Программа кружка Юный эколог
рабочая программа по зож на тему
Жить в согласии с природой - необходимое условие сохранения цивилизации. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_ekolog.docx | 68.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 »
с. Кара-Тюбе
Нефтекумского района Ставропольского края
Программа кружка
«Юный эколог»
рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет
срок реализации 2012-2015 год.
Автор: учитель начальных классов
Мустафаева Таисия Залимхановна
2012-2015 учебный год
Программа разработана для детей 8-10 лет. Время реализации программы три года. Первый год – 34 часа. Второй год – 34 часа. Третий год – 34 часа. За основу представленной программы взята государственная программа кружка «Юный эколог». Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ исследователей программы в условиях внедрения ФГОС. Представленная программа рассчитана на удовлетворение тех учащихся, которые живо интересуясь зоологией, ботаникой и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных явлениях в растительном и животном мире. Программа помогает понимать и отвечать на вопросы о погоде на земле, определять её влияние на повседневную жизнь.
Цель программы: - удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Познавательные:
-расширить представление о животном и растительном мире.
Развивающие:
-развить понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
-формировать интерес к науке, исследовательской деятельности;
-выработка навыков планирования, проведения и оформления результатов исследовательских работ.
Воспитательные:
-бережное отношение ко всему живому на планете Земля;
-рациональное использование природных ресурсов;
-определение своего места в деле сохранения окружающей среды.
Обучающее:
-научить детей работе с объектами живой и неживой природы в условиях их обитания;
-научить условиям самостоятельной работы;
-научить состояние окружающей среды, определять меру воздействия человека на неё.
Пояснительная записка
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребёнка путём совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа творческого кружка «Юный эколог» на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные и групповые творческие работы одарённых и увлечённых детей.
В целом курс программы развивает у учащихся бытовые знания экологии о природе:
-формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими школьниками, как частью природы;
-воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт их от разрушительных для экосистем действий.
Всего на учебный год – 34 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья («Дадим вторую жизнь вещам»).
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут и т.д., а также экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие детей, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляет их интересы.
Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:
- «Бомбы замедленного действия» на нашей планете.
- Дурные пристрастия.
- Всё для гурманов есть в природе.
- Жизнь лесных дебрей.
- Растения - гениальные инженеры природы.
Начиная с темы «Бомбы замедленного действия» на нашей планете, мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьёзным материалом.
В программе большое внимание уделяется забота о своём здоровье, как об экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения («Экология человека», «Экология в нашем доме» и др.), а на втором году обучения – раздел программы «Дурные пристрастия», при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
В течении второго года обучения ребята узнают о жизни леса («Жизнь лесных дебрей»), глубже изучат удивительные создания природы – растения. Заканчивается курс второго года обучения темой «Растения – гениальные инженеры природы», где подводится итог всему изученному ранее.
Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения – воспитание у ребят убеждённости в необходимости охраны природы и её изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Курс третьего года обучения ставит перед собой следующие задачи:
-сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;
-научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;
-развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.
Ребята, обучающие третий год – инструкторы, будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача – пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую ответственность.
Большое внимание программы третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.
Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками , составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны («Дурные пристрастия»). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческий организм.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Юный эколог», является:
1 год обучения:
-умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
-умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
-активное участие в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
-умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
-умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
-знание основных экологических проблем села, форм и методов охраны окружающей среды.
3 год обучения:
-умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
-умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
Организационное занятие | 1 | 1 | ||
Основы экологического образования | 1 | |||
Экология и экономия в собственном кошельке. | 1 | 1 | ||
Природа – наш общий дом | 1 | 1 | ||
Основные составляющие природы. | 1 | 1 | ||
Пищевые связи | 1 | 1 | ||
Мир полон хищников | 1 | 1 | ||
И на хищников есть управа | 1 | 1 | ||
Конкуренция и соперничество | 1 | 1 | ||
Дружба в природе | 1 | 1 | ||
Тайны живой природы | 1 | 1 | ||
Как строить экосистему | 1 | 1 | ||
Воздух, значение его чистоты для живых организмов | 1 | 1 | ||
Царство почвы – уникальный мир природы | 1 | 1 | ||
Вода – чудо природы | 1 | 1 | ||
Вода и живые организмы | 1 | 1 | ||
Агитзанятие «Не засоряйте берега водоёмов» | 1 | 1 | ||
Пресные воды – наше богатство | 1 | 1 | ||
Основные источники загрязнения водоёмов | 1 | 1 | ||
Жизнь водных пространств и экология | 1 | 1 | ||
Приматы моря | 1 | 1 | ||
Уязвимое море | 1 | 1 | ||
Экологический рассказ. Диспут | 1 | 1 | ||
Экология в нашем доме | 1 | 1 | ||
Экомир в нашем доме | 1 | 1 | ||
Экология человека | 1 | 1 | ||
Экология и генетика | 1 | 1 | ||
Экология насекомых | 1 | 1 | ||
Бионика – наука о подражании живым существам | 1 | 1 | ||
Агитзанятия «Секреты леса» | 1 | 1 | ||
А мы тоже пахнем | 1 | 1 | ||
Растения лечат людей | 1 | 1 | ||
Природа моей страны | 1 | 1 | ||
Красная книга | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРГРАММЫ:
Первый год обучения
1.Организационное занятие
Знакомство с ребятами, Задачи объединения. Техника безопасности.
2.Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принцип обманного благополучия. Экология и мы.
3. Экология и экономия в собственном кошельке
Почему скупой платит дважды. Давайте посчитаем. Меры личной безопасности.
4. Природа – наш общий дом
Природа об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
5.Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек – часть природы.
6. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие «заслуги». Может ли человек вмешиваться в природу?
«Почему погибла дубрава?»
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
7.Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения – хищники.
Самостоятельная работа:
- Придумать цепь питания, из 3-х звеньев
- Цикл питания
- Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ «Доброе слово о хищниках»
8. И на хищников есть управа.
Растения – жертвы. Жертвы защищают ядом, шипами, отпугивающими веществами и т.д. Животные – жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Самостоятельная работа:
Как на нашем огороде защищаются сорняки?
9. Конкуренция и соперничество.
Что же делать , если все одинаковы? Когда мало – плодиться и размножаться, а много – с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают в сказках. Могут ли существовать в природе понятия «добра» и «зла»? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавляться?
Самостоятельная работа:
- Рассказ про злого и доброго волка.
- Что произойдёт с животными, если не будет ни одного хищника?
- А бывают ли в природе виды, не имеющие хищники? Как они живут?
Самостоятельная фантазия
10. Дружба в природе.
Что дают животным «дружеские отношения»? Есть ли это проявление у растений. Примеры «дружбы» и её результаты.
Экологический рассказ «Нужны ли пастбищу овцы».
11. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы – рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Работа с подобранной литературой.
12. Как строить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум – искусственная экосистема созданная руками человека.
15. Вода – чудо природы.
Вода – самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчёркивали важность воды на Земле писатели? Капля воды. Путешествие капли. Загадки, пословицы, поговорки.
16. Вода и живые организмы.
Значение воды для растений (влаголюбивые и сухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
17. Агитзанятие «Не засоряйте берега водоёмов».
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Составление правил поведения отдыхающих туристов на реке, в лесу и т.д.
18. Пресные воды – наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды, Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
19. Основные источники загрязнения водоёмов.
Составление рассказа по экологическому рисунку.
20. Жизнь водных пространств и экология.
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных пространств.
Экологические рассказы: «Нефть в море», «От чего погибли киты».
Экологическая игра «В гости к фее Экологии»
21. Приматы моря.
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. «Чёрный суп» спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
22. Уязвимое море.
Сценарий, стихи о воде, море. Экологические размышления.
23. Экологический рассказ. Диспут.
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
24. Экология в нашем доме.
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
25. Экомир в нашем доме.
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Игра «Приготовь блюдо», «Укрась своё жилище».
26. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
«Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы» (результаты наших опытов).
27. Экология и генетика.
Злые причуды природы. Хочу, добавлю, хочу, уберу. «Мини» и «макси» люди. Поговорим о близнецах.
28. Экология насекомых.
Насекомые – вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые «Легенда о пауках». «Общественные» насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Загадки о насекомых. Игра «Узнай по описанию»
29. Бионика – наука о подражании живым существам.
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолётов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
30. Агитзанятия «Секреты леса».
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.
31. А мы тоже пахнем.
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов животных.
32. Растения лечат людей.
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство.? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
33.Природа моей страны.
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга. Работа с литературой по теме.
34.Красная книга.
Почему она красива? «Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Организационное занятие | 1 | 1 | |
«Бомба замедленного действия» на нашей планете | ||||
2 | «Бомба замедленного действия» - вода. Её гибель – наша гибель. | 1 | 1 | |
3 | «Бомба замедленного действия»- мусор. Единственный выход – вторичное использование. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | «Бомба замедленного действия»- воздух. Изменения в глобальном масштабе. | 1 | 1 | |
5 | «Бомба замедленного действия»- шум. С ним можно бороться. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | «Бомба замедленного действия» -химикаты. «Яд» - приданое цивилизации. | 1 | 1 | |
7 | Пугающий призрак АЭС. | 1 | 1 | |
8 | Экология и экономика. | 1 | 1 | |
Дурные пристрастия. | ||||
9 | Животные – наркотики – человек. Растения – убийцы. | 1 | 1 | |
10 | Передай в наследство трезвость. | 1 | 1 | |
11 | «Владыка мира» - человек. | 1 | 1 | |
12 | Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона. | 1 | 1 | |
13 | Мы говорим на уровне крокодилов | 1 | 1 | |
Всё для гурманов есть в природе. | ||||
14 | Кофе сердцу не помеха. | 1 | 1 | |
15 | По великому чайному пути. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Растения – наш доктор Айболит. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Можно ли питаться сорняками? | 1 | 1 | |
18 | Лес – зелёное поле. | 1 | 1 | |
19 | Лес и его обитатели. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Влияние температуры на живые организмы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | По страницам лесного журнала мод. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Доступ к информации. | 1 | 1 | |
23 | Средства передвижения у животных. | 1 | 1 | |
Растения – гениальные инженеры природы. | ||||
24 | Растения – потребители отходов. | 1 | 1 | |
25 | Растения – химики. | 1 | 1 | |
26 | Растения – архитекторы, строители, механики. | 1 | 1 | |
27 | Растения – математики. | 1 | 1 | |
28 | Растения – путешественники. | 1 | 1 | |
29 | Растения – мастера гидравлики. | 1 | 1 | |
30 | Растения – физики. | 1 | 1 | |
31 | Как растения определяют информацию. | 1 | 1 | |
32 | Растения – биологические часы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | Совершенство приспособления у растений. | 1 | 1 | |
34 | На что ещё способны растения. | 1 | 1 | |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Второй год обучения
1. Организационное занятие.
Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Что было сделано за летний период.
«Бомба замедленного действия» на нашей планете.
2.«Бомба замедленного действия» - вода. Её гибель – наша гибель.
Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества – законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода – самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая «сточная канава» Земли. Как нефть попадает в море?
3. «Бомба замедленного действия»- мусор. Единственный выход – вторичное использование.
Чёрная смерть. Мусор на улицах нашего села. Отбросы, мусор. Куда деть мусор? Санитарная очистка.
4. «Бомба замедленного действия»- воздух. Изменения в глобальном масштабе.
Человек и природа загрязняет природу. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязнённый воздух вреден для здоровья. Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.
5. «Бомба замедленного действия»- шум. С ним можно бороться.
Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух – чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разглаживает наши биологические часы.
6. «Бомба замедленного действия» - химикаты. «Яд» - приданое цивилизации.
Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофа и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных заболеваний.
7. Пугающий призрак АЭС.
Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдалённые последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что
же дальше?
8. Экология и экономика.
Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость.
Дурные пристрастия.
9. Животные – наркотики – человек. Растения – убийцы.
Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор – наркотик. Что плетёт паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Истоки наркомании. Иные «должности» наркотиков.
10. Передай в наследство трезвость.
Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьёв. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно – пьяному нет.
11. «Владыка мира» - человек.
Курильщикам не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик- сам себе могилу роет. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.
12. Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.
Как становятся «нюхачами». Давайте посмотрим, как действуют токсические вещества на живой организм.
Проведение опыта: «Влияние паров ацетона на герань обыкновенную». Записи в дневник наблюдений. Выводы.
13. Мы говорим на уровне крокодилов.
Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?
Всё для гурманов есть в природе.
14. Кофе сердцу не помеха.
Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
15. По великому чайному пути.
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая.
16. Растения – наш доктор Айболит.
Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?
17. Можно ли питаться сорняками?
Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.
18. Лес – зелёное поле.
Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа – листопад. Зелёное море тайги.
19. Лес и его обитатели.
Раздолье для вегетарианцев. Сластёны. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.
Работа по теме.
20. Влияние температуры на живые организмы.
Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли у животных обувь? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки.
Работа с рисунками.
21. По страницам лесного журнала мод.
Мир красок у природы. Маскировочные халаты. Камуфляж. Сонное царство. Яркая окраска или лучше – не приставай. Костюмерная природы.
Работа по теме.
22. Доступ к информации.
Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов. Урок феи Экологии. Работа по теме.
23. Средства передвижения у животных.
Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?
Работа по теме.
Растения – гениальные инженеры природы.
24. Растения – потребители отходов.
Устранение отходов – проблема №1. Водные растения – санитары.
25. Растения – химики.
Всё началось со скопления яблок. В поисках пищи.
26. Растения – архитекторы, строители, механики.
Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.
27. Растения – математики.
С точностью до одной тысячной. Золотое сечение.
28. Растения – путешественники.
Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты, планеры. Исключительная способность пыльцы. Растения – эмигранты.
29. Растения – мастера гидравлики.
Ежедневно 20 вёдер на шестом этаже. Губки, вакуумные насосы и электростатика. Растительный организм и морские глубины.
30. Растения – физики.
Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.
31. Как растения определяют информацию.
Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.
32. Растения – биологические часы.
Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы – предсказатели погоды.
33. Совершенство приспособления у растений.
Объединение интересов – симбиоз. Маскировка – основа процветания.
Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.
34.На что ещё способны растения.
Слышно и видно, как растёт трава. Растения и гиганты. Мнимая смерть,
длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Организационное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Экологическая деятельность летом. | 1 | 1 | |
3 | Учимся передавать свои знания другим ребятам. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Учимся быть здоровым. Простейшие уроки жизни. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Изучаем способы охраны природы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Обсуждаем экологические катастрофы. | 1 | 1 | |
7 | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 | 1 | |
8 | Экологические взаимоотношения организмов. | 1 | 1 | |
9 | Экология популяции. | 1 | 1 | |
10 | Организмы и среда их обитания. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Человек в созданной им среде. | 1 | ||
12 | Деловые игры. | 1 | 1 | 2 |
13 | Вопросы задаёт природа. | 1 | 1 | 2 |
14 | Хочу стать экологом – инструктором. | 1 | 1 | |
15 | Заведём словарик юного эколога. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Практикум. | 3 | 3 | 6 |
17 | Подготовка и проведение праздников. | - | 2 | 2 |
18 | Уроки Гнома – эконома. | 1 | 1 | 2 |
19 | По страницам занимательной литературы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Викторины, конкурсы, беседы. | - | 2 | 2 |
21 | Экскурсия. | - | 4 | 4 |
ИТОГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
1. Организационное занятие.
Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.
2.Моя экологическая деятельность летом.
Беседа – диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето.
3. Учимся передавать свои знания другим ребятам.
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.
4.Учимся быть здоровым. Простейшие уроки жизни.
Простейшие уроки жизни. Ты отравился, ушибся, сломал руку, ногу, угорел, обжёгся.
5. Изучаем способы охраны природы.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы.
6. Обсуждаем экологические катастрофы.
Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.
7.Окружающая среда и здоровье человека.
Химические загрязнения среды и здоровья человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звука на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
8. Экологические взаимоотношения организмов.
Типы экологических воздействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения местности.
9. Экология популяции.
Популяция и её основные характеристики. Свойства популяционной группы. Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяций.
10. Организмы и среда их обитания.
Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Экологическая пища.
11. Человек в созданной им среде.
Экология и образ жизни, экология жилища.
12. Деловые игры.
Проблемные экологические ситуации предлагает педагог, а ребята стараются найти оптимальный выход из неё.
13. Вопросы задаёт природа.
Загадки на маршруте. Вопросы и ответы.
14. Хочу стать экологом – инструктором.
Подготовка и проведение ребятами бесед, конкурсов, КВНов экологического содержания.
