Из опыта реализации программы «Дорога к доброму здоровью» для учащихся начальных классов
статья по зож на тему
Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedchteniya_ot_meretukovoy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Меретукова Саият Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9
Кошехабльского района
Из опыта реализации программы «Дорога к доброму здоровью» для учащихся начальных классов
«Здоровому все здорово»
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.
Качество образования во многом зависит от состояния здоровья учащихся. Ухудшение зрения, осанки, заболевание органов пищеварения и расстройства центральной нервной системы, наблюдающиеся у школьников, не способствуют хорошему восприятию учебного материала.
Одна из главных задач школы – сохранить и укрепить здоровье учащихся, т.е. создать механизм формирования здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда школы состоит из следующих аспектов:
1. условия, которые обеспечивают равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой;
2. педагогической системой, психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;
3. активной образовательной средой, в которой обучение ребёнка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. В основу учебно-воспитательного процесса МБОУ СОШ №9 села Вольного Кошехабльского района положены три принципа: «Здоровье - развитие – обучение», поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни. Разработана и успешно внедряется комплексная образовательная программа «Школа здоровья», которая представляет собой общеметодологическую модель, успешно взаимодействующую со всеми программами школы. Данная программа «Дорога к здоровью» является составной частью программы «Школа здоровья». Составлена для учащихся начальных классов. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, игре, подражании. Так как физиологические особенности школьников 1 – 4 классов требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, к организации здоровьесберегающей структуры урока, необходимо построить процесс обучения так, чтобы он не превратился в фактор негативного воздействия на здоровье.
Программа «Дорога к здоровью» реализуется по двум направлениям:
- учебно-педагогическое;
- оздоровительно-воспитательное.
Цель программы: воспитание культуры здоровья, профилактика заболеваний и улучшения качества жизни младшего школьника.
Основные задачи:
1. Учебно-педагогического блока:
- Создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья;
- Нормировать учебную нагрузку, объем домашних заданий и режима дня;
- Увеличить двигательную активность учащихся на уроке с целью предупреждения утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков, организация динамических перемен);
- Организовать полноценное сбалансированное питание учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья.
2. Оздоровительно-воспитательного блока:
- Воспитывать у детей нормы здорового образа жизни, пропагандировать правила гигиены;
- Привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- Сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
- Привлекать системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Направления работы по программе "Дорога к здоровью":
Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках, применение здоровьесберегающих технологий, привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни и воспитанию культуры поведения.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности в нашей школе применяются образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы личность ребёнка, которая превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений мы выделяем:
- педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
- технологии развивающего обучения, которые строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Это позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды . Это является важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
- технологии уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строим с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Оздоровительные минутки во время урока:
Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение.
- Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.
- Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса. Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой
- Использование элементов методики офтальмолога Базарного “Зрительные тренажеры”. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.
- Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы с учащимися. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах, прогулки на свежем воздухе после окончания уроков, спортивные часы. Дети посещают спортивные секции. В школе проводятся общеоздоровительные мероприятия. Ведется строгий контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы. Большое внимание обеспечению рационального и полноценного питания учащихся.
Пути реализации программы «Дорога к здоровью»
Учебно-педагогический блок:
1. Основы здорового образа жизни;
2. Окружающий мир;
3. Литературное чтение;
4. Технология;
5. Система работы учителей-логопедов;
6. Работа психолого-педагогической службы (анкетирование учащихся, оказание психологической и социальной поддержки).
Оздоровительно-воспитательный блок:
1. Система классных часов, разработанных на параллель по темам;
2. Система внеклассных мероприятий;
3. Проведение тематических родительских собраний;
4. Работа школьной столовой (организация горячего питания, витаминизация пищи, употребление кислородного коктейля).
5. Работа медицинской службы (плановые проф. осмотры, профилактические прививки, просветительская работа).
Знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;
- Как правильно питаться;
- Для чего нужна физкультура;
- Что такое правильная осанка и как ее поддерживать;
- Что такое закаливание. Способы закаливания;
- Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;
- Что такое режим дня;
- Полезные привычки. Как их создать;
- Вредные привычки. Как от них избавиться;
- Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;
- Лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно строить режим дня, выполнять его;
- Применять на практике основные нормы гигиены.
- Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;
- Оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
- Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
- Распознавать и анализировать опасные ситуации.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;
- Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
- Улучшение показателей здоровья;
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся лицея;
- Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;
- Решение проблемы: «Человек – образ жизни – образование – здоровье».
Важно то, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призываем мы учителя или же ребенок испытывает недомогание. Дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь свое здоровье и почему это так важно.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе начального образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя начальных классов МБОУ СОШ№9 села Вольное стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Твоё здоровье" (для учащихся начальных классов).
Программа "Твоё здоровье" разработана в рамках ведения воспитательной работы с учащимися начальных классов с целью развития внутреннего, чувственно-эмоционального аспекта личн...
Классный час "Слагаемые здоровья" для учащихся начальных классов
Классный час посвящен здоровой пище, закаливанию, движению и т.д....
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Объектом изучения факультатива является язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства фор...
Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...
Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов
Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...