Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС
статья по зож по теме
Статья на тему "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovezberezhenie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»
Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении. Но для полного исцеления, прежде всего, педагогу надо признать, что в его эмоциональном состоянии наметились признаки профессионального выгорания. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления. Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо. Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.
Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.
Вот некоторые советы, которые помогут справиться с эмоциональным выгоранием:
1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом – таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.
2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.
3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной – еще одной причиной профессионального выгорания.
4. Активная позиция. Когда казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.
Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.
Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания.
- Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
- Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение). Используйте перерыв в работе для прогулки, разговоров на отвлечённые темы, для обеды, а не для подготовки к следующему уроку или обсуждению проблем.
- Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
- Станьте заменимыми! Надо избавиться от иллюзии, что без Вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью – прямой путь к самовыгоранию.
- Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим. Главное как можно реже делайте « мухослонов» и не сгущайте краски.
- Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получится, а пробовать разные варианты действий необходимо. Не ошибается тот, кто ничего не делает!
- Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня не менее 3 – 5 раз, даже в случае незначительных успехов.
- Увеличивайте время, которое посвящается другим интересам, а не работе.
- Общайтесь с теми людьми, с которыми Вы чувствуете себя комфортно. При общении не старайтесь делать вид, что Вам нравиться то, что Вам на самом деле неприятно. Это может стать серьёзным фактором дистресса и вызвать тягостное чувство неудовлетворённости.
- Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит Вас в состояние дискомфорта.
Физиологическая саморегуляция.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.
Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.
Профессор А. Б. Ситель пишет так: «Позвоночник – это первая скрипка в оркестре под названием человеческий организм».
Ведь именно здоровье позвоночника определяет жизненный потенциал человека, именно от состояния и здоровья позвоночника напрямую зависит правильное функционирование всех жизненно важных органов , которые с ним связаны.
Болезни души неотделимы от болезней тела. Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из–за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Такой стресс у нашего организма появляется ежедневно, даже по выходным, когда мы берём тетради домой и проводим за проверкой неподвижно по 1,5 – 4 часа. Этого времени достаточно, что бы возникло напряжение мышц спины и шеи, снизилась вентиляция легких, и как следствие, со временем появились болезни позвоночника. А сколько времени каждый из нас ежедневно проводит неподвижно над работой? Малоподвижный образ жизни делает нас хронически больными людьми. В живой природе звери и птицы, лишенные возможности передвигаться, погибают. И человеческий мозг запрограммирован так же: длительная неподвижность принимается им как непригодность к жизни. Поэтому физиологическое здоровье – это прежде всего полноценная двигательная активность.
Старайтесь разными способами создать благоприятные условия, при которых организм быстро самовосстанавливается и становится жизнеспособным и активным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в условиях перехода на ФГОС»
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальн...
П Л А Н Р А Б О Т Ы ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА 2010-2011 учебный год
Введение новых стандартов определяет приоритетное направление – развитие личности учащегося. В основном опора формирования личностных и коммуникативных компетентностей определяется формированием...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организац...
Статья на тему: "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС".
В статье говорится о синдроме профессионального выгорания. Даются некоторые советы по его преодалению....
Выступление на психолого-педагогическом семинаре "Профессиональный стандарт педагога. Воспитательная функция". (27 ноябя 2017 г.)
Презентация....
План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования...