РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный эколог» учителя Иноземцевой О.С.
рабочая программа (4 класс) на тему

Иноземцева Оксана Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный эколог»

учителя Иноземцевой О.С.

с 4 «А» классом

на 2016-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ ОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

        «УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный эколог»

учителя Иноземцевой О.С.

с 4 «А» классом

на 2016-2017 учебный год

Саранск 2016

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

I.1 Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности

II.3. Содержание учебного предмета

III. Организационный раздел

III.1 Календарно-тематическое планирование

III.2 Список литературных источников

I. Целевой раздел

I.1 Пояснительная записка     

     Экологическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во вне учебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.

     Кружковая работа является оптимальной формой  работы  по  формированию экологической культуры младших школьников.    

     Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.

     С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана   программа   экологического воспитания младших школьников  в  рамках  кружка  «Юный эколог».

Цели программы: обеспечение усвоения учащимися с нарушением интеллекта основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

            Задачи:

Обучающие:

-дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

-научиться применять на практике полученные знания.

-формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

-развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

-повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

-развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

-развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

-воспитывать потребность в общении с природой;

-способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

     Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и республики.      

     Изучение растительного и животного мира,  водоемов  родного края, связанное с  практическими  делами  (практическое  направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой  деревьев  и  кустарников,  озеленением  класса, подкормкой  птиц,  способствует  привитию  бережного   отношения   младших школьников к родной природе.    

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- экскурсии;

- наблюдения;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими

учебными предметами, как:

русский язык;

литературное чтение;

окружающий мир;

технология;

изобразительное искусство

Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю  продолжительностью 35 мин каждое.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный  участок, читальный зал библиотеки.

II.        Содержательный раздел

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

Кружок «Юный эколог» как внеурочная деятельность предполагает достижения учащимися следующих личностных результатов:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

II.3. Содержание

Содержание программы

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Путешествие в осень.

     Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром.  Экологические игры на свежем воздухе. Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.

Лес – наше богатство.

     Изучение текстов о лесе.  Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями. Определение различий. Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситуациях в лесу. Анализ использования человеком богатств природы. Составление правил охраны леса.

Путешествие за капелькой воды.

   Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма. Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря.  Знакомство с речными и морскими рыбами.  Определение названий рыб по рисунку.  Приведение примеров речных и морских рыб. Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека.Составление правил охраны водоёмов.  

Удивительный мир животных.    

    Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными.    Составление правил  ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в  зоопарке. Знакомство с  работой человека  на пасеке.

    Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями  представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

    Наблюдение  за жизнью животных, составление  рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Наши пернатые друзья.

    Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, харак-терными особенностями птиц на улице. Различение  зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

     Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.  

    Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление  правил подкормки птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

     Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Красная книга родного края.

    Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

    Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по  охране редких растений и животных.

            Красная книга Мордовии.  

Сад на подоконнике.

     Наблюдение за  комнатными растениями школы и узнавание  их по рисункам.     Работа с иллюстрациями с изображением различных  комнатных растений. Определение названий частей растений. Составление правил ухода за комнатными растениями.    Подготовка рассказа  об особенностях любимого комнатного растения.

Мир похож на цветной луг.

     Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе. Знакомство с необычными растениями.

    Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление рассказа о любимом цветке. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

III.2. Список литературных источников

Основная литература:

Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Дополнительная литература:

Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст  / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.


III. Организационный раздел

III.1 Календарно-тематическое планирование  кружка «Юный эколог» в 4А классе

на 2016-2017 учебный год

1 четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Личностные  результаты

Дата

1

Вводное занятие.  Что такое экология?

1

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

2

Экологические связи в живой природе.

1

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

3

Лес – наше богатство. Путешествие в осень.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

4

Путешествие за капелькой воды

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

5

Вода. Охрана воды.

1

Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов

6

Организм и окружающая среда.

1

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

7

Роль неживой природы в жизни живого.

1

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

8

Викторина «Времена года»

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

2 четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Личностные  результаты

Дата

1

Удивительный мир животных.

1

Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов

2

Многообразие животных. Угроза исчезновения.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

3

Наши пернатые друзья

1

Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов

4

Охрана животных и птиц.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

5

Красная книга России.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

6

КВН «Животные и птицы»

1

Готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения

7

Сад на подоконнике

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

3 четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Личностные  результаты

Дата

1

Мир похож на цветной луг

1

Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов

2

Многообразие растений

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

3

Способы охраны природы.

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

4

Правила поведения на природе

1

Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,

5

Викторина «Мир цветов»

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

6

Выставка работ «Времена года»

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

7

Воздух. Охрана воздуха.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

8

Красная книга Мордовии

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

4 четверть

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Личностные  результаты

Дата

1

Отношение человека к окружающему миру.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

2

Экологические связи в живой природе.

1

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

3

Почвы. Охрана почв.

1

Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам

4

Здоровье человека и окружающая среда.

1

Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,

5

Влияние человека на окружающую среду.

1

Готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения

6

Что такое экологическая катастрофа?

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

7

Место человека в природе.

1

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны

8

Викторина «Человек и природа»

1

Овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,

9

Повторение. Экологические связи в живой природе

1

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

для обучающихся 1 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...

программа кружка "Юный эколог-краевед"

Программа кружка "Юный эколог-краевед"...

Программа кружка "Юный эколог"

Пояснительная записка,план практических занятий,......

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Рабочая программа кружка «Юные экологи»

Программа рассчитана на детей  8-9 лет....

Рабочая программа кружка «Юный эколог»

Пояснительная запискаДля групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Юный   эколог» отраж...

Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...