Применение дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира.
статья по зож (4 класс) по теме

Рыбкина Татьяна Александровна

Доклад для выступления на районном семинаре "Игра  как средство здоровьесбережения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Доклад

«Применение дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира»

Рыбкина Т. А.

        Дидактическая игра – отличное дополнение к учебному процессу при изучении основ безопасности жизнедеятельности. В ситуации увлекательной дидактической игры учащиеся более успешно усваивают знания, чем в учебном процессе. Свой урок я построила в форме путешествия по станциям.

       При реализации технологий безопасности жизнедеятельности я применяю различные дидактические игры в следующих целях:

-выработка навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасности;

- закрепление знаний о правилах безопасного поведения в различных природных, техногенных  условиях и ситуациях;

- формирование навыков безопасного поведения на  практических занятиях;

- развитие способности учащихся к предвидению возможной опасности;

-  как средство развития устойчивого интереса к основам личной безопасности.

Игры, которые я использовала на уроке, преследуют разные цели:

-выработка навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасности;

Игра «Собери пословицы»

- формирование навыков безопасного поведения на  практических занятиях;

Игра «Можно-нельзя»

- развитие способности учащихся к предвидению возможной опасности;

Игра «1,2 или 3»

Игра «Собери пазл»

-  как средство развития устойчивого интереса к основам личной безопасности

Игра «Отгадай-ка»

- закрепление знаний о правилах безопасного поведения в различных природных, техногенных  условиях и ситуациях;

Игра «Музыкальный снеговик»

Я хотела бы вас познакомить с некоторыми играми, использованными мною на уроке.  Вы можете их  использовать в процессе обучения детей ОБЖ:

Игра «Можно-нельзя»

    У каждого учащегося зеленые и красные круги. Учитель читает предложения. Если то, о чем говориться в предложении, делать безопасно для жизни и здоровья, то нужно поднять зеленый кружок, если опасно и делать этого нельзя – красный кружок.

Как вариант этой игры «Запрещается – разрешается»

Игра «1,2 или 3»

На слайдах  вопрос и три варианта ответа.

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа.

Учитель смотрит на поднятые карточки и комментирует: Все из вас ответили правильно, не все, большинство и т д. Учащиеся сразу проверяют себя

     Как вариант этой игры «Звездный час», когда учащиеся за каждый правильный ответ получают звезду.

Игра «Музыкальный предмет»

Учащиеся делятся на 2 или 3 команды

Пока играет музыка, нужно передавать предмет друг другу. Как только музыка останавливается, тот у кого в руках предмет, должен назвать, какие правила безопасного поведения он запомнил на уроке. Или как вариант: какие знаете правила безопасного поведения летом на водоемах, в лесу и так далее.

      При использовании дидактических игр в данной составляющей здоровьесбережения я  придерживаюсь правила: разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими  те же образовательные и воспитательные цели. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Дидактические игры, о которых далее пойдет речь, применяются мною постоянно при изучении различных тем основ безопасности жизнедеятельности.

      Во время проведения игр стараюсь создать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в своих силах и достижимости поставленных целей.

     Любую игру, которую я предлагаю детям при изучении ОБЖ, хорошо продумываю, изготовляю наглядность, раздаточный материал, использую ИКТ, музыкальное сопровождение.

      Если правила игры предполагают разделение на команды, то подбираю участников так, чтобы в каждой команде  учащиеся разного уровня.

Какие еще  дидактические и настольные игры я использую?

При изучении ПДД:

- «Угадай, какой знак»

- Лото «О чем рассказывает знак»

- пазлы «Дорожные знаки», «Опасные ситуации»

- игра «Ремонт дорожных знаков»

- «Сравни знаки»

- «Дорисуй знак»

При изучении остальных тем:

- Лото «Чем опасно, расскажи»

- «Кто поступает правильно»

-  Разгадай кроссворд»

- викторина «Как избежать неприятностей»

- игра с предметом «Хорошо-плохо»

При  использовании этих игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.

Работа в парах

Игра «Собери пословицы»

Игра «Собери пазл»

Работа в группах

Игра «Музыкальный предмет»

Фронтальная работа со всем классом

Игра «Можно-нельзя»

Игра «Отгадай-ка»

Игра «1,2 или 3»

  Правильный отбор игр позволяет мне использовать их на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

      Дидактические игры  при реализации технологий обеспечения безопасности применяю на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки усвоенных знаний до этапа  рефлексии.

   На уроке я использовала игры в начале урока (формулирование темы), в основной части (при изучении нового и закреплении полученных знаний) и на этапе рефлексии.

    Использование дидактических игр при изучении ОБЖ позволяет подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формировать навыки здорового образа жизни, снизить риск получения травм.

Мастер-класс. Игра «Музыкальный предмет». 

Назвать правила безопасного поведения на водоемах в летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....

Статья "Применение метода проектов в обучении школьников Основам безопасности жизнедеятельности"

В статье поднимается вопрос  о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них п...

Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности уроков окружающего мира.

Современное образование ориентировано на индивидуальность ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем ус...

Применение технологий развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредст...