Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
консультация на тему
Ключевые слова:
Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.
Ключевые слова:
Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sistemno-deyat_podhod_2.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках в начальной школе
Алиева Адиля Рамисовна
Учитель начальных классов, методист начального образования.
МБОУ прогимназия «Президент»
РФ РД г. Дербент
Ключевые слова:
Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.
В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. Современное общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний. Появляется много способов освоения информации.
Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.
Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Характеризуя ключевые слова в деятельностном подходе в системе начального образования, назовем следующие: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем их:
- искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
- думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
- сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
- адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.[5]
Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя я использую в работе задания, переворачивающие традиционную форму вопрос — ответ, которая существует между учителем и учащимися: вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: «Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать её, вы можете задать мне только семь вопросов». Или: «Задайте любые пять вопросов о слове, которое я загадала». Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т. д.
Ученики на уроках работают в соответствии своих возможностей, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Пришла к выводу: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Особое внимание уделяется развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работаю, доступно каждому ученику. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Словарная работа», «Работа по развитию речи», «Поход в музейный дом». Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется найти ответ, а это вызывает интерес. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок: она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя, что приводит к формированию развития личности ребенка. В этом случае свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся и классифицируются по преобладающему каналу восприятия:
- тема-вопрос;
- побуждающий и подводящий диалог;
- работа над понятием;
- собери слово;
- ситуация «яркого пятна»;
- исключение;
- исключение;
- проблема предыдущего урока;
домысливание;
- проблемная ситуация;
Особое внимание уделяется визуальному каналу восприятия, в связи с психологическим развитием младшего школьника.
Все средства обучения, входящие в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т. е. строгой последовательности учебных операций. Сначала ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками — напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей. Например, при выполнении задания по русскому языку по теме «Синонимы» (учебник для 2 класса, стр. 115-118, № 1): «Найди два слова близкие по значению, которые не являются родственными. Запиши слова парами» - ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника: Синонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
Как и многие учителя, я сталкиваюсь с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки. В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции. Например:
порядок разбора слова по составу:
- выдели окончание;
- выдели основу;
- выдели корень;
- выдели приставку и суффикс.
Фрагмент урока русского языка в 2 классе по теме «Сложные слова»
Цель: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными о и е и без соединительных гласных.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Использует подводящий диалог | Формулируют вопрос: сколько корней в слове «листопад»? |
Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. — Почему это явление так называют? | - Потому что осенью листья падают.
|
Запишите: Лист падает | Записывают слова. |
Подберите и запишите однокоренные слова к словулист. Выделите корень. | Листок, листочек, листик.
|
Подберите однокоренные слова к слову падать. Выделите в них корень. | Падение, падал, падающий.
|
Есть ли корни -лист- и -пад- в слове листопад?
| Да, есть.
|
Так сколько же корней в словелистопад? | Два корня. |
Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. | Сложными называются слова с двумя корнями. (Открытие нового знания). |
Фрагмент урока русского языка в 3 классе
по теме «Безударные гласные в приставках»
Цель: познакомить с правописанием некоторых приставок; упражнять в написании разных приставок.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал. Поставьте ударение . Подчеркните безударные гласные. | Записывают слова.
Ставят ударение. Подчеркивают. |
В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их. | В корне и приставке. Обозначают.
|
Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? | О безударной гласной в корне.
|
А какого правила о безударных гласных ещё не учили? | Наверное, о безударных гласных в приставках. |
Значит, какая тема завтрашнего урока? | Безударные гласные в приставках. |
Мои ученики с большим одушевлением стараются выполнять творческие задания с использованием музыки и живописи. Ценность этих заданий в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности: слушания музыки и рассматривания репродукций картин в учебниках «Литературное чтение» начиная со 2 класса в разделе «Музейный дом». Задания могут быть следующими:
— сопоставление характера музыкального произведения с настроением картины. (Из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь» выбери ту, которая соответствует настроению пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года»);
— определение характера музыкального произведения и создание воображаемой картины к нему.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.
В результате использования проблемно-диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Список использованной литературы
1.Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений//Педагогический университет. «Первое сентября». 2005. №22.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с.
4. Никулина В. И., Екимова Н.В. «Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы», Белгород. БелРИПКПС,2010.
5. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...
Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленны...
презентация "Реализация системно-деятельностного подохода на уроках в начальной школе"
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Концепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Определение понятия...
«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В последнее время вызывает тревогу состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Здоровье ребёнка, его физическое и псих...
Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Статья о том, как развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки...