Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
материал (3 класс) на тему
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_mishina.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
театр Мишина
Главная задача классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.
При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение.
Основной целью театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:
Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа
Свою работу с детьми я осуществляю по трем взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности. Третье-просмотр спектаклей в театрах нашего города .
Работу над ролью строится следующим образом.
Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?
Распределение ролей.
Составление словесного портрета героя;
Анализ поступков героя;
Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?
Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;
Подготовка театрального костюма .
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:
- просмотр спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.
На занятиях по театрализованной деятельности использую ИКТ :
• просмотр спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• упражнения на развитие детской пластики;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
.видеозапись репетиции спектакля,просмтр и разбор ошибок
Очень интересно прошел в первом классе музыкальный спектакль"Муха-цокотуха". Много пришлось поработать над интонацией, динамикой, а также таким выразительным средством, как мимика. Для того чтобы познакомить детей с богатством мимики и привить им эмоциональную зоркость чуткость к психологическому состоянию окружающих /сопереживание, сострадание/, я использовала дидактический материал - набор пиктограмм, схематически иллюстрирующих разнообразие физиономических фигур: радость, грусть, удивление, испуг, слезы, злость и т.д. Такие пиктограммы помогали мне в работе с детьми над спектаклем "Муха-цокотуха".СоняМ. -играла муху, стала значительно активной, а Ангелина поверила в свои силы и смело выступила в роли бабочки. Совместно просмотренный спектакль - хороший повод для бесед в группе. Они помогали детям разобраться в поступках героев, отметить нравственные стороны их поведения. Итогом работы был театрализованный праздник посвященный дню 8 марта.Затем мы приняли участие в городском конкурсе"Театральный Олимп".
А во втором классе мы подготовили с детьми более серьезный музыкальный спектакль по сказке С. Маршака"Двенадцать месяцев"
Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует участие родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
- Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
- Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
- Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
- Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
- Посещение театров.
- Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях
Результатом работы явились следующие достижения:
- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;
- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
93% детей стали инициативным, умеют свободно общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. 90% детей могут самостоятельно объединяться для совместной игры в театр, умеют сочетать слова с движением, передавать характерные образы героев.Повысился их интеллектуальный уровень, культура общения, дети стали более общительными, более уверенными. А все это формирует личность ребенка.
Работа по театрализованной деятельности позволила мне решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека
Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, детей смогли применить в повседневной жизни.
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
4. Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
5. Создание театрального коллектива.
6. Продолжать принимать участие в районных и городских конкурсах.
7. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
8. Привлечение родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения
«Развитие творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения в начальных классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий педагогич...
«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»
Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
«ИКТ в развитии творческих способностей учащихся начальных классов в урочной деятельности"
Из опыта работы....
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками...