Структура дефекта при нарушении зрения
презентация к уроку по зож на тему
Структура дефекта при нарушении зрения. Дефектология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_defekta_pri_narushenii_zreniya.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: строение глаза…………………………………………………….3 структура дефекта …………………………………………….. 4 тифлопсихология ………………………………………………...5 амблиопия …………………………………………………….…….6 врождённые и приобретённые дефекты……………………7 таблица определения остроты зрения……..……………….8 классификация нарушений зрительной функции у детей………………………………………………………………..9 задачи современной тифлопсихологии …….…….…..…14
СТРУКТУРА ДЕФЕКТА - сочетание первичных и вторичных дефектов в аномальном развитии. Первичные дефекты обусловлены биологическим характером болезни (нарушение слуха, зрения при поражении органов чувств, другие нарушения при локальных поражени ях мозга); вторичные дефекты возникают опосредованно в процессе аномального развития. Деление дефектов на первичные и вторичные впервые было предложено Л.С. Выготским на основании выдвинутого им положения о системном строении дефекта.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а так же влияние этого эффекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
Предметом внимания тифлопедагогики в настоящее время являются не только слепые, лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Амблиопия , « ленивый глаз » (от др.-греч . ἀμβλύς — тупой и ὄψ + ὀπός — глаз) — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз . Частота амблиопии — около 1—1,5 % в общей популяции.
Врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов.
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице – 1,0 принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5м.
В зависимости от степени снижения зрения выделяют следующие группы детей: слепые абсолютно, или тотально, слепые частично, или парциально, слепые слабовидящие слепорождённые ослепшие
слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение,( max острота зрения – 0,04) либо сохранившие способность к цветоощущению ;
абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений ; частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светооощущения , форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04
слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая письмо и чтение.
Слепорождённые - это дети в врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трёхлет . Они не имеют хзрительных предсталений , и весь процесс психическогоразвития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже
1. изучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребёнку специфических закономерностей психического развития детей с глубоким нарушением зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты ислабовидения ; Основными задачами современной тифлопсихологии являются:
2. Изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции; 3. Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;
4. Разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции; 5. Разработка социально – психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушением зрения в общество.
1. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. Москва, Издательский центр «Академия» 2010 2. ru.wikipedia.org › Википедия › Амблиопия Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В статье раскрывается значение адаптивной физкультуры в работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Данная статья может быть использована в качестве выступления на МО, педсоветах, родительских с...
Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Пояснительная записка. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...
Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).
В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....