программа кружка "Юный эколог-краевед"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа кружка "Юный эколог-краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Детско-юношеский центр»
Утверждаю:
Директор –
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог-краевед»
Направленность: краеведческая.
Для обучающихся: 10-11 лет.
1 год обучения
Составитель: педагог
дополнительного образования
Кутьина Ольга Николаевна
с. Айкино
2013 г.
Пояснительная записка
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса «Юный краевед» составлена на основе регионального компонента. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Программа «Юный краевед» рассчитана на детей 10-11 лет.
Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся 4 раза в неделю. Общий объем программы – 144 часа. Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, района;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Республики Коми;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Формы организации работы :
• экскурсии;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев района и края.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися знаний по истории района, Республики Коми, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее прошлое. 3) В развивающей сфере - развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, района, республики;
- посетят музеи, памятники села;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- викторины, кроссворды, игры.
Календарно-тематическое планирование по курсу:
«Юный краевед»
Наименование занятий, тем | Кол-во часов |
«Я и моя семья» | 12 |
«Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. | 1 |
«Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. | 1 |
«Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище». | 1 |
«Лень в дому – бери суму» . Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье» | 1 |
В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в хате казака и в моем доме – сегодня. | 1 |
Практикум «Моя семья на ленте времени» | 1 |
История моей семьи в истории села. | 1 |
Составление родословного древа семьи. | 2 |
Беседа. «На свет народился, с людьми породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными. | 1 |
Проект. «Что в имени твоем?» | 1 |
Ремесла в моем доме. | 1 |
«Моё село» | 8 |
Рассказ «Мои родители учились в этой школе» | 1 |
Беседа «Памятники нашего села» | 1 |
Знаменитые люди села. | 2 |
Беседа. Почему так названы улицы? | 2 |
Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем селе» | 1 |
Викторина: «Что я знаю о селе»? | 1 |
«Мой родной Усть-Вымский район» | 14 |
Географическое положение нашего района. | 1 |
Беседа «Знаю правила дорожного движения, как таблицу умножения» | 1 |
Сёла нашего района. Что мы знаем о них? | 5 |
Достопримечательности нашего района. | 2 |
Промышленность нашего района. | 1 |
Знаменитые люди района. | 2 |
Традиции и праздники нашего района. | 2 |
«Природа родного края» | 52 |
Взаимосвязь живой и неживой природы. | 2 |
Деревья и кустарники нашего края. | 5 |
Птицы нашего края. | 5 |
Значение леса в жизни человека | 2 |
Разнообразие животных нашего края. | 5 |
Питание домашних животных и диких. | 2 |
Как размножаются животные в природе. | 2 |
Обитатели наших лесов. | 5 |
Разнообразие видов растений. Природные лекари. | 8 |
Части растения. Развитие растений | 2 |
Взаимосвязь растений и насекомых. | 2 |
Обитатели почвы. | 2 |
Свойства песка, глины. | 2 |
Разнообразие камней в природе | 2 |
Сезонные изменения в нашем крае. | 2 |
Сказка о больших и маленьких водах. | 2 |
Правила поведения на реке. Коллективный плакат «Охрана реки» | 2 |
«Нет в мире краше Родины нашей» | 35 |
«Как не любить мне эту землю, не воспевать мне Коми край…» | 1 |
Игра «Природа у порога нашего дома». | 1 |
Формы поверхности в нашем районе. | 1 |
Выставка рисунков «Я - щедрая Коми земля… | 1 |
Викторина «Люблю природу в любую погоду». | 1 |
Проект «Экологическое путешествие во времена года». | 3 |
Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае». | 1 |
Познавательная игра «Земля – кормилица наша». | 5 |
Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице. | 2 |
«Все профессии нужны, все профессии важны». | 1 |
В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды». | 2 |
Проект «Грибы – лекари». | 5 |
Тест «Умники и умницы» | 1 |
Растения и животные, занесенные в Красную Книгу. | 5 |
Правила поведения в природе. | 5 |
«Без прошлого нет настоящего» | 24 |
Как и из чего строили жилище наши предки? | 2 |
Загадка – для ума зарядка. (О предметах быта наших предков). | 1 |
Путешествие по поселениям района. Символика поселений». | 4 |
Православные храмы Усть-Вымского района. | 2 |
История Усть-Вымского района. | 3 |
Мы выстояли, мы победили! Усть-Вымский район в годы ВОВ. | 2 |
Проектная работа «Мои родственники – участники ВОВ». | 2 |
Музеи – хранители древности. Экскурсии в музей с. Айкино | 2 |
«Будущее Усть -Вымского района – это мы». | 2 |
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела» | 2 |
Викторина «Знаешь ли ты свой район?» | 1 |
Список литературы
- Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
- А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
- Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
- Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Практика, внеклассная работа.
- От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
- Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Литература для учащихся.
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
- Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
- Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...