Выступление на тему "Реализация системно-деятельстного подхода на уроках в начальной школе"
статья по теме

Выступление на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чуевская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Реализация системно-деятельстного подхода на уроках в начальной школе

Подготовила:

Чуева Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Губкинский район,

2013 г.

Современное общество живет в эпоху постоянного  увеличения объемов информации, обновления знаний.  Появляется  много способов освоения информации.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Системно - деятельностный  подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляет собой воспитание и социализация в структурно – методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально – педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм, таким образом достигается согласование аксиологического и системно –деятельностного подходов к организации пространства духовно –нравственного развития младшего школьника.

Основной  целью  этого подхода является то, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ведущих мест и предполагает ориентацию на результат образования как  компонент стандарта системы, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системно-деятельностный подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев – определяя воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, Как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, Идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную Деятельность, Педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, Другими значимыми для него субъектами. Применительно в организации пространства  воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно – нравственного развития, ситемно-деятельностный подход имеет свои особенности.

  Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Системно – деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов или образовательной области.

Вторая особенность применения системно – деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школы монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, интернет, телевидение и иные источники информации. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем ил иным образом включен в различные виды социальной, информационной , коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные , нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Основная из главных задач учителя – формирование у учащихся  потребности и способностей в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Компоненты образовательного процесса при системно – деятельностном подходе.

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем. Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым.

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

4. Рефлексивно-оценочный компонент. Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Задача начальной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся организационные, коммуникативные, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки.

     В своей педагогической практике, используя системно – деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель:  обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества.

Среди   разнообразных  направлений  новых  педагогических технологий,  на   мой   взгляд, наиболее адекватными поставленным целям  и  наиболее  универсальными  являются обучение  в сотрудничестве, метод  проектов, игровые  технологии  и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

  Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их способностей и интересов. 

       Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне.

      Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

     Именно на уроках русского языка и литературного чтения   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

    Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.

Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

     Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих  целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.

   Задача: разработка специальных уроков, на которых в определенной последовательности рассматривается выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах  других стилей речи.

   Принцип: изучение языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов художественных произведений.

      Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации,  её использованию. Задача учителя – развивать у  школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы  учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой

урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух  текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).

   Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности  учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили  мини – проекты «О русских богатырях», а после  чтения сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю читать?»

 На уроках  русского языка  можно  выполнять логически-поисковые задания. Например, назвать  лишнее слово из ряда:  метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ:  лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов  решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.

     Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

     Главными целями введения этого метода  являются:  

развитие интереса к предмету;

приобретение исследовательского опыта;

развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

получение дополнительных знаний по теме;

развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)

     Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 4 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В  учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

     Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

    УМК  «Школа России» позволяет решать  задачи по развитию читательской грамотности:

   -понимать коммуникативную цель чтения текста;

 -фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,  полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

 -определять  основную мысль текста;

 -дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

 -выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

  - комментировать и оценивать информацию текста.

      Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при  переходе из начальной школы  в основную  должны быть обеспечены  педагогические условия, превращающие  готовность учащихся для обучения  чтению  в читательское умение, обеспечивающее самообучение и  за порогом школы. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

    Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

 -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развиваю творческие способности;

  - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

    Предлагаю несколько примеров такой работы:

в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

    Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу  – достижение оптимального общего развития каждого учащегося  при сохранении здоровья.

       В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.  Из этого следует… «Сегодня  у нас не будет урока,  у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся  подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки  в сказанном…  Делимся на критиков и  изобретателей….».

 Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

 1.      Использование дифференцированных заданий.

Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

 проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

 подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

 Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

3.  Использование метода проектов.

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Список использованной литературы

  1. Никулина В. И., Екимова Н.В. «Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы», Белгород. БелРИПКПС,2010.
  2. Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
  3. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
  4. Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений//Педагогический университет. «Первое сентября». 2005.  №22.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Компетентностный подход на уроках в начальной школе.

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, пои...

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Выступление на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов начальной школы», 2014г.

Выступление на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов начальной школы», 2014г....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...