Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (4 класс)
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_zdorovya.docx | 197.69 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
.
|
Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ
« Азбука здоровья»
Программу составила
учитель высшей категории
Г.Н.Борунова
Смоленск 2020
Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ
« Азбука здоровья»
Пояснительная записка:
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.
Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др. Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ
Нормативная база для разработки программы :
- Закон РФ «Об образовании»
- Конституция Российской федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Стандарты второго поколения
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
· Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 4 года
Цель программы:
- формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- - Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни
- - Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
- -Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.
- - Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Здоровый образ жизни включает в себя:
- двигательную активность
- личную гигиену
- правильное питание
- безопасность жизнедеятельности
- положительные эмоции
Формы работы:
- -беседа,
- -тренинг,
- - практическое занятие
- - ролевая игра
- - конкурс рисунков
- - диспут.
Принципы:
- Доступность
- Систематичность и последовательность
- Наглядность
- Динамичность
- Дифференциация
Содержание программы
»
Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:
- «Здоровье человека»
- «Личная гигиена»
- « Режим дня»
- «Питание и здоровье»
- « Вредные привычки»
- « Безопасность и здоровье»
- «Профилактика заболеваний»
- «Профилактика травматизма»
- «Экология и здоровье»
Направления | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Здоровье – бесценное богатство | В здоровом теле… | Ролевая игра «Мы за ЗОЖ» | «Формула здоровья» - дискуссия | |
«Личная гигиена» | Уход за волосами | Уход за волосами | Гигиена тела. | «Как сохранить улыбку» - беседа, практическое занятие. |
« Режим дня» | « Отдых и труд вместе идут». | «Сон. Гигиена сна» | « Той режим дня» занятие-практикум | «Режим дня в каникулы» |
«Питание и здоровье» | О вкусной и здоровой пище | О витаминах | Правильное питание. | «Коктейль здоровья» практическое занятие |
« Вредные привычки» | Алкоголь - наркотик – преступление | Вино вину творит | Не сломай судьбу свою | Дискуссия о наркотиках |
« Безопасность и здоровье» | Дорога без опасностей | Если возник пожар… | Терроризм – угроза обществу | «Опасные предметы» занятие практикум |
«Профилактика заболеваний» | Забота о глазах | Движение- это жизнь | Правильная осанка | Профилактика вирусных заболеваний |
Профилактика травматизма | ||||
«Экология и здоровье» | Лекарственные растения | Экология и здоровье | Жизнь под угрозой | «Травяной чай» практическое занятие |
По окончании изучения курса учащиеся должны знать и уметь:
- Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
- средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, физкультура;
- правила безопасного поведения
- уметь оказывать первую помощь
- механизмы и способы поддержания здоровья.
- состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
- стремиться к физическому совершенству.
- различать хорошие и плохие привычки
- не иметь вредных привычек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1год (32 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | проведено | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
Режим дня. | 1 | ||
Утренняя зарядка. | 1 | ||
Сон – лучшее лекарство. | 1 | ||
Наши друзья – вода и мыло. | 1 | ||
Чтобы зубы не болели. | 1 | ||
Гимнастика для глаз. | 1 | ||
«Рабочие инструменты» человека. | 1 | ||
Гигиена кожи. | 1 | ||
Чтобы уши слышали. | 1 | ||
Осанка – стройная спина. | 1 | ||
Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | ||
Самые полезные продукты. | 1 | ||
Лекарства в лесу. | 1 | ||
Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | ||
Раздел «физкультурно-оздоровительный» | |||
15. | Подвижные игры. | 1 | |
16. | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма | |||
1. Правила дорожного движения | |||
17. | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | |
18 | Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. | 1 | |
19 | Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару» | 1 | |
20. | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | |
21. | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | |
22. | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | |
23. | Участники дорожного движения. | 1 | |
24. | Экскурсия «Мы – пешеходы». | 1 | |
25. | Виды транспортных средств. | 1 | |
2. Правила пожарной безопасность | |||
26 | Огонь – друг или враг? | 1 | |
27 | Где дым, там и огонь. | 1 | |
28 | Спички детям – не игрушка. | 1 | |
3. Правила поведения в быту | 1 | ||
Опасность у нас дома. | 1 | ||
29 | Безопасность при общении с домашними животными. | 1 | |
4. Правила поведения в природе | 1 | ||
Если солнечно и жарко. | 1 | ||
30 | Если на улице дождь и гроза. | 1 | |
31 | Правила безопасности на воде. | 1 | |
32 | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | |
Итого | 32 |
2 год (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | проведено | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
1 | Настроение в школе и дома. | 1 | |
2 | Поведение в школе. | 1 | |
3 | Болезни глаз. Как их предупредить. | 1 | |
4 | Слух - большая ценность для человека. | 1 | |
5 | Профилактика кариеса. | 1 | |
6 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 1 | |
7 | Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. | 1 | |
8 | Режим питания. | 1 | |
9 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 | |
10 | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 1 | |
11 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | |
12 | Гигиена тела и души. | 1 | |
13 | Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть». | 1 | |
Раздел «Физкультурно-оздоровительный» | |||
14 | Подвижные игры. | 1 | |
15 | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | |||
1. Правила дорожного движения | |||
16 | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | |
17 | Светофор и его виды. | 1 | |
18 | Экскурсия «Элементы улиц и дорог». | 1 | |
19 | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 1 | |
20 | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | |
21 | Правила поведения на загородной дороге. | 1 | |
22 | Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. | 1 | |
23 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | |
24 | Причины ДТП. | 1 | |
25 | Тормозной путь транспорта. | 1 | |
26 | Памятка велосипедиста. | 1 | |
27 | Экскурсия «Велосипедная дорожка» | 1 | |
2. Правила пожарной безопасность | |||
28 | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | |
29 | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | |
3. Правила поведения в быту | |||
30 | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | |
31 | Если ты ушибся или порезался. | 1 | |
Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. | 1 | ||
4. Правила поведения в природе | |||
32 | Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. | 1 | |
33 | Как уберечься от мороза. | 1 | |
34 | Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья». | 1 | |
Итого | 34 |
3 год (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | Проведено | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
1 | Вредные привычки. | 1 | |
2 | Азбука питания. | 1 | |
3 | Как избежать отравлений. | 1 | |
4 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 1 | |
5 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
6 | Сам себе доктор. Су-Джок терапия. | 1 | |
7 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 1 | |
8 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 1 | |
Раздел «Физкультурно-оздоровительный» | |||
9 | Подвижные игры. | 1 | – |
10 | Спортивные игры и эстафеты. | 3 | |
11 | Игры разных народов. | 2 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | |||
1. Правила дорожного движения | |||
12 | Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | |
13 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. | 1 | |
14 | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | |
15 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | |
16 | Железнодорожный переезд. | 1 | |
17 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | |
18 | Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 1 | |
19 | Игра «Школа светофорных наук». | 1 | |
2. Правила пожарной безопасности | |||
20 | Как вести себя во время пожара | 1 | |
21 | Азбука пожарной безопасности. | 2 | |
3.Правила поведения в быту | |||
22 | Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. | 2 | |
4. Правила поведения в природе | |||
23 | Как уберечься от укусов насекомых. | 2 | |
24 | Как уберечься от ушибов и переломов. | 2 | |
26 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | |
27 | Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 2 | |
Итого | 34 |
4 год (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Всего | Теория | ||
Раздел «Секреты здоровья» | |||
1 | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 1 | |
2 | Профилактика инфекционных болезней. | 1 | |
3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. | 1 | |
4 | Основные виды травм у детей школьного возраста. | 1 | |
5 | Первая медицинская помощь при кровотечении. | 1 | |
6 | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | |
7 | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | 1 | |
8 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | |
9 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | 1 | |
10 | Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». | 1 | |
11 | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | |
Раздел «Физкультурно-оздоровительный» | |||
12 | Подвижные игры. | 3 | |
13 | Спортивные игры и эстафеты. | 3 | |
14 | Игры разных народов. | 3 | |
Раздел «Профилактика детского травматизма» | |||
1. Правила дорожного движения | |||
15 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 | |
16 | Экскурсия «Мы пассажиры». | 1 | |
17 | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | |
18 | Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. | 1 | |
19 | Опасная ситуация. | 1 | |
20 | Этого могло не случиться. | 1 | |
2. Правила пожарной безопасности | |||
21 | Что я расскажу младшему брату о пожаре? | 1 | |
22 | Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 1 | |
23 | Отравляющие ядовитые газы. | 1 | |
3. Правила поведения в быту | |||
24 | Безопасное поведение в быту. | 1 | |
4. Правила поведения в природе | |||
25 | Правила техники безопасности для туриста. | 1 | |
26 | Средства и способы спасения утопающих. | 1 | |
27 | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 1 | |
28 | Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность» | 1 | |
Итого | 34 |
Литература:
1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005
2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007
3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.
4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.
5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.
6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.
7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200
8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.
9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...
викторина по формированию здорового образа жизни у детей в форме презентации
Данная презентация представляет собой ряд вопросов для викторины по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Для правильного использования презентации необходимо кликнуть мышью на нужный н...
викторина по формированию здорового образа жизни у детей в форме презентации
Данная презентация представляет собой ряд вопросов для викторины по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Для правильного использования презентации необходимо кликнуть мышью на нужный н...
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....
Программа «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой де-фекта 1 – 4 классов.
Программа для учащихся классов-групп....
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, как направление сохранения и улучшения здоровья воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида ,
Подпрограмма воспитания здорового образа жизни "Здоровье"...