Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
материал (3 класс) на тему

Мишина Наталья Николаевна

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_mishina.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

                    театр Мишина

        Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

                Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.  

  При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими  внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

       В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству  между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия.  При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля  радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное  поведение.

Основной целью театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

    Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:

          Вызывать интерес к театрализованной  деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

         Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.

         Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.

         Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить,  обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.

         Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной  деятельности.

         Сохранять творческий характер театрализованной  деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа

         Свою работу с детьми я осуществляю по трем взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности. Третье-просмотр спектаклей в театрах нашего города .

Работу над ролью  строится  следующим образом.

          Знакомство с инсценировкой: о чём она?  Какие события в ней главные?

         Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?

         Распределение ролей.

          Составление словесного портрета героя;

         Анализ поступков героя;

         Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?

          Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения  на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;

         Подготовка театрального костюма .

         В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

- просмотр  спектаклей и беседы по ним; 

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- театральные этюды;                                                                                                

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

На занятиях по театрализованной деятельности  использую  ИКТ :

• просмотр  спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• упражнения на развитие детской пластики;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

.видеозапись репетиции спектакля,просмтр и разбор ошибок

Очень интересно прошел в первом классе музыкальный спектакль"Муха-цокотуха". Много пришлось поработать над интонацией, динамикой, а также таким выразительным средством, как мимика. Для того чтобы познакомить детей с богатством мимики и привить им эмоциональную зоркость чуткость к психологическому состоянию окружающих /сопереживание, сострадание/, я использовала дидактический материал - набор пиктограмм, схематически иллюстрирующих разнообразие физиономических фигур: радость, грусть, удивление, испуг, слезы, злость и т.д. Такие пиктограммы помогали мне в работе с детьми над спектаклем "Муха-цокотуха".СоняМ. -играла муху, стала значительно активной, а  Ангелина  поверила в свои силы и смело выступила в роли бабочки. Совместно просмотренный спектакль - хороший повод для бесед в группе. Они помогали детям разобраться в поступках героев, отметить нравственные стороны их поведения. Итогом работы был театрализованный праздник посвященный дню 8 марта.Затем мы приняли участие в городском конкурсе"Театральный Олимп".

А во втором классе мы подготовили с детьми более серьезный музыкальный спектакль по сказке С. Маршака"Двенадцать месяцев"

  Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует участие родителей.

                 РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ

  1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
  2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
  3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
  4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
  5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
  6. Посещение театров.
  7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях

Результатом работы явились следующие достижения:

- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;

- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;

- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

93% детей стали инициативным, умеют свободно общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. 90% детей могут самостоятельно объединяться для совместной игры в театр, умеют сочетать слова с движением, передавать характерные образы героев.Повысился их интеллектуальный уровень, культура общения, дети стали более общительными, более уверенными. А все это формирует личность ребенка.

Работа по театрализованной деятельности позволила мне решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека

Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, детей смогли применить в повседневной жизни.

В будущем планирую:

1.      Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2.      Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3.      Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

4.      Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

5.      Создание театрального коллектива.

6.      Продолжать принимать участие в районных и городских конкурсах.

7.      Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

8.      Привлечение родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками...