РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный эколог» учителя Иноземцевой О.С.
рабочая программа (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный эколог»
учителя Иноземцевой О.С.
с 4 «А» классом
на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор школы
_____________ Храмов С. В.
«01» сентября 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный эколог»
учителя Иноземцевой О.С.
с 4 «А» классом
на 2016-2017 учебный год
Саранск 2016
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I.1 Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности
II.3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование
III.2 Список литературных источников
I. Целевой раздел
I.1 Пояснительная записка
Экологическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во вне учебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.
С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог».
Цели программы: обеспечение усвоения учащимися с нарушением интеллекта основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи:
Обучающие:
-дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
-научиться применять на практике полученные знания.
-формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
-развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
-повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
-развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
-развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
-воспитывать потребность в общении с природой;
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и республики.
Изучение растительного и животного мира, водоемов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
- экологические игры;
- викторины;
- экскурсии;
- наблюдения;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими
учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство
Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 35 мин каждое.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки.
II. Содержательный раздел
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог» как внеурочная деятельность предполагает достижения учащимися следующих личностных результатов:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
II.3. Содержание
Содержание программы
Вводное занятие. Мир вокруг нас.
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.
Путешествие в осень.
Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе. Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.
Лес – наше богатство.
Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями. Определение различий. Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситуациях в лесу. Анализ использования человеком богатств природы. Составление правил охраны леса.
Путешествие за капелькой воды.
Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма. Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря. Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб. Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека.Составление правил охраны водоёмов.
Удивительный мир животных.
Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными. Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке.
Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Наши пернатые друзья.
Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, харак-терными особенностями птиц на улице. Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.
Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.
Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Красная книга родного края.
Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.
Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.
Красная книга Мордовии.
Сад на подоконнике.
Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений. Составление правил ухода за комнатными растениями. Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения.
Мир похож на цветной луг.
Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе. Знакомство с необычными растениями.
Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление рассказа о любимом цветке. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
III.2. Список литературных источников
Основная литература:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Дополнительная литература:
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование кружка «Юный эколог» в 4А классе
на 2016-2017 учебный год
1 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
1 | Вводное занятие. Что такое экология? | 1 | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | |
2 | Экологические связи в живой природе. | 1 | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | |
3 | Лес – наше богатство. Путешествие в осень. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
4 | Путешествие за капелькой воды | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
5 | Вода. Охрана воды. | 1 | Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов | |
6 | Организм и окружающая среда. | 1 | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | |
7 | Роль неживой природы в жизни живого. | 1 | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | |
8 | Викторина «Времена года» | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
1 | Удивительный мир животных. | 1 | Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов | |
2 | Многообразие животных. Угроза исчезновения. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
3 | Наши пернатые друзья | 1 | Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов | |
4 | Охрана животных и птиц. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
5 | Красная книга России. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
6 | КВН «Животные и птицы» | 1 | Готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения | |
7 | Сад на подоконнике | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
3 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
1 | Мир похож на цветной луг | 1 | Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов | |
2 | Многообразие растений | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
3 | Способы охраны природы. | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
4 | Правила поведения на природе | 1 | Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, | |
5 | Викторина «Мир цветов» | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
6 | Выставка работ «Времена года» | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
7 | Воздух. Охрана воздуха. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
8 | Красная книга Мордовии | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
4 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
1 | Отношение человека к окружающему миру. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
2 | Экологические связи в живой природе. | 1 | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | |
3 | Почвы. Охрана почв. | 1 | Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам | |
4 | Здоровье человека и окружающая среда. | 1 | Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, | |
5 | Влияние человека на окружающую среду. | 1 | Готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения | |
6 | Что такое экологическая катастрофа? | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
7 | Место человека в природе. | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны | |
8 | Викторина «Человек и природа» | 1 | Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, | |
9 | Повторение. Экологические связи в живой природе | 1 | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...
программа кружка "Юный эколог-краевед"
Программа кружка "Юный эколог-краевед"...
Программа кружка "Юный эколог"
Пояснительная записка,план практических занятий,......
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Рабочая программа кружка «Юные экологи»
Программа рассчитана на детей 8-9 лет....
Рабочая программа кружка «Юный эколог»
Пояснительная запискаДля групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный эколог» отраж...
Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса
Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...