Здоровьесбережение в образовательном процессе
методическая разработка по зож на тему
Статья содержит обобщенный опыт по здоровьюсбережению и сценарий внеклассного мероприятия "Веселые старты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ считаются здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Забота о здоровье подрастающего поколения и воспитание у молодежи здорового образа жизни в государственных документах (Национальной доктрине образования, федеральной, региональных и городских программах развития образования) рассматривается как первоочередная задача воспитания. Поэтому с самого раннего детства ребенка необходимо приучать к здоровому образу жизни.
Перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:
-гигиенические условия
-шум
-освещенность
-воздушная среда
-размер помещения
-дизайн, цвет стен
-используемые стройматериалы, краска
-мебель: размеры, помещение в помещении
-видеоэкранные средства: компьютеры, телевизоры
-пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
-качество питьевой воды
-экологическое состояние территории школы
-состояние сантехнического оборудования
-учебно-организационные факторы
-объем учебной нагрузки
-расписание уроков
-организационно-педагогические условия проведения уроков (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.)
-объем физической нагрузки
-особенности Устава школы и норм школьной жизни
-медицинское и психологическое обеспечение школы
-участие родителей учащихся в жизни школы
-стиль управления администраций
-психологический климат коллектива
-окружающий социум
-наличие /отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
-позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся
-психолого-педагогические факторы (зависящие от учителя)
-психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок.
-стиль педагогического общения учителя с учениками
-степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
-соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
-личностные, психологические особенности учителя, его характера, проявлений.
-состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
-обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
-степень возможности инновационной деятельности учителя.
С целью укрепления здоровья ребенка в процессе его обучения в последнее время в начальной школе активно внедряются здоровьесберегающие технологии. Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. Т.Э. Гребнева выделяет следующие типы педагогических технологий в области сохранения и укрепления здоровья:
1.Здоровьесберегающие - создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса ( с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.
2.Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, музыкотерапия.
3.Техногии обучения здоровью – гигиеническое обучение(правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам(управление эмоциями, разрешение конфликта и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание: такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
4.Воспитание культуры здоровья – воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание.
Для сохранения здоровья учащихся, внедряю здоровьесберегающие технологии. Например:
1.Оптимизация учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья школьников.
2.Снижение негативных факторов интенсивной учебной нагрузки за счет оптимизации учебного процесса
3.Методическая поддержка здоровьесберегающей деятельности.
4.Мониторинг здоровья и развития школьников.
Можно с убежденностью сделать вывод, что эффективность формирования здорового образа жизни напрямую должна быть связанна с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий образовательный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.
Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной начальной школе должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В здоровьесберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.
В начальной школе можно использовать следующие виды уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья, уроки с использованием компьютерной техники.
Использование компьютера может рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.
Контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот мои формы работы с родителями и учащимися класса и школьным медицинским персоналом.
Соблюдение гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы.
Отдельное внимание я отвожу гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Школьная мебель способствует правильной, удобной позе ребенка, соответствует его анатомо-физиологическим особенностям. В кабинете стоят парты, которые можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в классе имеется аппарат для питьевой воды "Краснозатонская Серебряная ". Все учащиеся начальных классов получают бесплатные горячие завтраки, три раза в год оздоровляются кислородными коктейлями.
Подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние и работоспособность.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации любого урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки и динамические паузы. Используя эту физкультурно-оздоровительную форму я учитываю 2 условия:
-состав упражнений физминутки должен зависеть от особенностей урока;
-обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия проводятся на положительном эмоциональном уровне.
Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно. Но больше всего дети любят музыкальные танцевальные физкультминутки.
В классе ежегодно проходят беседы о режиме дня школьников и правильной посадке при письме. Проведены классные часы на тему: "В гостях у Мойдодыра" ,"Чистота - залог здоровья" ,"День Чистюли" ,"Нужна ли утренняя гимнастика?" ,"Движение и жизнь", "Наше питание" , "Почему привычки бывают вредными» ,"Профилактика простудных заболеваний".
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительным педагогическим режимом обучения.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
В классе ежегодно совместно с родителями проходит конкурс "Мама, папа и я - спортивная семья", выезды на Дни Здоровья, многие родители активно помогают в организации мероприятий в классах.
Темы безопасного поведения на дорогах, в школе и дома изучаются и на уроках «Обучения грамоте» и "Окружающий мир". Учащиеся под моим руководством изучают правила безопасного поведения дома и на дорогах, правила пользования газовой плитой и электрическими приборами, учатся осторожному обращению с огнем, как вести себя с незнакомыми людьми, где можно играть, правила поведения в природе. В классе и школе ежегодно проходит конкурс рисунков "Дорожная безопасность глазами детей».
Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника «Весёлые старты"
Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие физических способностей, умение действовать коллективно; формировать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни через праздничное настроение; способствовать комфортному эмоциональному настрою детей; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи:
1.Развивать у учащихся двигательные навыки.
2.Обучать разнообразным видам спортивно – оздоровительной деятельности во внеурочное время.
3.Воспитывать у учащихся высокие нравственно-поведенческие качества взаимопомощи, чувства коллективизма и товарищества.
Ход праздника:
На праздник приглашаются гости, жюри и дети.
Ведущий. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простой праздник, а спортивный. И называется он «Весёлые старты». Я рада видеть вас подтянутых, улыбающихся, готовых показать свою силу и ловкость, а главное дружбу и сплоченность.
Встречаем наших участников.
Под марш выходят команды спортсменов.
Ведущий:
Спорт приходит в нашу школу
Эстафетою веселой
Подрастает в школе смена
Нашим славным рекордсменам
-Мы надеемся, что сегодняшний праздник будет ярким и веселым.
-А какой праздник без гостей?
-Сегодня у нас в гостях_____________________.(танцевальный номер)
Ведущий: – Как и во всех соревнованиях у нас есть строгое, но справедливое жюри. Я хочу вам его представить, поприветствуем наше жюри аплодисментами.
_____________________________________________________________________
- А сейчас познакомимся с нашими командами, дадим им слово.
Представление команд (название, девиз, эмблема, приветствие)
Ведущий: - Мы собрались сегодня, чтобы лучше узнать друг друга, крепче подружиться.
-А кто будет болеть за наши команды, ну конечно же болельщики.
-Скажите, болельщики, а что нужно сегодня каждой команде? Конечно же победа!
Игра для болельщиков.
Ведущий: -Я буду читать стихотворение, а вы мне после каждой фразы скажите последнее слово. После каждой фразы теряется последняя буква. Будьте внимательны!
По морю плывет корабль – «Победа!»
У моряков пришло время – обеда.
У них пропала – еда.
Моряки в панике? – Да!
Что они кричат? - А!!!
-Вот так, я надеюсь, вы будете приветствовать свои команды.
-Начинаем игру!!!
Первый конкурс называется « Переправа»
Первый игрок, кладя обручи перед собой, должен переправиться вместе со вторым игроком на противоположную сторону. После этого второй игрок несет обручи назад и переправляется со следующим игроком. И так до последнего участника.
Ведущий: – Молодцы, команды! А пока жюри совещается, мы встречаем ещё одних гостей. А сейчас к нам пришли ________________________________
Ребята исполняют стихи и песни.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Ведущий: - А сейчас – конкурс капитанов.
Капитаны выполняют следующее задание:
Каждый из капитанов должен как можно больше раздавить ногами воздушные
шары своего цвета за 2 минуты.
Ведущий. – Да, постарались наши капитаны! Давайте посчитаем узелки от шаров…
-Пока жюри подсчитывает очки, небольшая музыкальная пауза.
Перед вами выступит__________________________________________________
-Слово жюри.
Ведущий: - Продолжаем наши соревнования.
-Следующий конкурс «Веселый мяч».
- На пути вам встретится обруч, который необходимо поднять двумя руками над головой, залезть в него, опустив его сверху вниз. Далее у вас лежит мяч, его необходимо прочеканить пять раз. Затем вы обегаете стул обратно к команде. Кто первый пройдет дистанцию, та команда выиграет.
-Молодцы! Жюри подсчитывают очки. (оглашение результатов)
Ведущий. – Начинаем 4-й конкурс «Донеси картошку».
Вот ложка, в ложке картошка.
Дрожать нельзя, бежать нельзя,
Дышать можно, но только осторожно.
-Из корзины берут картошку, кладут её в ложку и, проходя змейкой между предметами, доносят её до 2-й корзины.
Переносить картошку в ложке нужно, соблюдая правила:
• не придерживать картошку руками;
• возвращаться по прямой линии.
Жюри подводит итоги 4-го конкурса.
- Пока жюри подводит итоги и команды немного отдохнут, игра с болельщиками.
Жюри оглашает итоги.
В зал входит сказочный герой и показывает новые мячи.
Ведущий: – Какие красивые мячи нам принес Карлсон. И мы сейчас с ними проведем конкурс, который называется «Прыгунок».
Дети поочереди на мяче-прыгунке допрыгивают до ориентира и также возвращаются обратно, передовая мяч следующему игроку.
Жюри подводит итоги конкурса «Прыгунок».
Карлсон: - Ребята, давайте поиграем в мою любимую игру «Нос, пол, потолок».
Карлсон говорит слово «нос», и дети должны показывать на свой нос, слово «пол»-опускать палец в пол, на слово «потолок»-поднимать палец вверх.
Ведущий: – И вот мы начинаем последний решающий конкурс, который называется «Домашнее задание». К нему наши спортсмены должны были особенно подготовиться. Дети должны, добежав до скамейки, подтянуться руками до ее конца. Затем, добежав до обруча, запрыгнуть в него, взять мяч, бросить в корзину и выпрыгнуть из обруча. Вернувшись простым бегом к своей команде, задеть по плечу следующего игрока.
По окончании конкурса жюри оглашает результаты и называет победителей всей игры. Все спортсмены награждаются грамотами, медалями и призами. Зрителям и болельщикам также выдаются поощрительные призы.
Ведущий. – Какие, ребята, вы все молодцы! (Обращается к гостям), вот видите, как здорово быть сильным, смелым, ловким! И если мы будем всегда заниматься физкультурой, играть в подвижные игры, то будем такими же, как наши спортсмены.
-Чем мы сегодня занимались? ( провели эстафету)
-Для чего мы это делали? (чтоб быть сильными, ловкими, дружными и т.д.)
-Что нового для себя вы узнали? Чем (кем) можете гордиться?
Награждение победителей. Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Здоровьесбережение в образовательном процессе.В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:1. Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свеже...
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе....
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
Материалы по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе
Физкультминутки на уроках в начальном звене...