Применение дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира.
статья по зож (4 класс) по теме
Доклад для выступления на районном семинаре "Игра как средство здоровьесбережения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminare_igra_kak_sredstvo_zdorovesberezheniya_rybkina_t._a.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Применение дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира»
Рыбкина Т. А.
Дидактическая игра – отличное дополнение к учебному процессу при изучении основ безопасности жизнедеятельности. В ситуации увлекательной дидактической игры учащиеся более успешно усваивают знания, чем в учебном процессе. Свой урок я построила в форме путешествия по станциям.
При реализации технологий безопасности жизнедеятельности я применяю различные дидактические игры в следующих целях:
-выработка навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасности;
- закрепление знаний о правилах безопасного поведения в различных природных, техногенных условиях и ситуациях;
- формирование навыков безопасного поведения на практических занятиях;
- развитие способности учащихся к предвидению возможной опасности;
- как средство развития устойчивого интереса к основам личной безопасности.
Игры, которые я использовала на уроке, преследуют разные цели:
-выработка навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасности; | Игра «Собери пословицы» |
- формирование навыков безопасного поведения на практических занятиях; | Игра «Можно-нельзя» |
- развитие способности учащихся к предвидению возможной опасности; | Игра «1,2 или 3» Игра «Собери пазл» |
- как средство развития устойчивого интереса к основам личной безопасности | Игра «Отгадай-ка» |
- закрепление знаний о правилах безопасного поведения в различных природных, техногенных условиях и ситуациях; | Игра «Музыкальный снеговик» |
Я хотела бы вас познакомить с некоторыми играми, использованными мною на уроке. Вы можете их использовать в процессе обучения детей ОБЖ:
Игра «Можно-нельзя»
У каждого учащегося зеленые и красные круги. Учитель читает предложения. Если то, о чем говориться в предложении, делать безопасно для жизни и здоровья, то нужно поднять зеленый кружок, если опасно и делать этого нельзя – красный кружок.
Как вариант этой игры «Запрещается – разрешается»
Игра «1,2 или 3»
На слайдах вопрос и три варианта ответа.
Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа.
Учитель смотрит на поднятые карточки и комментирует: Все из вас ответили правильно, не все, большинство и т д. Учащиеся сразу проверяют себя
Как вариант этой игры «Звездный час», когда учащиеся за каждый правильный ответ получают звезду.
Игра «Музыкальный предмет»
Учащиеся делятся на 2 или 3 команды
Пока играет музыка, нужно передавать предмет друг другу. Как только музыка останавливается, тот у кого в руках предмет, должен назвать, какие правила безопасного поведения он запомнил на уроке. Или как вариант: какие знаете правила безопасного поведения летом на водоемах, в лесу и так далее.
При использовании дидактических игр в данной составляющей здоровьесбережения я придерживаюсь правила: разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими те же образовательные и воспитательные цели. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Дидактические игры, о которых далее пойдет речь, применяются мною постоянно при изучении различных тем основ безопасности жизнедеятельности.
Во время проведения игр стараюсь создать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в своих силах и достижимости поставленных целей.
Любую игру, которую я предлагаю детям при изучении ОБЖ, хорошо продумываю, изготовляю наглядность, раздаточный материал, использую ИКТ, музыкальное сопровождение.
Если правила игры предполагают разделение на команды, то подбираю участников так, чтобы в каждой команде учащиеся разного уровня.
Какие еще дидактические и настольные игры я использую?
При изучении ПДД:
- «Угадай, какой знак»
- Лото «О чем рассказывает знак»
- пазлы «Дорожные знаки», «Опасные ситуации»
- игра «Ремонт дорожных знаков»
- «Сравни знаки»
- «Дорисуй знак»
При изучении остальных тем:
- Лото «Чем опасно, расскажи»
- «Кто поступает правильно»
- Разгадай кроссворд»
- викторина «Как избежать неприятностей»
- игра с предметом «Хорошо-плохо»
При использовании этих игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.
Работа в парах | Игра «Собери пословицы» Игра «Собери пазл» |
Работа в группах | Игра «Музыкальный предмет» |
Фронтальная работа со всем классом | Игра «Можно-нельзя» Игра «Отгадай-ка» Игра «1,2 или 3» |
Правильный отбор игр позволяет мне использовать их на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.
Дидактические игры при реализации технологий обеспечения безопасности применяю на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки усвоенных знаний до этапа рефлексии.
На уроке я использовала игры в начале урока (формулирование темы), в основной части (при изучении нового и закреплении полученных знаний) и на этапе рефлексии.
Использование дидактических игр при изучении ОБЖ позволяет подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формировать навыки здорового образа жизни, снизить риск получения травм.
Мастер-класс. Игра «Музыкальный предмет».
Назвать правила безопасного поведения на водоемах в летний период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....
Твоя безопасность на улице. Урок окружающего мира. 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Заседание клуба «Мы и окружающий мир»...
«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
исследовательская деятельность на уроке окружающего мира....
Статья "Применение метода проектов в обучении школьников Основам безопасности жизнедеятельности"
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них п...
Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности уроков окружающего мира.
Современное образование ориентировано на индивидуальность ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем ус...
Применение технологий развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира
Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредст...