«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
исследовательская деятельность на уроке окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Центр образования»
пос. Варламово муниципального района Сызранский
Самарской области
«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
Выполнила
Тарасова Елена Вячеславовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «ЦО» пос. Варламово
М. р. Сызранский
2015
«Все знают, что это невозможно.
Но вот приходит невежда, которому
это неизвестно - он то и делает открытие».
Альберт Энштейн.
Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения, дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию.
Деятельностный подход позволяет развивать личность, ее творческую инициативу, навыки самостоятельного движения в информационных полях; формировать у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Учебная исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- Постановку проблемы,
- Изучение теории, посвященной данной проблематике,
- Подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- Сбор собственного материала
- Его анализ и обобщение,
- Научный комментарий
- Собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно – познавательная, творческая, или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является:
- Наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
- Этап проектирования (выработка концепций, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта),
- Реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность направлена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции (т.е. самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Проектно – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Необходимо обратить внимание на то, что гласной целью учебного исследования младшего школьника является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке».
Важно знать, что учебный проект или исследование- это интегративное дидактическое средство развития, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы),
- Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика,
- Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта),
- Представлению результата своей деятельности и хода работы,
- Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания,
- Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях,
- Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению),
- Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др).
Особенностью исследовательской и проектной работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
Рассмотрим работу по исследовательской деятельности в 1 классе. Отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности на данном этапе не проводится. Но включая в уроки элементы исследовательской работы, учитель ведет пропедевтическую работу. На уроках окружающего мира учитель пользуется:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением,
- уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
- кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).
На уроках окружающего мира возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
Если рассмотреть разделы учебника «Окружающий мир», то можно сделать вывод, что практически по каждому разделу можно вести исследовательскую работу.
Например, раздел «Что и кто?»
В данном разделе изучается строение видов животных: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?». На первом уроке можно выработать общий план работы, поставив цель – изучить строение животных и выявить общие черты.
План работы: Рассмотреть животных,
изучить строение,
сделать вывод.
Это позволяет дать положительную мотивацию для следующих уроков, поддержать познавательный интерес.
Тема урока: «Кто такие насекомые?»
Цель исследования: изучить строение насекомых, выявить общие черты.
План работы: Рассмотрите насекомое,
Изучите строение насекомого.
Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.
Сделайте вывод.
1 группа – бабочка
2 группа – богомол
3 группа – жук
Вывод: насекомые имеют тело, голову, усы, 3 пары (или 6 штук) лапок.
Тема урока: «Кто такие рыбы?»
Цель исследования: рассмотреть строение рыб и выявить общие черты.
План работы: Рассмотрите рыбу,
Изучите строение.
Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.
Сделайте вывод.
Вывод: рыбы имеют тело, голову, плавники, хвост. Тело покрыто чешуёй. Дышат при помощи жабр.
Раздел «Где и когда?»
Тема урока «Мой класс, моя школа» (проект)
Учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа».
В процессе урока учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме).
Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы.
Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д), изучить строение школы, ее окрестности и пр.
В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д.
С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи. Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
Раздел «Почему и зачем?»
Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»
Цель исследования: получить радугу разными способами и рассмотреть расположение цветов в ней.
Данному уроку может предшествовать предварительная подготовка нескольких детей –которые могут подобрать материал о радуге. Работа может проводиться по плану:
-работа со словарем,
-проведение опытов, наблюдений,
-выводы.
Мифы о радуге, которые можно найти в сети Интернет.
Когда-то давным-давно люди не знали, почему же на небе появляется радуга. Некоторые радовались появлению радуги, другие боялись, и потому придумывали мифы и легенды.
Одни думали, что это мост, соединяющий мир людей и мир богов.
Другие верили, что в месте, где радуга коснулась земли, спрятан горшок золота и драгоценные камни.
А кто-то считал, что это змей, пьющий воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.
Ориентироваться в обилии информации и находить нужную помогают словари и энциклопедии. Работая в группах с толковыми словарями .
Можно заранее сделать закладки на странице, что бы дети могли более быстро найти нужную информацию.
В словаре С.И.Ожегова дается следующее определение радуги: Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Структурировать информацию из этого определения помогут вопросы:
- Какие же условия нужны для появления радуги? (Свет и вода).
- Как образуется радуга? ( Когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды, белый цвет преломляется и разлагается на разные цвета.)
Опыт 1. Обратное превращение.
Можно детям привести доказательство, что белый цвет – это смесь различных цветов. Для этого лист круглой формы раскрасим по кругу в цвета радуги. Поместим данный лист на юлу, и если будем быстро её вращать, то увидим, что все цвета сольются в белый цвет.
Опыт 2. Получение радуги. Работа в группах.
1. Возьмите миску с водой и положите в нее зеркальце под углом. Поймайте луч фонарика так, что бы он отразился от зеркала на белый экран (поворачивайте фонарик).
2. Рассмотрите расположение цветных полос в радуге и зарисуйте их, начиная с верхней.
3. Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- Какие условия нужны для появления радуги?
- Сколько цветов и каково расположение их в радуге?
Опыт 3. Наблюдение радуги на мыльных пузырях.
- Понаблюдайте за мыльными пузырями. Что вы заметили? (Радугу так же можно увидеть на мыльных пузырях).
- Но тут действуют другие законы физики. Их мы будем изучать в старших классах.
Опыт 4. Получение радуги с помощью CD или DVD диска.
- Так же радугу можно получить с помощью обыкновенного СD или DVD диска. Нужно направить луч фонарика на диск и внимательно посмотреть на экран.
- Рассмотрите расположение полос радуги. Зарисуйте последовательность.
– Сколько цветов и каково расположение их в радуге?
- Меняется ли расположение цветовых полос?
- Сделайте выводы, используя цель, поставленную в начале опытов.
Учитель корректирует ответы детей, задаёт дополнительные вопросы.
Выводы:
1. Радугу можно получить разными способами, но в природе для её образования нужны свет и вода.
2. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
3. Расположение цветовых полос в радуге не меняется.
Тема урока «Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?»
Цель исследования: выработать правила безопасного поведения на основе текста учебника.
План работы: Прочитать текст учебника,
Обсудить с товарищами,
Выделить главное,
Дополнить своими рекомендациями,
Поделиться информацией с классом.
1-2 группы – «На корабле»
3-4 группы – «В самолете»
Каждой группе можно дать 15 минут для работы и предоставить «маршрутный лист», в котором стоят лишь цифры, нумерующие правила, чтобы упорядочить материал. Эти пункты могут расширяться или сужаться, по усмотрению ребят.
Затем каждая группа представляет свою работу.
Надо отметить, что представленные фрагменты уроков предполагают работу в группах, которая позволяет:
А) детям:
- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля;
Б) учителю:
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение;
- органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.
Таким образом, исследовательская деятельность дает возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. А несложность проектов которые учащиеся могут выполнять как в группе, так и индивидуально обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Дети на защите проектов получают опыт публичного выступления, самоутверждения.
Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения:
• самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью;
• ориентация учебы и труда на конечный результат;
• смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Расскрывается смысл проектной деятельности...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...
Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе
В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Реализация исследовательского подходана уроках различных предметных областейв начальной школе» Итоговая работа...
Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира
Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения, дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особ...
Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из средств развития регулятивных УУД
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к...