Применение технологий развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (3 класс)

Малашенко Карина Александровна

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. В современных условиях мы должны сформировать у учащихся:

мотивацию к работе;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке.

Научить учащихся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Что же нового несет для меня ТРКМ?

Элемент новизны – возможность использования методических приемов данной технологии в условиях малокомплектной школы. Ведь ни для кого не секрет, что ученики, обучающиеся в классе-комплекте, работают с большей долей самостоятельности. В условиях МКШ учащиеся не только осуществляют поиск информации, но и систематизируют, сопоставляют, анализируют и преобразовывают ее. Кроме этого, приемы позволяют работать с разновозрастными группами, вследствие чего, растет мотивация учения и обогащается арсенал средств общения с другими людьми.

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» является системой стратегий методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

- Что же такое критическое мышление?

 По определению И. О. Загашева, международного тренера – сертификатора программы РКМЧП: «Критическое мышление – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью».

 Американский исследователь, один из авторов ТРКМ профессор Д. Клустер выделил следующие характеристики критического мышления:

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом | критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное.

Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: критически мыслить - значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить.

 Обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно решать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Эти принципиально новые тенденции нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06. 10. 09. № 373).

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным;

метапредметным;

предметным.

 Основная цель работы учителя начальной школы – познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала.

 Одним из ответов на запрос результата образования, который может рассматриваться как выход из проблемной ситуации – это идея компетентностного подхода в обучении, который основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях (СОТ). Одна из СОТ – технология развития критического мышления.

 Размышляя над этим, я выбрала ТРКМЧП.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

 Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребление информации само по себе еще не гарантирует повышение уровня образованности.

 Цель, которую я поставила перед собой, начав работать в ТРКМЧП – научить самостоятельно работать, сознательно размышлять над процессом обучения, отслеживать, поддерживать и расширять свои знания и мнения об окружающем мире.

 Наверное, именно поэтому работа над уроком на основе технологии РКМЧП мне показалась нужной и интересной. Большую заинтересованность у детей и у меня вызвали уроки по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова. Технология нацелена на развитие чтения и письма и представляет систему конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.

А на уроках окружающего мира мы работаем с текстами большого объема.

Ожидаемые результаты при работе в данной технологии: повышение качества образования учеников; умение работать с текстами любой сложности и любого объема; терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных; уметь вести диалог и слушать собеседника, извлекать первичную и вторичную информацию, сопоставлять и обрабатывать ее.

 Для достижения ожидаемых результатов уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Основу составляет базовая технологическая модель трех стадий учебно-познавательной деятельности «вызов – осмысление – рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

 Первая стадия, стадия вызова – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно – эффективной.

 Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы – чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.

 Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, составление синквейна, хокку, сказки, составление концептуальной таблицы.

Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

 Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают прочитанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...

Возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах

Цель данной технологии:развитие аналитического, критического мышления.Даются некоторые виды работы....

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения...