Статья "Применение метода проектов в обучении школьников Основам безопасности жизнедеятельности"
статья по обж на тему

Баданина Ирина Николаевна

В статье поднимается вопрос  о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них познавательной и исследовательской деятельности в учебном проекте по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл badanina_statya.docx70.12 КБ

Предварительный просмотр:

Применение метода проектов в обучении школьников

Основам безопасности жизнедеятельности.

Аннотация: в статье поднимается вопрос  о необходимости формирования умений и навыков у школьников безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (например, пожара), через активизацию у них познавательной и исследовательской деятельности в учебном проекте по ОБЖ

Ключевые слова: умения и навыки безопасного поведения, питания, проектная деятельность, проект,

 В мире современного общества изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности — насущная потребность человека, а возрастание рисков и угроз обусловливают повышение значимости образования в области безопасности всех слоев населения, особенно подрастающего поколения.

Федеральный государственный стандарт общего образования  изменяет подходы к образовательному процессу, его целям и результатам. Одно из важных требований стандарта – применение в образовательной практике современных эффективных педагогических технологий и методов обучения, к числу которых относится метод проектов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельное успешное усвоение учащимися новых знаний, умений, в том числе надпредметных, включая умение учиться, на развитие творческого потенциала школьника, на содействие повышению его учебной мотивации и социализацию [1, 2, 5].

Применение метода проектов при обучении ОБЖ требует специальной подготовки учителя. Учитель должен не только овладеть этой технологией, но и умело использовать возможности проектной деятельности в образовательном процессе, учитывая при этом специфику школы и особенности учащихся. Таким образом, актуальность нашего исследования исходит из противоречия между возможностями метода проектов и трудностями, возникающими при его использовании в педагогической практике.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по вопросам использования в обучении школьников ОБЖ проектного метода, позволил сделать следующие выводы [1, 4, 5]:

1. На современном этапе возрастают требования к подготовке подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности, что обусловлено возрастанием рисков и угроз природного, техногенного, экологического, социального характера. В этой связи особую значимость приобретает подготовка школьников в области безопасности жизнедеятельности, ведущая роль в которой принадлежит курсу ОБЖ.

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ОО отличается, в первую очередь, тем, что имеет своей целью воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ценности безопасного и здорового образа жизни и принимающего их. Достижению этой цели должна способствовать правильно организованная система обучения, предоставляющая школьнику возможности максимально развивать свои способности.

Курс ОБЖ предоставляет широкие возможности для проектной деятельности, которая может быть реализована при изучении всех его разделов [4, 5]. Участие в проектной деятельности помогает учащимся приобрести практические навыки и опыт в:

  • определении целей, задач и самостоятельной организации своей деятельности;
  • ориентировании на местности с использованием различных способов и инновационных технологий;
  • оказании первой медицинской помощи при различных травмах в том числе, оказании экстренной реанимационной помощи (ЭРП) и искусственной вентиляции легких (ИВЛ);
  • подаче сигналов бедствия;
  •  оценке уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределение в сложных чрезвычайных природных и техногенных ситуациях;
  • развитии в себе духовных и физических качеств, необходимых при автономном нахождении в природных условиях;
  • в осознании роли каждого человека в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни;
  • в соблюдении основ здорового образа жизни.

2. Проектное обучение помогает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности ученика, обеспечить его творческую самостоятельную работу. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, повысить мотивацию школьников к обучению [1, 4, 5].

Полагаем, что метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для образовательных целей. И это совсем не сложно, как казалось раньше.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Актуальность данной проблемы  рассматривается в творческом использовании метода проектов для совершенствования уроков ОБЖ [4 5].  Основное противоречие состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

В качестве позитивного опыта по реализации проектного метода хотим презентовать учебный проект в ОБЖ по создания видеофильма - "Действия обучающихся при пожаре в школе", который был реализован в режиме опытно-экспериментальной работы, как -  Практико-ориентированный, творческий  проект.

Проект продолжительностью 3 месяца направлен на изучение и практическое применение правил безопасного поведения при пожарах учащимися школы. В проектной деятельности приняло участие 25 человек из 8-го класса.. В ходе проекта предусматривается изучение основных мероприятий по защите обучающихся от пожара в школе.

  Содержанием проекта, которое соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам - в соответствии с Примерной программой обучения ОБЖ общего образования являющейся компонентом Федеральных государственных образовательных стандартов, определено, что учащиеся должны - знать/понимать:

•  правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

• способы безопасного поведения в природной среде: подача сигналов бедствия, сооружение временного укрытия;

уметь

• применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• пользоваться средствами индивидуальной  защиты (тканевой повязкой);

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Цель проекта: разработать и представить  учебный фильм, который  можно будет использовать при проведении инструктажа перед проведением объектовой тренировки при пожаре в школе для обучающихся;

- выработать у ребят правильное поведение при эвакуации из школы при пожаре, вовлечь подростков в проектную творческую деятельность;

- развитие познавательного интереса и индивидуальных творческих способностей учащихся.

Представление проблемной ситуации:

 В сентябре 2017 г была проведена плановая объектовая тренировка по теме «Эвакуация  учащихся и персонала ОУ в случае  возникновения пожара». В целом ход тренировки показал, что личный состав способен выполнять мероприятия по защите учащихся при возникновении пожара и экстренного выхода из здания.

Но выявились и недостатки - не все учащиеся имели средства для защиты органов дыхания и понимали действия защитных мероприятий.

 В ходе обсуждения итогов объектовой тренировки возникла идея создания учебного пособия для обучения эвакуации при пожаре в школе.  На данном этапе рассказывается учащимся о том, что существует различные виды презентаций продукта проекта. От выбора формы продукта метода проектов  в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Приведу перечень предложенных выходов проектной деятельности:

—         видеофильм;

—         презентация;

—         стендовые доклады.

Наибольший интерес у обучающихся вызывал создание видеофильма. Ребята посчитали, что фильм будет хорошим пособием для учителя при инструктаже обучающихся по пожарной безопасности, а для учащихся превосходным средством наглядности.

Проект предусматривал создание 3 экспертных групп, работающих по следующим направлениям:

1. Разработка сценария сюжета, видеосъемка, а также презентация проекта.

2. Разработка плана создания видеофильма, сбор и обработка отснятого видеоматериала.

3. Участие в съёмках. Ребята выступили в роли актёров.

Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма. Каждому этапу свойственны были особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи.

1 этап. «Мозговой штурм» по определению целей и задач проекта,  и его содержания. Этот этап носил информационно-мотивационный характер. Ребята были вовлечены в создание видеофильма, и на этом этапе они выступали в роли автора сценария и  определили для себя, что хотели снимать и зачем.

Учащиеся поделились на группы, самостоятельно распределили учебный материал, распределили роли и обязанности в написании сценария. Продолжительность фильма определили от 4 до 6 минут. Срок выполнения – от 3 до 6 недель. Когда вся эта работа была проделана, можно садиться за сценарий и приступить к следующему этапу.

2 этап. «Создание сценария».

Рекомендуемые этапы создания сценария: 1. Планируются эпизоды. 2. Определяется задача каждого эпизода. 3. Определяется драматургическая последовательность  эпизодов. 4. Эпизоды делятся последовательно на сцены. 5. Ставятся задачи для этих   сцен. 6. Уточняется  характер действия. 7. Определяются   роли  действующих  лиц.

3 этап. «Проведение видеосъемок».

Когда написан сценарий, выбраны соответствующие сюжеты, место проведения съемок, определились с музыкой и самое главное есть видеокамера, можно приступать к съемке фильма. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, емким по содержанию, "скупым", но выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он снимался.

Основное внимание учителю следует уделить промежуточным обсуждениям, дискуссиям внутри групп.

4 этап. «Оформление результатов проектной деятельности».  Оформление результатов планируется в виде фильма, поэтому здесь может понадобиться консультация учителя информатики, на одной из консультаций необходимо обсудить с ребятами критерии оценивания фильма. Одновременно с презентацией готовится выступление группы на открытой защите, поэтому в критерии оценивания необходимо заложить пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

5 этап. «Защита проекта». На данном этапе производится защита проекта участниками проекта. На уроке во время контрольной работы дается оценка проекту учащимися и учителем информатики. Не смотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в идее конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования это продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства пользователя [1, 2].  

 Рассмотрим наиболее общие из них:

 Во-первых, предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с логикой авторского изложения, подан, представлен в соответствии с этой структуризацией. Ученик должен свободно ориентироваться в проекте.

Сюда же можно отнести требования к дизайну фильма: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий «читаемость» текста, тщательность исполнения эпизодов и кадров.

Во-вторых, в ходе проектирования не следует забывать о ряде требований, соблюдение которых может быть приравнено к следованию авторами правилам хорошего тона. Прежде всего, для проекта важны:

•  Простота и согласованность, особая привлекательность.

• Красочность и увлекательность, избегайте «скучных» формулировок, непонятных аббревиатур.

•  Правильность, грамотность речи.

Из выше сказанного можно выделить внешнюю оценку проекта:

•  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

•  Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

•  Коллективный характер принимаемых решений.

•  Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.

•  Необходимая и достаточно глубина проникновения в проблему.

•  Доказательность принимаемых решений.

•  Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

•  Умение отвечать на вопросы жюри.

6 этап. «Анализ проектной деятельности».

        Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе можно вновь обратиться к листу самооценки и увидеть качественный рост каждого участника.   Немаловажным становится награждение групп..

Анализируя результаты констатирующего и контрольного этапов проекта, можно сказать, что после применения системы практических работ по созданию проекта результаты были высокими. Все 3 группы справились с заданием отлично. Созданный проект был оценен на оценку «отлично».

       Итоги анкетирования учащихся, выполнявших проект, наглядно отражены в диаграмме – Самооценка учащихся в курсе ОБЖ, характеризующей самооценку учащихся по приобретению  навыков в ходе изучения курса ОБЖ.

Диаграмма

Самооценка учащихся в курсе ОБЖ.              

 1 -  Понимаю, какая информация нужна к уроку, где и как её искать - 100%;

 2 - Умею отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию - 97%;

 3 - На основе имеющихся знаний и полученной информации научился  создавать новые ясные и чёткие представления и знания - 83%;

 4 - Могу поделиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свой проект - 71%;

 5 - Научился заниматься  более эффективно, используя для этого проектную деятельность - 100%;

 6 - Научился работать как самостоятельно, так и в команде с использованием приёмов индивидуальной или коллективной деятельности - 85%.   

Проведенное экспериментальное исследование показало, что применение метода проектов в курсе ОБЖ способствует повышению успешности образовательного процесса, что подтверждается результатами эксперимента: повышением самооценки знаний и умений школьников, их интереса к предмету, в том числе и через стойкие межпредметные связи [1, 3, 5].

Использование метода проектов расширяет педагогические возможности учителя, позволяет перейти от словесного обучения и воспитания к обучению и воспитанию самой жизнью, что особенно важно в практико-ориентированном курсе ОБЖ [4, 5].

Библиографический список:

  1. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2008.
  2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.
  3. Силакова, О.В. Использование межпредметного подхода в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». /  В сборнике: Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; НИИ общего образования; науч. ред.: Е. П. Суворов. СПб: Статус, 2011. С. 215-219.
  4. Силакова, О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности. / В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. С. 401-406
  5. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

Метод проектов в обучении в начальной школе.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие форм...

Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....

Статья « Метод проектов при обучении младших школьников».

В данной статье описывается опыт работы над проектами при обучении младших школьников. Данный метод имеет большое значение при работе по новым стандартам второго поколения в начальной школе. Этот мето...

Применение дидактических игр в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности на уроках окружающего мира.

Доклад для выступления на районном семинаре "Игра  как средство здоровьесбережения"....

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед  начальным  образованием новые цели. Теперь  в   начальной  школе ребенка должны научить не только читать, считать ...

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....