Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (4 класс)

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_zdorovya.docx197.69 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

.

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № 1

от «30» 08 2020г.

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «30» 08  2020г.

Утверждаюсписок 2

Директор                    /С.А. Дюг/

Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ

« Азбука здоровья»

Программу составила

учитель высшей категории

Г.Н.Борунова

Смоленск 2020

Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ

« Азбука здоровья»

                                                     Пояснительная записка:

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.  По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности,  духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.

Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек»,  Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др. Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Нормативная база для разработки программы :

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конституция Российской федерации
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка
  • Стандарты второго поколения
  • Декларация прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка

·          Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 4 года

Цель программы:

формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • - Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни
  • - Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
  • -Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.
  • - Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • двигательную активность
  • личную гигиену
  • правильное питание
  • безопасность жизнедеятельности
  • положительные эмоции

Формы работы:

  • -беседа,
  • -тренинг,
  • - практическое занятие
  • - ролевая игра
  • - конкурс рисунков
  • - диспут.

Принципы:

  • Доступность
  • Систематичность и последовательность
  • Наглядность
  • Динамичность
  • Дифференциация

Содержание программы

»        

Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

  • «Здоровье человека»
  •  «Личная гигиена»
  •  « Режим дня»
  •  «Питание и здоровье»  
  • « Вредные привычки»
  •  « Безопасность и здоровье»
  • «Профилактика   заболеваний»
  •  «Профилактика травматизма»
  • «Экология и здоровье»

Направления

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Здоровье – бесценное богатство

В здоровом теле…

Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

«Формула здоровья» -  дискуссия 

«Личная гигиена»

Уход за волосами

Уход за волосами

Гигиена тела. 

«Как сохранить улыбку» - беседа, практическое занятие.

« Режим дня»

« Отдых и труд вместе идут».

«Сон. Гигиена сна»

« Той режим дня» занятие-практикум

«Режим дня в каникулы»

«Питание и здоровье»  

О вкусной и здоровой пище

О витаминах

Правильное питание.

«Коктейль здоровья» практическое занятие

« Вредные привычки»

Алкоголь - наркотик – преступление

Вино вину творит

Не сломай судьбу свою

Дискуссия о наркотиках 

« Безопасность и здоровье»

Дорога без опасностей

Если возник пожар…

Терроризм – угроза обществу

«Опасные предметы» занятие практикум

«Профилактика   заболеваний»

Забота о глазах

Движение- это жизнь

Правильная осанка

Профилактика вирусных заболеваний

Профилактика травматизма

«Экология и здоровье»

Лекарственные растения

Экология и здоровье

Жизнь под угрозой

«Травяной чай» практическое занятие

По окончании изучения курса учащиеся должны знать и уметь:

  • Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
  • средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня,  физкультура;
  • правила безопасного поведения
  • уметь оказывать первую помощь
  • механизмы и способы поддержания здоровья.
  • состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
  • стремиться к физическому совершенству.
  • различать  хорошие и плохие привычки
  • не иметь вредных привычек.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 1год (32 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

проведено

Раздел «Секреты здоровья»

Режим дня.

1

Утренняя зарядка.

1

Сон – лучшее лекарство.

1

Наши друзья – вода и мыло.

1

Чтобы зубы не болели.

1

Гимнастика для глаз.

1

«Рабочие инструменты» человека.

1

Гигиена кожи.

1

Чтобы уши слышали.

1

Осанка – стройная спина.

1

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

Самые полезные продукты.

1

Лекарства в лесу.

1

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья».

1

Раздел «физкультурно-оздоровительный»

15.

Подвижные игры.

1

16.

Спортивные игры и эстафеты.

1

Раздел «Профилактика детского травматизма

1. Правила дорожного движения

17.

Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

1

18

Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

19

Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару»

1

20.

Красный, жёлтый, зелёный.

1

21.

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

1

22.

Экскурсия «Дорожные знаки»

1

23.

Участники дорожного движения.

1

24.

Экскурсия «Мы – пешеходы».

1

25.

Виды транспортных средств.

1

2. Правила пожарной безопасность

26

Огонь – друг или враг?

1

27

Где дым, там и огонь.

1

28

Спички детям – не игрушка.

1

3. Правила поведения в быту

1

Опасность у нас дома.

1

29

Безопасность при общении с домашними животными.

1

4. Правила поведения в природе

1

Если солнечно и жарко.

1

30

Если на улице дождь и гроза.

1

31

Правила безопасности на воде.

1

32

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

1

Итого

32

2 год (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

проведено

Раздел «Секреты здоровья»

1

Настроение в школе и дома.

1

2

Поведение в школе.

1

3

Болезни глаз. Как их предупредить.

1

4

Слух - большая ценность для человека.

1

5

Профилактика кариеса.

1

6

Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

1

7

Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.

1

8

Режим питания.

1

9

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

1

10

Работа над проектом по теме «Основа здорового питания».

1

11

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

12

Гигиена тела и души.

1

13

Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».

1

Раздел «Физкультурно-оздоровительный»

14

Подвижные игры.

1

15

Спортивные игры и эстафеты.

1

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

16

Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

1

17

Светофор и его виды.

1

18

Экскурсия «Элементы улиц и дорог».

1

19

Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.

1

20

Экскурсия «Дорожные знаки»

1

21

Правила поведения на загородной дороге.

1

22

Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.

1

23

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

24

Причины ДТП.

1

25

Тормозной путь транспорта.

1

26

Памятка велосипедиста.

1

27

Экскурсия «Велосипедная дорожка»

1

2. Правила пожарной безопасность

28

Чтобы огонь не причинил вреда.

1

29

Правила поведения в случае пожара в квартире.

1

3. Правила поведения в быту

30

Как уберечься от поражения электрическим током.

1

31

Если ты ушибся или порезался.

1

Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело.

1

4. Правила поведения в природе

32

Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.

1

33

Как уберечься от мороза.

1

34

Обобщение по разделу.

Игра «Светофор здоровья».

1

Итого

34

3 год (34  часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Проведено

Раздел «Секреты здоровья»

1

Вредные привычки.

1

2

Азбука питания.

1

3

Как избежать отравлений.

1

4

Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.

1

5

Глаза – главные помощники человека.

1

6

Сам себе доктор. Су-Джок терапия.

1

7

Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».

1

8

Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».

1

Раздел «Физкультурно-оздоровительный»

9

Подвижные игры.

1

10

Спортивные игры и эстафеты.

3

11

Игры разных народов.

2

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

12

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».

1

13

Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.

1

14

Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.

1

15

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

16

Железнодорожный переезд.

1

17

Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

18

Работа над проектом по теме «Безопасный путь».

1

19

Игра «Школа светофорных наук».

1

2. Правила пожарной безопасности

20

Как вести себя во время пожара

1

21

Азбука пожарной безопасности.

2

3.Правила поведения в быту

22

Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.

2

4. Правила поведения в природе

23

Как уберечься от укусов насекомых.

2

24

Как уберечься от ушибов и переломов.

2

26

Правила безопасности во время грозы.

1

27

Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

2

Итого

34

4 год (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Раздел «Секреты здоровья»

1

Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.

1

2

Профилактика инфекционных болезней.

1

3

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

1

4

Основные виды травм у детей школьного возраста.

1

5

Первая медицинская помощь при кровотечении.

1

6

Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

7

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

1

8

Оказание первой помощи при отравлениях.

1

9

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

1

10

Работа над проектом по теме «Секреты здоровья».

1

11

Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья».

1

Раздел «Физкультурно-оздоровительный»

12

Подвижные игры.

3

13

Спортивные игры и эстафеты.

3

14

Игры разных народов.

3

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

15

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

1

16

Экскурсия «Мы пассажиры».

1

17

Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля.

1

18

Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге.

1

19

Опасная ситуация.

1

20

Этого могло не случиться.

1

2. Правила пожарной безопасности

21

Что я расскажу младшему брату о пожаре?

1

22

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии.

1

23

Отравляющие ядовитые газы.

1

3. Правила поведения в быту

24

Безопасное поведение в быту.

1

4. Правила поведения в природе

25

Правила техники безопасности для туриста.

1

26

Средства и способы спасения утопающих.

1

27

Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.

1

28

Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность»

1

Итого

34

Литература:

1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005

2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007

3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.

4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.

5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.

6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.

7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200

8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.

9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

викторина по формированию здорового образа жизни у детей в форме презентации

Данная презентация представляет собой ряд вопросов для викторины по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Для правильного использования презентации необходимо кликнуть мышью на нужный н...

викторина по формированию здорового образа жизни у детей в форме презентации

Данная презентация представляет собой ряд вопросов для викторины по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Для правильного использования презентации необходимо кликнуть мышью на нужный н...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....