Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).
методическая разработка
В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игр и упражнений по развитию
пространственных представлений у младших школьников
со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).
Голова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная
школа-интернат № 6",
город Барнаул.
Проблема ориентировки в пространстве у младших школьников со сложной структурой дефекта является одной из актуальных для учителя коррекционной школы VI вида. При поступлении в первый класс у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта наблюдается недостаточная сформированность пространственных представлений. Это выражается в том, что такие дети плохо ориентируются, как на альбомном листе, так и на листе в линию, клетку. Обучающиеся испытывают трудности в определении направления сторон: справа, слева, вверху, внизу, вперед, назад. Нарушение ориентировки в пространстве затрудняет овладение счетом, письмом, чтением. Несформированность пространственной ориентации создает проблемы не только в учебе, но и в быту. Дети часто не понимают такие простые инструкции, как положи на парту, положи рядом, иди вперед и т. д. Дети также не ориентируются в собственном теле, теле сидящего напротив человека.
Развитие пространственных представлений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта возможно только через восприятие предметов окружающей действительности. Поэтому осуществлять такую работу нужно на основе практических действий.[4, с. 20 ] Специальные занятия выделять не следует. Эта работа может проводиться на каждом уроке, во время различных игр, прогулок, на физкультминутках и т. д. Развитию ориентировки в пространстве способствуют игры и упражнения, направленные на дифференциацию левой и правой руки, направлений движения справа налево и наоборот, дифференциацию предлогов, на восприятие взаимного расположения предметов относительно друг друга.
Мои наблюдения показывают, что именно, после использования занимательных игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве, их уровень сформированности значительно повышается. И к переходу в среднюю школу большинство детей с сочетанным дефектом испытывают значительно меньше подобных трудностей.
Использование игр при развитии пространственных представлений весьма эффективно, т. к. именно игра делает обучение интересным и желанным занятием. Младшие школьники легко включаются в игровую деятельность, игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата и интеллекта). На подготовку таких игр не требуется много времени и расходов, поэтому учитель как массовой, так и коррекционной школы может использовать их каждый день.
Слуховой диктант.
Учитель готовит геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона, бумаги. Инструкция учителя: положите в середину листа или парты круг, сверху, на круг положите квадрат, снизу под круг положите треугольник. В правый верхний угол листа или парты положите круг, в правый нижний угол положите квадрат и т.д.[ 1, c. 17]
Картинка с изображением предметов.
На лист бумаги наклеить 3 ряда картинок, по 3 картинки в каждом ряду. Можно расставить игрушки на парте, разложить школьные принадлежности. Учитель просит сказать, что расположено в середине, вверху, внизу, между названными предметами, справа, слева от какого-либо предмета и т. д.[ 1, с. 16 ]
Ориентирование по словесному описанию.
У каждого ученика индивидуальная карточка с изображением геометрических фигур разного цвета и размера. Учитель просит показать, где по отношению к другим фигурам расположен большой зеленый треугольник, самый маленький круг, красный маленький квадрат и т. д.[ 1, c. 17]
Найди предмет по подсказкам.
Один ученик выходит из класса. Учитель прячет игрушку. Потом остальные дети по очереди или учитель направляют ученика к игрушке, говоря, сделай 4 шага вперед, потом повернись налево, пройди ещё 5 шагов, открой нижнюю левую дверь шкафа, отодвинь в сторону вторую книгу слева. За ней ученик находит спрятанную игрушку.
Работа по картинке с изображением животных, людей, деревьев.
Подобные картинки есть в копилке каждого учителя начальной школы. Учитель предлагает детям назвать, что находится слева от дерева, под деревом, кто стоит рядом со скамейкой, за домом и т. д. Можно предложить составить рассказ, используя слова над, под, на, слева, справа, около.[ 1, с. 17 ]
Разноцветный поясок.
Учитель готовит лист бумаги и набор геометрических фигур. Далее предлагает положить красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый овал и т. д. Потом учитель просит повторить узор. В результате должен получиться разноцветный поясок. [ 1, с. 66 ]
Бусы.
Нарисовать нитку. На "нитке" нарисовать "бусинки" в следующей последовательности: маленький зеленый круг, большой синий квадрат, маленький красный треугольник. Сделать набор повторяющимся.
Разложи вещи в шкафу.
Учитель предлагает положить шапку на верхнюю полку справа, шарф на среднюю полку слева, поставить ботинки на нижнюю полку слева и т. д. Можно складывать по инструкции школьные принадлежности в стол, портфель.
Встаньте в ряд.
У доски встают в ряд несколько учеников. Учитель просит Мишу встать между Таней и Володей, Лизу встать справа от Никиты, Настю встать за Таней и т.д.
Коврики.
Подобные упражнения можно использовать на перемене. Разложить несколько массажных цветных ковриков на полу. Можно использовать коврики для ванной, детские резиновые коврики-пазлы. Учитель предлагает ребенку встать на правый нижний коврик, на средний коврик, на верхний левый коврик, на коврик, который находится между синим и зеленым ковриком и т. д.
Точки.
Учитель готовит лист, на котором поставлены точки в несколько рядов. Далее просит соединить точки так, чтобы получился квадрат, прямоугольник, треугольник. Можно усложнить задание. Около одной точки нарисовать школу, около другой - дом. Найти разные пути передвижения по точкам от школы до дому [1, с. 17]
Машинка.
Понадобится игрушечная машинка. Положить игрушки в машинку, под машинку, над машинкой. Учитель предлагает ответить на вопросы, поставленные в стихотворении.
Вот машина.
Кто в машине?
Что под ней
И что над ней?
Такую же работу можно провести с игрушечным домиком, построенным из кубиков. Предлагается стихотворение.
Что за домом?
Перед домом?
В доме,
У его дверей?
Уборка.
Показать действия, о которых говорится в стихотворении.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать.
И под шкафом,
И за шкафом,
И в шкафу,
И на шкафу.
Не люблю я пыли! Фу!
Вставить предлоги.
Шел восьмой час,
когда ученик
вышел . . . дому,
. . . крыльцо,
сошел . . . крыльца,
пошел . . . двору,
зашел . . . ворота,
подошел . . . газетному ларьку,
отошел . . . ларька,
дошел . . . трамвайной остановки,
вошел . . . трамвай,
и трамвай ушел.
(А. Шибаев). [3, с. 58 ]
Особо следует выделить развитие ориентировки в пространстве через физкультминутки, которые легки, занимательны в исполнении и используются на всех уроках. Предлагаю вашему вниманию несколько стихотворений, которые можно использовать при проведении физкультминуток. [2, с.44 ]
Это - правя рука,
Это - левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
(Дети переворачиваются в другую сторону)
Повернулись мы - и вот.
Стало все наоборот.
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река.
Неужели стала левой
Наша правая рука?
Покажи ладошки, покажи кулачки.
Положи ладошки на стол, положи кулачки под стол,
Положи ладошки за голову, покажи кулачки над головой.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И - направо! И ещё
Через левое плечо!
Ветер тихо клен качает.
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Кто, скажите, может, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму,
Вправо - влево разведу.
И, как птица полечу.
Головою поверчу.
А потом присяду, встану.
И несколько не устану.
Итак, развитие пространственных представлений одна из важных задач учителя, работающего с детьми со сложной структурой дефекта. Эта задача может быть решена благодаря целеноправленному использованию специально подобранных игр и упражнений.
Список используемой литературы
- Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы/авт.-сост. А. А. Шабанова - Волгоград: Учитель, 2006,-265 с.
- Моисеева Л. Г. Готовим руку к письму. - СПб: Речь, 2004 - 80 с.
- Моршнева Л. Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа. - Саратов: Лицей, 2004. - 96 с.
- Шевченко С. Г., Капустина Г. М.Предметы вокруг нас. Методические рекомендации. - Смоленск: Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000. - 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"
Ученики младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе обследования их устной и письменной речи, а та...
Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата
Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Обучение младших школьников со сложной структурой дефекта.
В работе раскрыты теоретические аспекты особенностей детей со сложной структурой дефекта. Методы построения коррекциооной работы с ними. Приведены рабочие программы по сенсорному развитию и предметно-...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...
Методическая тема: Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную деятельность незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта.
Работа над познавательной деятельностью у незрячих младших школьников со сложной структурой дефекта....
Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.
Развитие пространственных представлений младших школьников одна из важных задач обучения в школе. Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...