Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
статья по теме

Статья о здоровьесберегающей технологии, о возможностях учителя сохранения здоровья учащихся во время учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_xxi_veka_harakterizuetsya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе.

Начало XXI века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должна стать сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

Первый шаг в этом направлении необходимо сделать ещё в детстве, так как здоровье молодого поколения - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Основная роль в формировании у ребёнка представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни принадлежит, конечно, взрослым, которые его окружают.         

От  здоровья  детей  напрямую  зависит  их  успеваемость. Ещё  В.А.Сухомлинский  писал: «Опыт  убедил  нас в  том,  что  примерно  у  85%  всех  неуспевающих  плохое  состояние  здоровья, какое-то  недомогание  или  заболевание,   чаще  всего  совершенно  незаметное   и  поддающееся излечению  совместными   усилиями  матери,  отца, врача  и  учителя». Всем  известно: здоровый  ребенок – лучший ученик! Здоровье детей является главным условием и показателем личностно направленного образования.    

Младший школьный возраст – период от 6-7 до 10-11 лет – и самым значимым событием в нём является начало обучения в школе. Это, безусловно, радостное событие, но есть у этой радости и тёмная сторона. К сожалению, высокие учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение телевизором и компьютером, стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом подтачивают здоровье школьников. Исследования показывают, что к 11 классу здоровых детей остаётся всего несколько процентов. Очень серьезное испытание, которому подвергается нервная система и здоровье школьников в самом начале – это переход из детского сада или дома в школу. Младший школьный возраст - время серьезной физиологической перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы. Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.

Мониторинг последних лет показывает, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Среди имеющейся патологии выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни – органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения.

     Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сегодня, в век информационных технологий у детей формируется недостаток, дефицит движений. Возникает проблема: как сделать, так чтобы учащиеся могли усвоить знания и избежать усталости от занятий. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми школьных знаний?

     Цель современной школы – это подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов сегодня осознается, как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать и транслировать.

      Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

Какие задачи должен поставить перед собой учитель для достижения этой цели?

  1. соблюдать  санитарно-гигиенические требования (проветривание классной комнаты, влажная уборка, озеленение кабинета);
  2. следить за посадкой учащихся на уроке;
  3. регулярно проводить физкультурные минутки (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, дыхательная гимнастика, точечный самомассаж). Осуществление идеи организации здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз (физкультурных минуток) на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
  4. учитывать индивидуальные особенности  учащихся. (Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия каждого ученика).
  5. учитывать смену деятельности учащихся вовремя урока при его планировании (Смена видов деятельности – это тоже отдых. Поэтому при планировании урока я нельзя допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке).
  6. создавать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку на уроке. (С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный).

Поступление в школу – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Доброжелательная атмосфера школьного коллектива помогает ребенку открыться, быстрее найти друзей, с желанием и удовольствием учиться. Создание такой обстановки и является главной задачей учителя.

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальном образовании.

Выступление на заседании кафедры начальных классов на тему:  " Здоровьесберегающие  образовательные технологии в начальном образовании"...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Основные принципы, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих образовательных технологий....

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Школьная система в своем догматическом виде функционирует  для того, чтобы учащиеся усвоили ЗУНы любой ценой, даже ценой их собственного здоровья. Кажется, что это не так. Но, увы, это горькая пр...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Доклад "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"...

Обобщение опыта "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"

Данный материал обобщает опыт моей работы по данной теме, содержит рекомендации по улучшению здоровья наших детей....