Здоровьесбережение в образовательном процессе
учебно-методический материал по теме
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:
1. Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свежесть воздуха,освещение класса и доски).
Именно поэтому на переменах после каждого урока провожу проветривание класса, в классе соблюдается питьевой
режим, на уроках каждые 7 - 15 минут ( в зависимости от возраста детей ) меняется вид деятельности. В 1 - 2 классе
обязательно проведение физминуток, а в 3 - 4 - физкультурных пауз.
В 1 классе после второго урока обязательной была прогулка на свежем воздухе , где проводила подвижные игры.
2. Слежу за сменой видов учебной деятельности на уроке.
3. Слежу за правильной позой учащихся во время письма.
4. Создаю и поддерживаю комфортный психологический климат на уроке.
С 1-ого класса привлекаю родителей к обучению детей здоровому образу жизни. Провожу родительские собрания ,
индивидуальные беседы, инструктажи по закаливанию детей,дни здоровья.
О здоровье , о правильном питании, об обязятельном соблюдении правил личной гигиены, режима дня, об отказе от
вредных привычек, о безопасном поведении на улице, на перемене, в играх мы говорим с ребятами на классных часах
(" Мой режим дня", " Береги своё здоровье смолоду". " Разговор о правильном питании", " Будьте здоровы" - о профилактике
простудных заболеваний в школе, «Скажи себе: «Нет!» - избавление от вредных привычек, «Соблюдай правила дорожного
движения») , участвуем в различных викторинах («Красный, жёлтый, зелёный»), конкурсах (на лучшее оформление классного
уголка на тему «Если хочешь быть здоров», «Безопасное колесо»).Участвуем в игре по станциям «Тропинка здоровья».
Спортивные праздники мы проводим не только с детьми, но и вместе с родителями (совместные походы, праздники «Папа,
мама, я – спортивная семья», соревнования между папами и мальчиками).
Физкультминутки для детей 1- ого класса.
- Дима шёл, шёл, шёл
Земляничку нашёл.
Ах, какая вкусная.
- Руки ставим все вразлёт.
Получился самолёт.
Взмах крылом туда – сюда
Делай раз и делай два.
- Дровосеками мы стали,
Топоры мы дружно взяли.
И руками сделав взмах,
По полену сильно – бах.
- Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все разом встали,
Великанами мы стали.
- Вот какая стрекоза-
Как горошины глаза,
Влево, вправо и вперёд-
Ну, совсем как вертолёт!
- Ехал Грека через реку:
Видит Грека – в речке рак.
Сунул Грека руку в реку-
Рак за руку Грека цап!
Комплекс зарядки для малышей (2 класс).
I . КОМПЛЕКС
• "Подтягивание". Исходное положение - стойка, ноги врозь. Положив сплетенные руки на голову, медленно отвести локти назад и прогнуться - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный. 3-4 раза.
• "Присядь комочком". Исходное положение - основная стойка. Присесть пониже, обхватив руками колени, голову вниз - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. 4-5 раз.
• "Петрушка". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, пальцы разведены. Наклониться, коснуться ладонями колен - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. 6-7 раз.
• "Маятник". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за спину. Наклоны вправо и влево. Дыхание свободное. 4 раза.
• "Косари". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вперед - вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повороты налево и направо (имитация движений косаря). Дыхание свободное. 5-6 раз.
• "Мячики". Исходное положение - основная стойка, руки за пояс. Подскоки на месте на носках. Дыхание свободное. После 15-20 перейти в свободную ходьбу с постепенным замедлением.
• "Дыши глубже". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на пояс, голову вниз, отводя локти и плечи назад, голову вверх - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный. 6-8 раз.
II КОМПЛЕКС
• "Котята". Исходное положение - стойка, ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы разведены и, отведя плечи назад, прогнуться (движение, соответствующее естественному потягиванию) - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный. 3-4 раза.
• "Конница". Исходное положение - основная стойка, руки согнуты под прямым углом вперед, локтями вниз. Согнуть левую ногу и коснуться коленом своей ладони. То же с правой ногой. Движение свободное. 6 раз каждой ногой.
• "Дровосек". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вверх. Наклон вперед, колени полусогнуты, маховым движением пронести руки между колен - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. 6 раз.
• "Ветер качает березки". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки полусогнуты над головой. Поочередные наклоны влево и вправо. Дыхание свободное. 5 раз в каждую сторону.
• "Винтики". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево. Дыхание свободное. 5 раз в каждую сторону.
• "Листики тихо падают". Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вверх, кисти расслаблены. Помахивая кистями, руки через стороны вниз, голову вниз - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. Темп медленный. 6-8 раз.
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) для детей 3 – 4 классов.
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
- Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
- И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
- И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
- И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3- 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И,п – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти раслабленно. Темп медленный.
- И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4 – 6 – то же в другую сторону, 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
- И.п. – стойка ноги врозь. 1- 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 – 4 – и.п., 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Тмеп средний.
ФМ для общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мыщц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.
- Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
- Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
- Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
- Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2- 3 раза – средний, 4- 5 – быстрый, 6 – медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1- 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе....
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
Материалы по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе
Физкультминутки на уроках в начальном звене...
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе
Содержание буклета направлено на профилактику проблемы социального здоровья...