Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе
учебно-методический материал по теме

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Выполнила:  Николаенкова Е.И.

МБОУ СОШ №71

Курс №20/2

Научный руководитель:

Автайкина Т.О., к.п.н.,

зав. кафедрой

 начального образования

Новокузнецк, 2013

                                                                                                                                        1

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………….  3
  2. Методическая разработка………………………………………….  4
  3. Заключение…………………………………………………………   7
  4. Список литературы…………………………………………………  8

                                                                                                                                                                      2

Введение

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

  Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и  результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.  

«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

                                                                                                                                   3

Урок математики во 2 классе

Тема урока. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

Цели:

  1. создание условий для овладения обучающимися письменными приемами сложения двузначных  чисел с переходом через десяток;
  2. развитие умения осуществлять контроль за своими действиями и действиями товарищей, объяснять причины ошибок, учиться составлять задания, подобные данным;
  3. воспитание чувства взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Фронтальная работа. Ученики записывают ответы на специальных планшетах.

  1. Заполни пропуски:

18 = 10 + *                27 = 20 + *                  48 = * + 8

  1. Найди правило, по которому составлены выражения в каждом столбике и запиши ещё по два выражения:

12 + 5                  21 + 9

13 + 4                  32 + 8

  1.  3                  43 + 7
  1. Изучение нового материала
  1. Выполни письменные вычисления следующего выражения:

   23 + 45                              

 У детей появляются ответ: 68

Работа в парах.

Задание: выполнить пошаговое сложение данных чисел.

Решение:  

3 + 5 = 8                                                  

2 д. + 4 д. = 6 д. = 60                                  

60 + 8 = 68                                                  

                                                                                                                                        4

  1. Отметьте на «лучиках знаний и умений»  как вы умеете складывать двузначные числа, записывая вычисления в столбик.
  1. Найдите значение выражения 28 + 48, записывая вычисления в столбик.

У детей появляется ответ: 616

Работа в парах.

Задание: выполнить пошаговое сложение данных чисел.

Решение:

8 + 8 = 16

2д. + 4д. = 6д. = 60

60 + 16 = 76

  1. Что заметили?  Что удивило вас? (В выражении получаются разные ответы).

Как вы считаете, какой ответ правильный?

Может ли быть значением второго выражения число 616? Почему?

Каков выход из создавшейся ситуации? (Нельзя писать под единицами две цифры. Надо выделить десяток, запомнить его и сложить с десятками).

А как это сделать письменно я покажу вам на доске.

Учитель показывает и рассказывает алгоритм письменного сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

  1. Физминутка
  2. Первичное закрепление    

Выполнение заданий по учебнику (с.68, №3, №5).

  1. Контроль

Работа в парах.

Задание: придумайте друг другу примеры на сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Запишите вычисления столбиком. Проверьте вычисления соседа.

  1. Итог урока.

Напомните, какую учебную задачу мы сегодня решали на уроке. С каким затруднением встретились.

Встаньте, кто считает, что мы с этой проблемой справились.

  1. Рефлексия.

                                                                                                                   5

Отметьте на «лучиках знаний и умений» свои успехи по теме урока. У кого отметка повысилась? У кого осталась на том же месте? Кто не смог понять, как выполнять письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд?

                                                                                                                         6

Заключение

Системно — деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Для меня, пожалуй, это самое трудный момент в обучении. Не всегда ученики сделают правильные  выводы, медленно будут думать. А у учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской работе. Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов. В китайской мудрости есть слова: «…я делаю — я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные знания. Учитель как дирижёр: он направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности.

Содержание, методы, средства и формы организации познавательной  деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся.

С целью активизации мыслительной деятельности учащихся на  уроке  используется устный счет. Задания для устного счета направлены на развитие логического мышления, внимания и на активизацию тех вопросов, которые необходимы в работе по теме урока.

                                                                                                                        7

Список литературы и интернет-ресурсов

  • Рудницкая В.Н.  Математика: 2 класс: учебник: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф 2010.
  • В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Младший школьник как субъект учебной деятельности» (статья)
  • festival.1september.ru/articles/629753/‎
  • yamal-obr.ru/articles/rol-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda/‎

                                                                                                                         8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

Презентация   подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  ...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...