Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
статья по зож
Основные принципы, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная система и здоровьесберегающие образовательные технологии
Совместимы ли эти две вещи? Наверное «да», но традиционная школьная система при этом вряд ли останется. Система-то больше заботится о собственном сбережении, а не о чьем-то здоровье. Школьная система в своем догматическом виде функционирует для того, чтобы учащиеся усвоили ЗУНы любой ценой, даже ценой их собственного здоровья. Кажется, что это не так. Но, увы, это горькая правда.
В традиционной массовой школе здоровье учащихся не сберегают. Буквально все: нарушающая экологию и эстетику восприятия архитектоника здания снаружи и изнутри, противоречащая принципу антропосообразности и морфодинамике естественных человеческих действий поурочно-квантированная подача – зачастую бесполезных для жизненного опыта учащихся - знаний, учительская предубежденность и ролевая стереотипность в поведении относительно потенциальных возможностей и подлинных мотивов действий учащихся, психологическая безграмотность большинства учителей, значительное преобладание вербально-понятийных и предметно-деятельных элементов в дидактике в ущерб невербально-образных и эмоционально-ценностных, явно не экологические способы школьной познавательной деятельности, где доминируют объективно- и субъективно-прагматический, а не субъективно-непрагматический подходы, провоцирующие стрессы и фрустрации у учащихся формы учебной работы аттестации, отсутствие действительного баланса рефлексии и эмпатии в коммуникационных и познавательных школьных технологиях и так далее.
Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования. Педагогические ВУЗы и ИПК должны сделать такое воспитание воспитателей приоритетным в своей образовательной политике. Понятно, что программы и курсы при этом должны быть совершенно по-другому организованы и содержательно скорректированы. Видимо, здесь особо следует учесть опыт гуманистической психологии, экологической психологии и педагогики, обратить более пристальное внимание на педагогическое наследие Толстого, Лесгафта, Ривина, Штайнера, Роджерса. Важно использовать и различные формы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативной компетентности и уверенности в себе с практическими занятиями по лечебной физкультуре и восточными оздоровительными гимнастиками. Вообще в этом плане было бы полезно изучать разнообразные духовные и телесные практики Востока и Запада. Конечно же, это должно происходить не в ущерб свободе совести и вероисповеданий.
Наряду с созданием условий для становления здоровьесберегающий личностной позиции педагога, конечно же, необходимо разрабатывать и конкретные образовательные технологии, методы и приемы, при этом помня, что их транслируемость и тиражируемость в педагогическое сообщество относительны. Ведь в их основе лежит личностное начало, лежат бессознательные паттерны поведения того или иного автора таких методик. В этом смысле здоровьесберегающие технологии в образовании должны быть наименее технологичны, ибо школе не столько социальная хирургия или социальная шоковая терапия, сколько социально-фасиметационная гносеотерапия.
В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих образовательных технологий могут быть предложены следующие:
- телесно-двигательного сопровождения абстрактно-понятийнго мышления;
- открытости природе;
- эмпатического понимания;
- поддержания позитивной «Я-концепции»;
- Осознавания собственных психосоматических процессов;
- творческой активности;
- закаливания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
Статья о здоровьесберегающей технологии, о возможностях учителя сохранения здоровья учащихся во время учебного процесса....
Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальном образовании.
Выступление на заседании кафедры начальных классов на тему: " Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальном образовании"...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
Школьная система в своем догматическом виде функционирует для того, чтобы учащиеся усвоили ЗУНы любой ценой, даже ценой их собственного здоровья. Кажется, что это не так. Но, увы, это горькая пр...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
Доклад "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"...
Выступление на секционном занятии объединения начальных классов «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»
laquo;Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»...
Обобщение опыта "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"
Данный материал обобщает опыт моей работы по данной теме, содержит рекомендации по улучшению здоровья наших детей....
Развитие здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе
Концепция из опыта работы...