валеологический подход к урокам в начальной школе
статья по зож на тему
Рассмотрены валеологические критерии к организации урока, рекомендации по организации учебной деятельности часто болеющих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskiy_podkhod_k_urokam_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Валеологический подход к урокам в начальной школе.
Данные обследования здоровья учащихся показывают, что за последние десятилетия значительно увеличился процент учащихся имеющие те или иные заболевания. Невольно возникает мысль, что сам образовательный процесс в части его организации является фактором, разрушающим здоровье учащихся и учителей.
За период обучения ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает школа. Что же является причиной резкого ухудшения здоровья учащихся?
Валеологический анализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд основных факторов:
-объективные (заложенные в нормативных образовательных документах: программах, учебниках, планах и пр.)
- субъективные - связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами учебного процесса - учителями, учащимися, родителями.
Выделим наиболее важные показатели рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе.
- валеологический подход к организации и проведения уроков;
- применение на уроках здоровьесберегающих технологий;
- проведения двигательных перемен.
Рассмотрим более подробно основную форму организации учебного процесса - урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, длительность умственной работоспособности, предупреждение преждевременного утомления. Правильная организация обучения помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Выделим основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав.
1. Правильность организации урока.
2. Использование каналов восприятия.
3. Учет зоны работоспособности учащихся.
4. Распределение интенсивности умственной деятельности учащихся.
При планировании уроков педагог должен учитывать критерии здоровьесбережения:
- обстановка и гигиенические условия в классе;
- психологический климат;
- чередование видов учебной деятельности;
- количество, чередования видов преподавания;
- место и длительность применение ТСО;
- поза учащегося, чередования позы в течение урока;
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
- плотность урока.
Сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок, должен обеспечивать ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начало урока до конца.
Валеологично проведенный урок должен стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учиться, получать радость от каждого прожитого дня.
Для этого каждый педагог должен:
- избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, которые задевают чувство их собственного достоинства;
- желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей;
- чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика;
- чтобы учитель понимал, что в ситуации общения с учениками он находится по отношению к ним в двух позициях: в позиции учителя, наставника и в позиции ученика;
- учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям пример.
Работая с учащимися ,педагогам необходимо учитывать, что
- у каждого ребенка свой потенциал здоровья;
- здоровье - это состояние организма ,им нужно научиться управлять;
- хорошее здоровье - результат собственных усилий;
- 20% урока дети должны находиться в состоянии двигательной активности
Задачи учителя:
- формирование у детей и родителей внутренней мотивации к здоровому образу жизни;
- развитие навыков личной гигиены;
- приобщение к рациональному питанию;
- раскрытие способов поддержания физического и психического здоровья.
Советы педагогу для проведения здоровьезберегающих уроков:
- правильно расположи парты в классной комнате;
- положительное общение детей (начало каждого урока с приветствия в парах, в группах, в кругу).
Такое приветствие выполняет функцию положительного настроя на данный урок, обеспечивает снятие напряжения ,усталости, является положительной установкой на урок;
- организация активного межличностного общения - это ситуация прощания взаимоблагодарения, которое организуется так же как и приветствие.
Общение детей на уроке способствует коллективная работа.
- правильно организуй беседу, в которой превалирует вопросы эвристического, поискового или проблемного характера, подразумевавшие ответы в форме размышления;
- работай по расширению сознания детей, в результате которой учащиеся осмысливают свою жизнь, свое поведение, отношения с окружающими людьми и усваивают позитивные мысли о здоровье.
Несколько советов педагогу по организации предотвращения перегрузок на уроках.
1. Изменение позы во время урока. Смена поз каждые 15-20 минут урока.
2. Работа в режиме зрительно-пространственной активности ,необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения. ("Речевой мершрут" чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)
3. Работа в режиме дальнего зрения. (сюжетные, предметные картинки, цифровой материал размер от 1 см - 3 см расположены на стенах.)
4. Речевая разминка на уроках чтения (скороговорки, чистоговорки, поговорки, стихи, которые читаются в разном темпе, работа ведется в режиме пошагового алгоритма шаг-отдельный слог или слово, движение по классы по заданию учителя).
5. Проведение физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей.(в четырех верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения Вместе картинки составляют единый сюжет. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1, 2, 3, 4. Все учащиеся поднимаются в положение стоя и под команду учителя "1, 2, 3, 4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующие картинки. Затем порядок счета меняется и т.д. При этом ученики совершают синхронные движения, головой, туловищем. Дети должны успеть увидеть все четыре сюжета и затем ответить на вопрос. Продолжительность тренажа 1-1,5 минуты.
Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Развитие этой способности у детей является одной из важных задач обучения и воспитания.
Особой специфической чертой валеологического подхода к уроку является его рефлективность.
Здоровым можно считать человека сознательного, то есть живущего с сознанием о себе, об окружающем его мире, а сознательным можно назвать того, кто способен контролировать себя. Поэтому с позиции валеологического подхода рекомендуем начинать и заканчивать урок фиксацией в специальном дневнике настроения, здоровья.
Можно использовать разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, цвет, музыку, письменное слово. Рефлексию можно включать в разные этапы урока. Валеологический подход к организации педагогического процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого слова.
Литература.
- З.С. Макарова, Л.Г. Голубева «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей» - М.: ВЛАДОС, 2004
- Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе .-Ростов н /Д:Феникс,2006.-288 - ( Здравствуй ,школа!).
- Орехова Т. Валеологический подход к организации урока в современной школе. "Начальная школа ,Плюс-минус", 2001 год № 9.
- Кокарева Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях. "Образование", 2002 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход на уроках в начальной школе
Презентация одной из современных технологий....
Реферат на тему:"Валеологические технологии, на уроках в начальной школе"
Здоровьесберегающие технологии на уроках....
Компетентностный подход на уроках в начальной школе.
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, пои...
Выступление на тему "Реализация системно-деятельстного подхода на уроках в начальной школе"
Выступление на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"...
Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...