Сохранение и укрепление здоровья детей
статья по зож на тему
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Здоровье во время внеклассной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_vo_vremya_vneklassnoy_raboty.rar | 10.54 КБ |
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh.rar | 11.36 КБ |
Предварительный просмотр:
"Здоровье во время внеклассной работы"
Здоровье детей вызывает в последнее время тревогу не только у родителей, учителей, но и у общества в целом. На здоровье детей оказывают влияние различные факторы: ухудшение социально-экономической обстановки, обострение проблем рационального питания, снижение здоровья родителей, наследственность, экологическая обстановка, режим дня школьника, перегрузка учебным материалом, стрессовые ситуации. И совершенно ясно, что школа не в состоянии устранить многие из них. Но школа должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Полностью и качественно решить эту задачу только за счет двух уроков физической культуры крайне сложно, а подчас и невозможно. Дети приходят в первый класс с нарушением осанки, избыточным весом, заболеванием сердца, это говорит о том, что у детей и родителей не сформировано правильное отношение к своему здоровью.
Цель: обеспечение сохранения и укрепления здоровья в ходе образовательного процесса и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы.
Формирование знаний о здоровье и его значимости.
1.1. Рекомендовать классным руководителям в классе, на родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни;
1.2. В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии и т. д, на внеклассных мероприятиях, кружках., факультативах, экскурсиях уделять внимание вопросам здорового образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья;
1.3. знакомить детей с элементарными санитарно-гигиеническими правилами и воспитывать у них потребность в соблюдении правил личной гигиены;
1.4. Участвовать в акциях, направленных на предупреждение аддиктивного поведения (употребление ПАВ: курение, употребление алкоголя, наркотиков), инфекционных заболеваний (грипп, гепатит, туберкулёз, ВИЧ/СПИД);
1.5. Организовать выпуск стенной газеты «Здоровый образ жизни» для обучающихся школы
- Организация оздоровительной работы:
2.1 Туризм, краеведение:
· походы в конце учебного года по родному краю «Идут по стране с рюкзаками, такие ж как я чудаки»,
· общешкольные дни здоровья.
2.2 Соревнования и спортивные праздники:
· спортивные соревнования по различным видам спорта
(приложение №1),
· спортивные праздники ( к тем или иным датам, событиям),
· товарищеские встречи по разным видам спорта,
· президентские состязания,
· подготовка сборных команд школы по разным видам спорта для участия в районных и соревнованиях.
3. Использование здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов;
· создание системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на
физическое развитие обучающихся - закаливание, тренировку силы,
выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих
здорового, тренированного человека от физически немощного);
· организация экологического образования, направленного на воспитание у обучающихся любви к природе, стремления заботиться о ней;
· обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса;
· применение организационно-педагогических приёмов, активных форм и методов организации учебного процесса, способствующих предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний воспитанников дошкольных групп, обучающихся;
· использование социально адаптирующих и личностно развивающих программ, обеспечивающих формированию и укреплению психологического здоровья детей.
Результат совокупного воздействия на обучающихся всех здоровьесберегающих технологий оценивается с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, мониторинга. (Приложение №2) Постоянное получение обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.
4. Создание урочной и внеурочной спортивно-оздоровительные системы.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Дошкольные группы |
|
Начальные классы
Уроки физической культуры. Выполнение д/з по физической культуре. Физкультминутки Уроки ОБЖ. Уроки ознакомления с окружающей средой. |
Занятия в спортивных секциях «Весёлые старты». «Сильные, смелые, ловкие!» Классные часы по формированию здорового образа жизни. |
Средние классы
Уроки физической культуры. Физкультминутки. Уроки ОБЖ.. Уроки биологии. Уроки химии. |
Спортивные секции Товарищеские встречи по волейболу /7-9/, баскетболу /8-9/, теннису /7-9/. Классные часы по формированию здорового образа жизни. |
Старшие классы
Уроки физической культуры. Уроки ОБЖ. Уроки биологии. Уроки химии. Уроки экологии. |
Занятия в спортивных секциях Товарищеские встречи по баскетболу, волейболу, теннису. Президентские состязания Классные часы по формированию здорового образа жизни. |
Профилактика заболеваемости учащихся и сотрудников школы.
· Мониторинг результатов медосмотра.
· Выявление причин заболеваний, принятие мер по их предупреждению.
· Соблюдение теплового, светового, санитарно-гигиенического режимов.
· Организация горячего питания
· Организация бесед, лекций, встреч с медицинскими работниками.
- Изучение правил дорожного движения.
Создание необходимой психологической среды.
· Изучение микроклимата в классных коллективах и в школе в целом.
· Определение уровня комфортности.
· Организация консультаций психолога для учащихся, родителей, учителей.
· Разработка и проведение профилактических тренингов (приложение №3).
Мониторинг.
· Организация мониторинга
· Сравнительный анализ заболеваемости учащихся
Предварительный просмотр:
"Сохранение здоровья детей на уроках"
(здоровьесберегающая технология)
Цель и задачи
Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Основные задачи
- Формирование навыков здорового образа жизни.
Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:
- поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
- физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
- создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
- оптимальное сочетание "субъект-субъектных" отношений в образовательном процессе;
- использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Таблица . Гигиенические критерии рациональной организации урока
80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
| Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% | 85-90% | Более 90% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 4 - 7 | 2 - 3 | 1 - 2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11 – 15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7 – 10 мин. | Смена через 11 – 15 мин. | Смена через 15 – 20 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не менее 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10 – 15 мин. | Через 15 – 20 мин | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2 - 3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. | Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем. |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности | Отсутствует |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций | Преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин | До 30 мин. |
При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Содержание уроков составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков (Таблица).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
физическое | интеллектуальное | нравственное | социальное | эмоциональное |
|
-физкульминутки -приёмы самомассажа -комфортные гигиенич.условия | -учёт психологических условий ребёнка в процессе обучения -соблюдение гигиены умственного труда | - использование воспитательного компонента урока | - организация работы в парах, группах, учитывая индивидуальные особенности каждого | -эмоциональный настрой учителя --положительная мотивация к уроку
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.
В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...
Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"
Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусмат...
Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "
«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...
Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "
«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей.
В статье поднимается проблема организации третьего урока физической культуры. Предлагается один из вариантов решения – обучение технике игры в настольный теннис....
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта»
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздрава России лишь 14% детей практи...
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии
Использование приемов арт-терапии во внеурочное время...