Здоровьесбережение в образовательном процессе.
статья по зож на тему
Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производственно – полезным трудом.
Технология работы учителя на уроке, составляет основу здоровьесберегающих образовательных технологий, которые реализуются на основе личностно – ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно – развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Материал подобран учителем начальных классов
МОУ «СОШ № 2» Сидоровой С.И.
Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производственно – полезным трудом.
Технология работы учителя на уроке, составляет основу здоровьесберегающих образовательных технологий, которые реализуются на основе личностно – ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно – развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Под здоровьесберегающей технологией можно понимать систему, которая создаёт максимально возможных условия для развития духовного, интеллектуального, физического, личностного здоровья всех субъектов образовательного процесса. В эту систему можно включить:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, которые проводит медицинский работник, коррекцию в соответствии с имеющимися данными;
- Учёт возрастных особенностей развития школьника;
- Создание благоприятного эмоционально – психологического климата;
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателями рациональной организации учебного процесса является:
- Объём учебной нагрузки;
- Рациональная организация учебного занятия;
- Нагрузки от дополнительных занятий;
- Занятия активно – двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные мероприятия и т.п.
Задача любой общеобразовательной школы не только дать ученику прочные знания, воспитать всесторонне развитую личность, но и сохранить, а по возможности, и укрепить его здоровье. В школе большое внимание уделяется этому вопросу. Два раза в год (декабрь, май) школьный врач обязательно проверяет состояние зрения обучающихся. В конце 1-го и 4-го класса всех обучающихся осматривает детский врач, даёт рекомендации учителю, на что следует обратить внимание.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
От соблюдения гигиенических и психолого – педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздоровоохранительных проблем обучения В.Ф. Базарный провёл обследования и выяснил, что учителя оставляют вне поля своего внимания физические компоненты (работу мышц).
Изучив методику работы В.Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у обучающихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. Поэтому стараюсь использовать на уроке такие задания, которые способствуют смене позы ребёнка, хотя бы на минуту. (Посчитаем стоя, глядя в окно или найди ответ в классе и т.п.)
А как же использовать зрительно – пространственную активность в режиме урока? Это возможно благодаря удалению от глаз учебного материала, изменения его размера, всматриваясь вдаль, снимается напряжение с мышц глаз. Способствуют расширению зрительно – двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз. Например, самые простые: движение только глазами влево и вправо; вверх и вниз; восьмёрка; удаление и приближение предмета к глазам.
Можно использовать и бумажные офтальмотренажёры:
- Пирамидка. Предлагается несколько пирамидок одинаковых или чем – то отличающихся.
Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
- найдите неодинаковые пирамидки;
- сосчитайте, сколько всего колпачков … цвета;
- сосчитайте кольца … цвета и т.п.
2. Тарелочка. Предлагаются круги с изображёнными кружочками разных цветов.
- найди две одинаковые тарелочки;
- найди такую, где есть цвет отличный от других и т.п.
Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
- Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.
4. Подушки (задания те же, что и с « тарелками»).
5. Витражи в домике (задания аналогичные, что и с « ковриком»).
6. Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе.
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой - ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение;
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
Большинство учащихся не умеют правильно дышать во время физических нагрузок. Неправильное дыхание приводит к нарушениям деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщенности крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому необходимо вводить упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиление выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Для повышения умственной работоспособности обучающихся, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Примеры некоторых упражнений используемых мною в образовательном процессе.
1. Минутка релаксации под запись музыки с голосами птиц.
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняем 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
2. «Сотвори солнце в себе»
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.
3. Упражнения для осанки.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они.- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
4. «Солнышко».
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2.Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3.Покачивание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Пальчиковая гимнастика.
- Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получится гнездо. Шевелить пальчиками правой руки и проговаривать слова:
Улетела птица – мать
Малышам жучков искать,
Ждут малютки – птицы
Мамины гостинцы.
2.Кончиками пальцев правой руки по очереди касаться с кончиками пальцев левой руки и проговаривать слова:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую.
Для сохранения здоровья учащихся при проведении урока использую следующие здоровьесберегающие технологии и приёмы.
Приёмы и характеристика деятельности учителя
здоровьесберегающей технологии
Приёмы здоровьесбережения | Характеристика деятельности учителя | |
Плотность урока | Не менее 60 % и не более 75-80 % | |
Количество видов учебной деятельности | 4-7 раз | |
Средняя продолжительность различных видов деятельности | Не более 10 мин | |
Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин | |
Количество видов преподавания | Не менее 3-х | |
Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин | |
Количество эмоциональных разрядок | 2-3 раза | |
Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | |
Чередование поз | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого | |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин | |
Рефлексия | Обсуждение результатов деятельности |
Для сохранения здоровья учащихся при проведении урока использую следующее:
- Соблюдаю гигиенические условия в классе: нормальная температура и влажность воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных и неприятных звуковых раздражителей. Проветривание кабинета на переменах, установка дополнительного освещения классной доски софитами, установка различных демонстрационных досок - магнитной, маркерной, интерактивной, хорошее состояние мебели.
- Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.), активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
- Включаю в урок оздоровительные моменты: физкультминутки, релаксации, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз.
- Включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, которые способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету. (Интригующее начало урока, эпиграфы к изучаемой теме, интересные факты науки).
- Наличие на уроке элементов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, показ юмористической или поучительной картинки, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение и т.п.).
- Организованное окончание урока (комментарий домашнего задания, мотивация на его выполнение, благодарность за сотрудничество)
Система работы с детьми как вклад в создание условий для здоровьесберегающей среды, направленной на повышение престижа здорового образа жизни, совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся даёт положительные результаты:
- положительная динамика индекса здоровья учащихся и его стабильно высокий показатель
Индекс здоровья учащихся (в %)
Год | Индекс здоровья учащихся |
2012 - 2013 | 57,9% |
2013 - 2014 | 76,7% |
2014 - 2015 |
На уроках обязательно провожу физминутки для того, чтобы снять напряжение с мышц спины, глаз. Для профилактики заболеваемости в помещении класса ежедневно используются ионизаторы воздуха. В расписание обучающихся 1-х классов внесены обязательные динамические паузы (прогулки) ежедневно, а для учащихся 2 – 4-х классов - 2-3 раза в неделю. В период повышения заболеваемости (осень – весна) силами родителей для обучающихся организуется фитобар, в котором они принимают в течение 2-х недель фиточай (сбор из ромашки, эхинацеи, плодов шиповника). На уроках окружающего мира и классных часах проводятся беседы на темы: «Как сохранить зрение и слух», «Что необходимо делать, чтобы не заболеть гриппом», «Как сохранить зубы здоровыми» и т. д.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
• выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
• правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
• применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
• создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
• соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент заболевших снизился до 16%.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
• выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
• правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
• применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
• создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
• соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Здоровьесбережение в образовательном процессе.В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:1. Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свеже...
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе....
Материалы по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе
Физкультминутки на уроках в начальном звене...
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе
Содержание буклета направлено на профилактику проблемы социального здоровья...