Обобщение опыта "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"
статья
Данный материал обобщает опыт моей работы по данной теме, содержит рекомендации по улучшению здоровья наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье необходимо. Это базис счастья …
Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень здоровья
вполне возможно.
Н.М. Амосов
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, и в том числе, жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Как показывают многочисленные исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса. Всё это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников. Сокращение времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.
При углублённом изучении состояния здоровья детей в различных регионах России здоровыми признаются только 0,4 – 10% детей. Крайне низкие показатели здоровья детей свидетельствуют о кризисном положении здоровья нации, так как известно, что именно в детстве закладываются основы здоровья на все последующие годы, равно как формируются заболевания, проявляющиеся во взрослом периоде.
В российском образовании начала двадцать первого века господствующей становится гуманистическая образовательная парадигма. Отмечается, что в её рамках безусловной ценностью, главным приоритетом является здоровье обучаемых.
Закон РФ «Об образовании» обязывает школу создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся. Принята концепция непрерывного образования. Министерством образования и науки принят ряд документов, обязывающих обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения.
В настоящее время в федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования включены вопросы о здоровье и здоровом образе жизни. Что должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?
Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Тема здоровьесберегающей деятельности актуальна и для нашей школы, так как уровень реализуемых образовательных программ выше обязательного минимума и требует интенсивной учебной деятельности обучающихся. С целью сохранения и укрепления здоровья школьников педагогический коллектив выбрал методическую тему «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе».
Данная тема актуальна для меня, как для учителя начальных классов, ещё и потому, что в первый класс поступают дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отклонения в поведении. И очень важно организовать учебно-воспитательный процесс, который не только не ухудшил бы состояние здоровья моих учеников, но и способствовал его укреплению.
Цель работы:
разработать методические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Задачи:
1. Рассмотреть влияние различных факторов учебно-воспитательного процесса на здоровье младших школьников;
2. Обосновать и проверить на практике непротиворечивость деятельности учителя начальных классов, основанную на принципах здоровьесберегающей педагогики и принципах Образовательной системы «Гармония»;
3. Обосновать эффективность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах.
Результаты исследований учёных состояния здоровья детей школьного возраста и факторов, влияющих на состояние их здоровья, свидетельствуют о проблемах, существующих в условиях организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Учёные университета педагогических исследований г. Санкт-Петербурга В.В. Колбанов, Р.К. Зайцев подчеркивают, что оценка заболеваемости позволяет судить о здоровье детей школьного возраста. Среди соматических заболеваний детей и подростков распространение имеют болезни дыхательных путей. В структуре заболеваемости школьников всех возрастов до 30% приходится на заболевания носоглотки. Школьники, страдающие хроническими заболеваниями, быстро утомляются, рассеяны на уроках. Патология органов пищеварения встречается в 12-18% случаев. Удельный вес нарушения осанки в начальных классах составляет около 5%. Это связано с большой динамической нагрузкой на позвоночник при обучении в школе. При отсутствии своевременной коррекции нарушение осанки сможет сопровождаться прогрессированием сколиоза. По данным исследований этих учёных за время обучения детей в школе распространенность хронических заболеваний увеличивается в 1,5-2 раза.
На сегодня, по данным углубленного медосмотра, лишь 27-28% осмотренных детей можно отнести к I группе здоровья.
За период обучения в школе здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно – психическими расстройствами – 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушений остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессивности.
По данным исследования у учащихся общеобразовательных школ присутствуют признаки неблагополучия: повышенная утомляемость, повышенный уровень тревожности практически у всех детей. Причины возникновения заболевания заключены в негативном влиянии внешней среды, неудовлетворительных социальных условиях, в наследственности. Исследования учёных показали, что основными причинами ухудшения здоровья за период обучения являются следующие:
- нарушение гигиенических и психологических требований к организации учебного процесса;
- нарушение полноценного отдыха;
- отсутствие достаточной двигательной активности;
- постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
- ошибки в педагогических технологиях в преподавании;
- авторитарный стиль общения;
- недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов и воспитателей;
- слабая учебная и воспитательная работа с учащимися по формированию их здоровья и организации здорового образа жизни;
- отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по укреплению и сохранению здоровья детей.
Результаты исследования учёных показывают высокий уровень заболеваемости детей школьного возраста, что свидетельствует о дезадаптации детей в учебно-воспитательном процессе. Оценка влияния различных факторов на здоровье школьников по данным научно-педагогических источников показывает приоритетность факторов, связанных с учебно-воспитательным процессом, то есть факторов социально-педагогических, организационных и психологических.
Школа – один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления.
Учебная деятельность, как всякий умственный труд, чаще всего связана с понижением двигательной активности. Средний объём у большинства школьников ниже гигиенических норм на 30-35%.
Недостаточность движения является неблагоприятным фактором, препятствующим полноценному гармоничному развитию человека и особенно его сердечно-сосудистой системы. У малоподвижных детей значительно снижается иммунитет против инфекций, в результате чего они чаще всего болеют простудными заболеваниями, наблюдается повышенная утомляемость и низкая физическая работоспособность. В то же время многими исследователями детского здоровья доказано, что физические упражнения являются идеальным средством для снятия чрезмерного нервного напряжения. Физические упражнения оптимизируют нервно-психологическое состояние сердечно-сосудистой системы, положительно влияют на организм и всю нашу деятельность, нормализуют сон, активизируют память и интеллект. Значительно улучшаются физические показатели, умственная работоспособность, дисциплина и успеваемость в целом.
Итак, мы выделяем на основе изучения научно-педагогической литературы, основные факторы, формирующие здоровье детей школьного возраста, (кроме наследственных, экологических), в группу социально-педагогических:
- создание здоровьесберегающих условий для обучения;
- обеспечение нормы физиологической двигательной активности;
- обеспечение полноценного отдыха;
- применение здоровьесберегающих технологий в преподавании;
- применение педагогических технологий, соответствующих возрасту, психофизиологическим особенностям школьников;
- исключение учебных перегрузок;
В основу деятельности школы положены идеи здоровосберегающей педагогики и приняты учителями, участвующими в эксперименте, в том числе и мной.
Здоровьесберегающая педагогика – это область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Мы понимаем, что реализация функции сохранения и укрепления здоровья в школе будет успешной, если будет выполнен комплекс требований, отраженный в принципах здоровьесберегающей педагогики:
Считаю, что принципы здоровьесберегающей педагогики в значительной степени согласуются с принципами Образовательной системы «Гармония».
Принцип компетентной ответственности педагога. Принцип фасилитации. | Формирование общеучебных и предметных умений и навыков, способов деятельности. Выбор наиболее оптимальных, целесообразных средств, методов. | Принцип обучения деятельности. |
Принцип персонификации нагрузки для обучения Принцип субъективности | Учёт возрастных индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Оценивание. | Принцип мини макса. Принцип психологической комфортности. |
Принцип вариативного содержания Принцип интеграции | Диалоговое взаимодействия субъектов, факторы, влияющие на здоровье. | Принцип вариативности. Принцип творчества. Принцип целостного представления о мире. |
Данная образовательная система провозглашает обязательными условиями выполнения задач по гармоничному развитию личности ребёнка охрану и укрепление его здоровья, предлагает к использованию образовательные технологии, обеспечивающие преемственность в образовании и развитии компетенций современного человека. Технология проблемно-диалогового обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, проектная технология, технология оценивания образовательных достижений учащихся определяются как общепредметные в начальной школе, закладывающие основы учебной деятельности для дальнейшего развития и являются эффективнее традиционных, так как обеспечивают познавательную мотивацию учеников, деятельностное творческое усвоение знаний учащимися, позволяющими мотивировать их на успех, способствующий созданию комфортной обстановки в коллективе.
Целенаправленную работу по здоровьесбережению я начала с повышения своей грамотности, изучая научно-педагогическую литературу, участвуя в работе творческих групп по разработке и проведению семинаров – практикумов, открытых уроков и мероприятий по вопросам здоровьесбережения школьников. Определила план действий по здоровьесберегающей деятельности в классе на основе вышеназванных принципов здоровьесберегающей педагогики и принципов образовательной системы.
Вместе с родителями определила цель и задачи здоровьесберегающей деятельности в классе.
Цель: Иметь стабильные или в положительной динамике медицинские показатели состояния здоровья обучающихся класса по параметрам, установленным в критериях эффективности экспериментальной деятельности
Мы не ставим цель сравнивать показатели здоровья с другими обучающимися, потому что считаем, что причины здоровья / нездоровья индивидуальны.
Задачи: 1. Применять здоровьесберегающие технологии на каждом уроке.
2. Вместе с родителями добиться выполнения рационального режима дня, режима двигательной активности школьников, режима питания.
3. Систематически проводить с учащимися и родителями физкультурно-оздоровительные мероприятия и мероприятия по формированию здорового образа жизни.
Ожидаемый результат: наш выпускник начальной школы будет знать как делать и уметь, в соответствии с возрастом, заботиться о своём здоровье (соблюдать правила личной гигиены, планировать и выполнять режим дня, правильно питаться, поддерживать физическую форму, ответственно относиться к своему здоровью, соблюдать правила поведения в обществе, противостоять вредным привычкам, заботиться о своем интеллектуальном развитии, вести пропаганду здорового образа жизни).
Постепенно повышая свою компетентность в вопросах здоровьесбережения, организую работу в классе через:
- Создание условий для здоровьесберегающей деятельности в классе.
- Применение форм, методов, технологий на уроках и во внеклассной работе, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
- Провожу работу по формированию здорового образа жизни через внеклассную деятельность учащихся и родителей.
Здоровьесберегающую деятельность с обучающимися начинаю с 1 класса: знакомлюсь с составом детей, налаживаю контакты и снижаю стрессовые ситуации при поступлении в школу, мотивирую их на успешное обучение. Это даёт возможность путём наблюдения, общения с родителями определить тип поведения ребёнка, его коммуникативные возможности, кругозор, узнать индивидуальные особенности детей, интересы, запросы, их семейное положение и т.д., что необходимо для работы с каждым ребёнком, чтобы сократить адаптационный период и успешно его обучать потом.
Особое внимание уделяю созданию обстановки психологической комфортности. Провожу игры «Расскажи мне о себе», «Мои любимые игрушки».
На основе анализа полученной информации, продумываю приёмы, методы для создания комфортной обстановки для каждого обучающегося при дальнейшем обучении.
Обязательно встречаюсь с воспитателями детских садов для изучения индивидуальных особенностей характера, В результате чего складывается предварительная картина по классу. Беру на заметку «проблемных» детей и (или) родителей, принимаю советы воспитателя по индивидуальному подходу.
Учёт индивидуальных особенностей детей, особенно в поведенческом плане, позволяет организовать их деятельность в благоприятной психологической обстановке. В начале сентября-октября проводятся психологические тренинги с детьми.
Вся проводимая работа на этом этапе даёт положительные результаты: адаптационный период по включению детей в учебную деятельность проходит нормально.
Как говорилось выше, здровьесберегающая деятельность с обучающимися требует необходимых материальных и организационных условий.
В нашем классе имеются условия для сохранения и укрепления здоровья детей: регулируемые - 16, освещённость соответствует требованиям СанПиН, стены светло-зелёные, есть «Зеленый уголок», ТСО: компьюте ри мультимедийная установка (по мере необходимости); комплект пособий для начальной школы.
Режим занятий – с8:00 в соответствии с требованиями СанПиН.
Все учащиеся класса получают горячие завтраки после 2-го урока.
В соответствии с планом работы при необходимости используем возможности спортивного зала, кабинета психолога, медицинского кабинета. Для прогулок и отдыха есть зона отдыха перед фасадной частью здания, имеется спортивная площадка.
Расписание уроков в классе составлено с учётом продуктивных дней надели и шкалы сложности учебных предметов в соответствии с СанПиН.
В обучении школьников по образовательной как говорилось выше, заложены принципы здоровьесберегающей педагогики. Ведущий метод обучения – деятельностный, преобладающая форма организации учебного процесса – групповая. Организация деятельности таким образом способствует комфортной обстановке, а использование метода проблемного-диалогического обучения, индивидуально-дифференцированного подхода даёт возможность за счёт получения знаний в активной деятельности и постепенного усложнения заданий ученику продвигаться вперёд.
В учебниках предлагаются разноуровневые задания с учётом разных уровней работоспособности и индивидуальных возможностей детей, что позволяет ребёнку двигаться своим темпом.
Не отходя от принципов Образовательной системы использую разнообразные формы уроков, которые, на мой взгляд, способствуют повышению у учащихся интереса к предмету и к учебной деятельности, повышают мотивацию школьников к учению, имеют здоровьесберегающий эффект.
Провожу уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-эксурсии, уроки-исследования, уроки-спектакли и др.
Часто применяю на уроках схемы, модели и алгоритмы, которые мы составляем вместе с детьми в ходе работы. Предлагаю на выбор задания, которые ученик сам хочет выполнить и получить удовольствие от достигнутого им успеха.
Дифференцирую и домашнее задание.
Считаю, что нетрадиционные формы уроков усиливают здровьесберегающий компонент урока, заложенный Образовательной программой. Для акцентирования внимания к здоровью, здоровому образу жизни ввожу в содержательную часть учебных предметов вопросы, небольшие блоки по данной тематике.
На уроках русского языка использую языковой материал здоровьесберегающей направленности для различных видов диктантов, минуток чистописания, письма по памяти, обучающих изложений; иллюстрации для зрительных диктантов, занимательные задания. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
На уроках математики предлагаю для решения задачи валеологической направленности, организую сюжетные подвижные дидактические игры по теме здоровья. Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку. Не тороплю, не подгоняю ребенка, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
Темы, изучаемые на уроках окружающего мира и относящиеся к здоровьесбережению, как правило, подтверждаем закреплением практических навыков. На уроках окружающего мира школьники учатся объяснять мир и определять своё отношение к нему.
Рационально использую ИКТ на учебных предметах.
Уделяю большое внимание рефлексивным моментам на разных этапах урока, кроме устных вопросов, предлагаю:
- найти свое место на лесенке успеха; выбрать соответствующее определённому уровню понимания, умения или знания изображение (фигурку, цвет и т.п.);
- выразить своё удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким- либо символом;
- высказать благодарность однокласснику, группе ребят за какое-либо действие или поступок и др.
В структуре урока обязательно отвожу время для физкультминуток. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Для закрепления представлений о геометрических фигурах провожу такую физкультурную паузу. В четырех углах класса висят вырезанные из бумаги разных цветов круг, прямоугольник, квадрат и трапеция. Учитель называет эти фигуры в разном порядке, дети встают, находят их глазами, поворачивая голову или весь корпус туловища, но не ходя с места. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Практикой доказано, что используемые здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности не противоречат принципам Образовательной системы, а расширяют и дополняют возможности учителя в сохранении и укреплении здоровья младших школьников и являются средством благоприятного воздействия на организм ученика, способствуют успешности в обучении.
Серьёзное внимание во внеклассной деятельности уделяю повышению двигательной активности школьников. Сложилась система физкультурно-оздоровительных мероприятий (ежедневная зарядка до начала уроков, спортивные праздники, прогулки и игры на свежем воздухе, , Дни здоровья и т.д.).
Классные часы провожу с использованием здоровьесберегающих технологий: ролевые игры, конкурсы, соревнования, проекты.
Приглашаю для бесед и практических занятий по профилактике заболеваний, соблюдению правил личной гигиены, культуре питания, соблюдению режима дня медицинских работников. После коротких бесед-обсуждений изготавливаем коллективные проекты (коллажи) по обсуждаемой теме.
Поддерживаю связь с родителями, получаю информацию о соблюдении режима дня, прогулок, досуга детей. Приглашаю родителей для индивидуальных бесед, консультаций,
Работу с обучающимися и родителями по формированию здорового образа жизни и воспитанию ответственного отношения обучающихся к своему здоровью провожу в соответствии с общешкольным планом работы. Делаю это, учитывая особенности класса, через: систему классных часов ,систему физкультурно-оздоровительных мероприятий (в том числе вместе с родителями), выпуск памяток под рубриками «Советы родителям», «В помощь учению; вовлечение детей в спортивные секции.
Традиционными стали спортивные праздники: сентябрь -«Папа, мама, я – спортивная семья ,май – Поход «Здравствуй, лето!»; Экскурсии выходного дня.
Целенаправленная, систематическая с учётом особенностей учащихся, работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий привела, к положительным результатам в состоянии здоровья обучающихся класса; увеличению двигательной активности и эмоционального состояния.
- Наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов и уровня мотивации к обучению .
- Отмечается положительная динамика уровня комфортности в классе по сравнению с прошлым годом.
- увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности .
- увеличился показатель преобладания у детей хорошего настроение и уменьшился показатель эпизодического проявления сниженного настроения по сравнению с прошлым годом.
- Увеличилось количество учащихся, посещающих танцевальные кружки и спортивные секции
Родители отмечают полезность полученных знаний в отношении здоровья детей и отмечают, что стали больше внимания уделять в сравнении с прошлым учебным годом :
- питанию, в том числе витаминизации блюд на 25%;
- двигательной активности и чаще проводят с детьми время на свежем воздухе
В результате изучения научно-педагогических источников и практической деятельности установлено, что на здоровье учащихся влияют факторы, связанные с учебно-воспитательным процессом (социально-педагогические, организационные и психологические).
Я обосновала в своей работе, что сохранение и укрепление здоровья младших школьников проходит эффективнее, если учитель проводит систематическую работу по формированию здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью у школьников через содержание учебных предметов, через организацию конкурсов, проектов.
Рекомендую для создания оптимальных внешнесредовых условий в образовательном учреждении, кроме обязательного выполнения требований СанПиН, также создавать и постоянно поддерживать психологическую комфортность для учащихся на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
Рекомендую для обеспечения физиологического уровня двигательной активности младших школьников проводить хорошо зарекомендовавшие себя, как показала практика, в системе следующие мероприятия: физкультурно-оздоровительные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники, Весёлые старты, походы, экскурсии и т.п.); зарядку перед началом уроков; физкультминутки; пятиминутки здоровья, подвижные переменки.
Рекомендую работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников проводить в сотрудничестве с родителями учащихся и со специалистами организаций –партнёров: детской поликлиникой (профилактическая работа по предупреждению простудных, инфекционных заболеваний, санитарно-гигиеническим темам); спортивной школы (занятость детей в секциях, совместные оздоровительные мероприятия); Дома детского творчества (занятость в кружках, игровые программы, экологические акции); Детской библиотеки (библиотечные уроки, конкурсы, обсуждение книг по здоровьесберегающей тематике)
Вместе с тем, представленный опыт здоровьесберегающей деятельности в начальной школе надо рассматривать как составную часть деятельности коллектива с целю обеспечения преемственности здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства для обучения и воспитания школьников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Планирую в дальнейшем в рамках экспериментальной работы, проводимой в школе :
- участвовать в разработке модели управления качеством здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования в МБОУ «СОШ № 1»;
- осуществлять преемственность с дошкольными учреждениями;
- постоянно вести пропаганду здорового образа жизни среди учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Своё выступление хочу закончить словами:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить
Литература
- Безруких М. М., Методические рекомендации о оценке состояния здоровья, учебной нагрузки, организации учебного процесса а 1, 10 классах при проведении широкомасштабного эксперимента (блок физического и психофизиологического сопровождения эксперимента). Институт возрастной физиологии РФ.
- Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей. 2 ч.: Материалы областной научно-практической конференции / Департамент образования Администрации Ярославской области – Ярославль, 2004.
- Зайцев В.В. Подготовка учителя к здоровьесберегающему образованию младших школьников // В.В. Зайцев, Е.Г. Диканова // Начальная школа плюс До и После. – 2003. - № 9. – С. 38 – 43
- Здоровьесберегающее образование / Научно-методический журнал 2009.-№1
- Здоровый школьник – возможно ли это? // Начальная школа плюс До и После. – 2000. - № 7. – С. 3 – 80
- Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие – М.: Владос, 2000. – 192 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников..-М.: ВАКО, 2005.-208 с.- (Мастерская учителя).
- Лецких Л.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся.//Завуч начальной школы. 2004. - № 1.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС вначальной школе
Выступление на родительском собрании с презентацией...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Семья и я. Обобщение" УМК "Начальная школа ХХI века"
Технологическая карта урока...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе"Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение". Программа "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок методологической направленности Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.Задачи:·...
Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.
Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...
Конспект урока по русскому языку " Обобщение знаний" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по русскому языку...
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное" (обобщение изученного). УМК "Школа России"
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное", проведён с целью обобщения и закрепления изученного материала. Автор учебника В.П.Канакина....
Статья "Каллиграфия вначальной школе"
Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....