Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
презентация к уроку (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie-k-ped.sovetu.ppt | 136 КБ |
vystuplenie-k-ped.sovetu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа № 1
Системно - деятельностный подход
на уроках в начальной школе
Мастер – класс учителя начальных классов
Гринько Ирины Александровны
проведенный в рамках педагогического совета школы
Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Мы уже отмечали тот факт, что одним из принципов системно-дидактического подхода является принцип непрерывности. Основываясь на нем, мы отметим, что первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. (Слайд 2)Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). Конечно же они еще не погружены полностью в эту систему, они лишь начинают свое путешествие по ее безграничным возможностям. А основной способ приобретения опыта творческой и учебной деятельности учащихся, это активное погружение в образовательную среду. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода (Слайд 3)
«Школа 2100…»
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Я работаю именно в 1 классе, по образовательной системе «Школа 2100». Эта система предлагает широкий спектр возможностей для реализации системно-деятельностного подхода. Сегодня я хочу показать Вам лишь фрагмент урока, разработанного по принципам системно-деятельностного подхода.
(Слайд 4)Тема урока: Число восемь, цифра 8
Цель урока: познакомить учащихся с числом и цифрой 8.
Задачи:
1.Формировать представление о числе 8 и умение обозначать число на письме с помощью цифры 8.
2. Познакомить учащихся с составом числа 8.
3. Формировать умение изображать число 8 на числовом отрезке.
4. Тренировать способность к составлению выражений по рисункам.
5. Закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями.
6. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
7. Развивать речь учащихся.
8. Воспитывать аккуратность.
Формы работы:
- фронтальная, коллективная, самостоятельная, дифференцированная
Методы: наглядный, словесные (диалог, беседа), методы письменного и устного контроля и самоконтроля (практическая работа, самостоятельная работа)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма: Классно – урочная.
Технологии: технология системно - деятельностного обучения, развивающая, личностно – ориентированная, здоровье – сберегающая.
Этапы урока (Слайд 5)
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фрагмент урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что здесь вы видите? (Цифры) Ребята, скажите, а зачем нам цифры? Нужно ли нам знать их? Уметь работать с ними в нашей обычной жизни? Где мы можем увидеть цифры в жизни? Давайте сделаем вывод, нужно ли нам с вами учить математику?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Скажите, а что особенного в этом ряду цифр? Как они расположены? (Не по порядку). Расставьте числа в порядке возрастания. Как будем расставлять? Какую цифру мы поставим первой? А какую последней? Давайте проговорим хором правильным этот ряд. Ребята, а давайте мы с вами перевернем эти карточки. Какое слово получилось? Давайте попробуем прочитать. Ребята, а что это за волшебная страна, Циферия? Кто проживает в этой стране? Верно, ребята, чтобы отправиться в путь и познакомиться там с новым числом и цифрой, нам необходим транспорт. Отгадайте загадку и вы узнаете, что это за транспорт.
Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец
Весь посёлок увезти.
Да, это верно, поезд.
3.Выявление места и причины затруднения.
Сколько вагонов у нашего поезда? (7)Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня. Я думаю, мы все не поместимся в эти 7 вагонов. Давайте с вами присоединим еще один вагон. Ребята, какое выражение мы можем записать, чтобы узнать, сколько вагонов всего в поезде. Ребята, можем ли мы сказать, сколько это? Давайте мы поработаем в парах. Чтобы определить вашу пару для работы, возьмите за руку своего соседа по парте. Это ваша паря для этой работы. Перед вами на столах лежит листок бумаги. Он абсолютно чист. Давайте на этом листе бумаги, каждая пара напишет ту цифру, к которой, по вашему мнению, мы сегодня отправляемся в путь. (Работа в паре). Ребята, поднимите свои листки вверх. Давайте теперь посчитаем все вместе. Верно это 8.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Итак, мы с вами предположили, к какому числу мы отправились в гости. Что же это за число? Давайте еще раз проверим, пересчитав вагончики для пассажиров. Тогда скажите, как называется тема нашего урока? (Число 8, цифра 8). Ребята, скажите, а у всех получилось написать цифру 8?Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем и чему научимся? Научимся ли мы писать цифру 8? А узнаем ее состав? Как вы думаете, а с чего мы начнем? (Написание). А когда мы научимся писать, сможем ли составлять выражения, чтобы узнать состав числа 8? (Да). Итак, что же мы будем делать сначала? Ребята, скажите, а мы можем сразу выполнить это задание, написать цифру 8? Что нам необходимо, какие школьные принадлежности нам помогут научиться писать? Давайте приготовим их. Но прежде чем начать писать, нам необходимо с вами сделать небольшую физкультминутку.
Таким образом, благодаря использованию приемов технологии системно-деятельностного подхода дети самостоятельно смогли сформулировать тему урока, задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"
Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...
Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС
Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данном материале рассматриваются основные виды...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....
конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)
Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."
laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...