Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии
презентация к уроку по зож (2 класс) по теме
Использование приемов арт-терапии во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey.doc | 47.5 КБ |
priemy_art-terapii.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в условиях общеобразовательной школы
Снижение физического, социального и психического здоровья населения – одна из проблем нашего общества. У детей это проявляется в эмоциональной нестабильности, усталости, перенапряжении, отсутствии внимания. Здоровье рассматривается как базовая ценность российского общества, его сохранение - одна из главных задач образования. Понятие о здоровьесбережении в общеобразовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья. Обоснованную тревогу специалистов вызывает его состояние у современных детей и подростков. Большинство врачей, учителей, родителей признает его неудовлетворительным, так как часто школьники в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в режиме хронического утомления. Качественное образование предполагает, что ребенок мобилен, успешен, адаптивен, имеет физическое, психическое и нравственное здоровье.
В образовательном процессе необходимо использовать методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Создание благоприятного психологического климата, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и другие подобные методы позволяют снизить тревожность и психическое напряжение учащихся, то есть нивелировать стрессогенный фактор в учебном процессе. Это помогает улучшению адаптации и повышению сопротивляемости организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствует сохранению психологического здоровья школьников. В нашей школе спецкурсы с человековедческой направленностью создают условия для развития обучающихся на основе формирования доверия, толерантности, миролюбия, психологического комфорта; оказывают практическую помощь детям с ослабленным здоровьем, нуждающимся в социально-психологической поддержке. Содержание занятий позволяет расширить рамки образовательной среды во внеурочное время. Используемые методы и приемы направлены на формирование духовно-нравственных качеств, уверенности в своем будущем, умение успешно адаптироваться в обществе. Включение в занятия практико-ориентированных заданий содействует решению проблемных ситуаций, формирует навыки практического применения знаний.
Самым безопасным и, наверное, самым приятным методом исцеления психики является арт-терапия. Метод лечения творчеством в последнее время привлекает к себе все большее внимание во всем мире. Становление педагогического направления арт-терапии наметилось в нашей стране в последние годы. Ученые рассматривают его, как инструмент прогрессивной педагогики развития потенциала психического здоровья человека, формирования здоровой творческой личности. Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных способностей, это альтернативная практика, где акцент делается на гармонизацию и общее оздоровление.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Эти средства направлены на создание положительного эмоционального настроя, облегчают процесс коммуникации ребенка со сверстниками, учителем, другими взрослыми, позволяют обратиться к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально, повышают его адаптационные способности к повседневной жизни и школе. Так же в течение занятия снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные не только с обучением. Арт-терапия, опираясь на здоровый потенциал, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления, эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.
Занятия арт-терапией проводятся с детьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации: потерявшие одного из родителей, находящиеся под опекой, на учете у специалистов-медиков, то есть с теми учащимися, которые нуждаются в дополнительной психологической помощи. Каждое занятие является многоцелевым, направлено на решение наиболее часто встречающихся проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающим миром и другие, которые могут разрушительно действовать на здоровье в целом. Формы и методы организации занятий предполагают работу в группах и индивидуально. Система занятий представляет модель тематически-ориентированной арт-терапии, которая может носить как лечебно-коррекционные цели, так и психопрофилактические, развивающие, диагностические.
В арт-терапевтических занятиях применяются разные виды техник: рисование форм восковыми мелками, пастелью, углем, динамическое рисование, пластицирование, живопись. Каждая из предлагаемых техник имеет определенную направленность в решении задач в области здоровьесбережения. Динамическое рисование, живопись гармонизируют психофизическое состояние человека, снимают накопившееся напряжение, уравновешивают дыхание. Самый доступный из видов – рисование форм. Это процесс, который активизирует дремлющие творческие силы человека, усиливает умственные процессы, помогает развивать волю, чувство равновесия, осязания. Это древний вид искусства, которым широко пользовались еще в средневековье. Основные линии развивают руку, ощущение пространства, времени, уравновешивают дыхание, ритм, давление; закрытые формы усиливают чувство собственного Я. На разных этапах возрастного развития детей используются свои средства в рисовании форм: масляная пастель, уголь, восковые мелки. При выполнении различных заданий развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится видеть то, что делает рука, оказывается положительное влияние на почерк. Это процесс и творческого самовыражения: дети сами находят и придумывают формы.
Пластицирование – также доступный и эффективный метод, его особенность - творение в пространстве, познание форм в пространстве, создание образа по памяти. Лепка из глины имеет колоссальное целительное влияние на здоровье человека, оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь организм в целом. За счет воздействия на биологические активные точки происходит накопление жизненной энергии. В процессе самомассажа ладоней и пальцев рук при лепке начинает восстанавливаться внутренний энергетический баланс всего организма, поэтому особенно полезно заниматься пластицированием больным и ослабленным детям, а также детям с возбудимой нервной системой и повышенной гиперактивностью. Дети младшего школьного возраста любят работать с глиной. Из шара как основы они лепят разные фигуры (фрукты, овощи, животные), придумывают о них истории, сказки, стихи, составляют диалоги. Такие занятия способствуют снятию мышечных зажимов и усталости, спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональной разрядке, развивают тактильные ощущения, внимание, пространственное и творческое воображение, снижают агрессию, страх, тревожность, замкнутость, улучшают кровоснабжение. Также можно использовать такие приемы на других предметах: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и в досуговой деятельности. Учащиеся подросткового возраста предпочитают заниматься живописью, шрафировкой, так как ощущают их положительное воздействие в восстановлении своих жизненных сил, эмоционального состояния, особенно в конце учебной недели, и для эстетического наслаждения.
Арттерапевтический метод оказывает действенную помощь учащимся в гармонизации и развитии психических процессов, снятии эмоционального напряжения, психофизических зажимов, накопленных в течение учебного дня. Он активизирует мыслительную деятельность, раскрывает творческие возможности, способствует формированию межличностных отношений, помогает самовыражению и самореализации в продуктах деятельности, повышает самооценку ребенка, интерес сверстников к его индивидуальности. В целом благотворно влияет на самочувствие ребенка и оздоравливает его организм.
Занятия различными видами техник арт-терапии вызывают положительный отклик у детей разного возраста, а также у взрослых. И просто доставляют эмоциональное удовольствие, радость творческой самореализации,!
Литература
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Практикум по креативной терапии – Спб.: Издательство «Речь», 2003.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: методическое пособие - Спб.: Издательство «Речь», 2006.
- Практические материалы курса по художественной терапии (2001-2008) по программе «Школы доктора Маргариты Хаушка» - Германия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практические приемы и методы 1. Упражнения на снятие эмоционального напряжения, психофизического зажима (дыхательно-релаксационные, зрительно-релаксационные) 2. Профилактика верхних дыхательных путей (азбука дыхания, точечный массаж, гимнастика голосового аппарата) 3. Вокалотерапия (упражнения с гласными У О А Э Ы, ритмодекламация) 4. Пальчиковые игры (направлены на активизацию мыслительной деятельности, на развитие образного мышления, пластическое интонирование) 5. Игры (координационно-подвижные, коммуникативные, игры-разминки)
гармонизируют психические процессы развивают дремлющие творческие возможности личности помогают оздоровлению организма восстанавливают его жизненные силы Занятия Арт-терапией :
Рисование форм восковыми мелками, пастелью, углем Динамическое рисование Пластицирование Шрафировка Живопись
Пластицирование - лепка из глины, воска. Творение в пространстве Познание форм в пространстве Создание образа по памяти
способствует снятию мышечных зажимов и усталости; располагает к двигательной и эмоциональной разрядке; развивает тактильные ощущения, внимание, пространственное и творческое воображение; действенное средство в арттерапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.
В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...
Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"
Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусмат...
Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "
«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...
Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "
«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей.
В статье поднимается проблема организации третьего урока физической культуры. Предлагается один из вариантов решения – обучение технике игры в настольный теннис....
Сохранение и укрепление здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии на уроках.Здоровье во время внеклассной работы....
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребён...