И. п. - основная стойка. Ходьба, высоко поднимая бедра и размахивая руками.

2) И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью. Пружинистые рывки согнутыми руками назад, поворот туловища вправо, руки в стороны, ладонями кверху; вернуться в И. п. То же с поворотом влево.

3) И. п. — ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, леваярука скользит по левому боку к плечу, правая — по правому бедру вниз; вернуться в И. п. То же в другую сторону.

4) И. п. — стойка ноги вместе, руки вперед в стороны. Мах левой ногой, коснуться носком ноги пальцев правой руки; вернуться в И. п. То же другой ногой.

5) И. п. - ноги на ширине плеч, руки вперед. Наклоны вперед, стараясь коснуться пальцами пола.

6) И. п. - основная стойка. Руки вверх, потряхивая кистями, прогнуться; вернуться в И. п.

Комплекс №11

1) И. п. - основная стойка. Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в И. п.

2) И. п. - стойка, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.

3) И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны; вернуться в И. п.

4) И. п. - присед на носках, руки на коленях. 3 прыжка на месте в приседе, выпрямиться.

5) И. п. - основная стойка. Выпад правой ногой вперед, руки вверх, в стороны; вернуться в И. п. То же левой ногой.

6) И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, расслабить мышцы, уронить руки вниз и потрясти ими; вернуться в И. п.

                 «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

                                                      ( К.Д. Ушинский )

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки возможностей реализации задач здоровьесбережения

Методические рекомендации учителю начальных классов по здоровьесбережению...

Методическая разработка "Технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения в начальной школе"

Методическая разработка "Технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения в начальной школе"...

Методическая разработка по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе.

Основные элементы здорового образа жизни –режим дня, правильное питание , двигательная активность ,отказ от вредных привычек ,закаливание.И всё это надо развивать с детства. Физическое состояние детей...

Методическая разработка "Возможности здоровьесбережения на уроках музыки"

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сегодня перед школой стоит важная проблема – создан...

Методическая разработка внеурочного занятия по здоровьесбережению в группе продлённого дня

План - конспект внеурочного занятия по здоровьесбережению в группе продлённого дня Предмет: здоровьесбережение.Класс: 1Тип урока: внеурочное занятие.Технология построения урока: организацион...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка. Конспект занятия по здоровьесбережению в ГПД "В гости к витаминам"

Методическая разработка. Конспект занятия по здоровьесбережению в ГПД "В гости к витаминам".Конспект занятия для 1 класса.Цели: - познакомить с понятием «витамины»;- рассказать о...