15. Заведём словарик юного эколога.
Ребята собирают термины из семян. Уход за ними. Ведение наблюдений. Записи в дневнике наблюдений.
Актуальность формирования экологического сознания школьников.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Человечество вынуждено отбросить вековой императив покорение природы, который привел к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначил угрозу глобального экологического кризиса. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать и ценить. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу.
Первостепенную роль в обеспечении развития человечества играет экологическое образование и просвещение. Одной из важнейших задач является воспитание у всех слоев общества активной гражданской позиции в вопросе сохранения природы, ее богатств, биологического разнообразия, как гаранта целостности и устойчивости биосферы. Бережное отношение к природе необходимо прививать с момента становления будущего полноправного гражданина общества как личности.
Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. Существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа". Эти отношения могут быть сформированы только путем воспитания в семье, экологического образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, среднего специального и высшего образования.
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Содержательный аспект к программе кружка
«Юный эколог»
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
⎯ научно-познавательного;
⎯ ценностного;
⎯ нормативного;
⎯ практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ⎯ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.
Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ⎯ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы кружковой работы мы сочли2 целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
⎯ познавательном;
⎯ познавательно-развлекательном;
⎯ практическом
; ⎯ исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ⎯ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») ⎯ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе. Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
Программа составлена из расчета одно занятие в неделю
Итоги работы кружка подводятся в конце каждой четверти, которые принято заканчивать в форме праздников, природоохранительных акций, «Днем птиц», субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, и т.п.
Успех работы кружка в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.
Ожидаемые результаты:
1.Дети научатся определять предметы живой и неживой природы;
2.Обогащение словаря детей, используя термины экологического направления;
3. Привитие любви к природе, общение с ней как с живым организмом;
4.Формирование у учащихся первоначального представления бережного отношения к природе;
5.Стремление детей к практическим занятиям и к эстетическому оформлению своих творческих работ;
6.Повысить уровень здорового образа жизни учащихся;
Директор МКОУ СОШ №12
с.Кара-Тюбе Нефтекумского района
Ставропольского края С.Л.Галустян
Литература
- Вестник образования 1997 г. №6 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
- Вестник образования 2000 г. Конвенция ООН о правах ребенка (Принятая ООН 5 декабря 1989 г.).
3.Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 2005.
4.Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Москва «Ось- 89». 2003г.
- И.С. Белюченко « Экология в терминах» 2008 г.
- Литвинская С.А. « Растения Северо-Западного Кавказа» 1990 г.
- Штомпель Ю.А. « Почвы края» Краснодар 2004 г.
- Ю. А. Израэль « Проблема охраны окружающей среды и пути ее решения» Ленинград 2009г.
9.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 2008.
10. Экология России. Хрестоматия - М., 2005.
11. Лесной кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. Москва изд. «Экзамен», 2004 г.
12. Федеральный закон «О животном мире» (принят Государственной Думой 22 марта 1995 г.).
13. «Декларация прав земли» ( принята в сентябре 2000 г. на 55-й Генеральной Ассамблее ООН).
14. Экологический практикум. Изучение сред обитания и природных систем. Часть 3. Курган. 2007г
15. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования.
16.Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2010 году». Краснодар, 2009-328с.
Литература для детей:
- В.М.Константинов. Охрана природы. Москва Академия, 2000г.
- В.В. Яхонтов. Экология Насекомых. Москва. 2004г.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва. Аст. 2005г.
- Экология растений. А.М. Былова Москва изд. Вентана-Граф 2009г.
- Экология животных.. В. Г. Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2009 г.
- Общая экология.. Д. Д. Утешинский Москва изд. ИНОС 2002 г.
- Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.
- Экологические праздники для детей. Л.П. Молодова Москва изд. ЦГЛ 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...
программа кружка "Юный эколог-краевед"
Программа кружка "Юный эколог-краевед"...
Программа кружка "Юный эколог"
Пояснительная записка,план практических занятий,......
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Рабочая программа кружка «Юные экологи»
Программа рассчитана на детей 8-9 лет....
Рабочая программа кружка «Юный эколог»
Пояснительная запискаДля групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный эколог» отраж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный эколог» учителя Иноземцевой О.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Юный эколог»учителя Иноземцевой О.С.с 4 «А» классомна 2016-2017 учебный год...