Дополнительная образовательная программа "Азбука Здоровья"
рабочая программа по зож по теме
Целью данной программы является формирование у младших школьников установок на здоровый образ жизни, на обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья. Предназначена программа для обучения детей школьного возраста (7-10 лет) и рассчитана на срок реализации 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_.doc | 545 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43
городского округа Тольятти
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель методического объединения Протокол № С.В.Ширалиева_______________ « » августа 2011 г. | Заместитель директора по УВР Н.П. Зубарева________________ « » августа 2011 г. | Директор МБУ СОШ №43 П.А. Гвоздев_____________ « » августа 2011 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Азбука Здоровья »
НАПРАВЛЕНИЕ: спортивно-оздоровительное
ВИД ПРОГРАММЫ: авторская
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 7 - 10 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 года
СОСТАВИТЕЛЬ: Баталова Ю.Н. учитель начальных классов
Содержание
1. Пояснительная записка___________________________________ 3-5
1.1 Актуальность________________________________________ 3-4
1.2 Цели программы_____________________________________ 4
1.3 Основные задачи программы __________________________ 4-5
2. Ценностные ориентиры содержания программы ____________ 5-6
3. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности______ 6-7
3.1 Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане _________________________________ 6
3.2 Формы проведения занятий и виды деятельности _______ 6-7
4. Ожидаемые результаты ________________________________ 7-11
4.1 Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы________________ 7-9
4.2 Планируемые результаты освоения учащимися программы
внеурочной деятельности _________________________________ 9-11
5. Содержание программы ___________________________________11-14
6. Тематическое планирование _______________________________15-22
6.1 Учебный план 1 класс _________________________________15-16
6.2 Учебный план 2 класс__________________________________17-18
6.3 Учебный план 3 класс__________________________________19-20
6.4 Учебный план 4 класс__________________________________21-22
7.Контроль и оценка планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. ___________________________________ 23-26
8. Материально- техническое обеспечение_____________________ 26
9.Литература ____________________________________________ 27-28
10. Приложение_____________________________________________29-44
2
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
В XXI веке тема здоровья человека очень актуальна. Состояние здоровья школьников в нашей стране вызывает серьезную тревогу у многих специалистов. Здоровье школьников ухудшается с каждым годом, по сравнению с их сверстниками прошлых лет. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Многие учёные занимались проблемой сохранения и укрепления здоровья школьников. Существенна необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
К тому же быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано немало негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования позволяют распределить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: стрессы, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, проблемы в существующей системе физического воспитания, функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья, частичное разрушение служб школьного медицинского контроля, отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
3
Программа «Азбука Здоровья» направлена на создание мотивации у школьников на ведение здорового образа жизни, на формирование потребности сохранения физического и психического здоровья.
Составлена программа с учётом школьных факторов риска. Содержание раскрывает способы формирования у школьников ценности здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе, носить образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
1.2 Цели программы:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
1.3 Основные задачи программы:
- прививать общечеловеческие ценности (ценность собственной и другой жизни)
- создавать комфортную психологическую атмосферу доброжелательности, сотрудничества, включения в активную индивидуальную и коллективную деятельность
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать
- свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
4
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
2. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Азбука Здоровья»
Данная программа строится на принципах:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
5
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую
степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей.
Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
3. Место учебного курса «Азбука Здоровья» в плане
внеурочной деятельности.
3.1 Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
3.2 Формы проведения занятий и виды деятельности
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
6
- чтение стихов, сказок, рассказов;
-постановка драматических сценок, спектаклей; театрализованные представления;
- просмотр видеофильмов; прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр; ролевая игра;
- творческих дел; проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
-тесты и анкетирование;
-конкурсы рисунков, конкурсы плакатов, конкурсы стенгазет;
-конкурсы мини-сочинений;
-создание листовок;
-участие в городских конкурсах;
-путешествия, походы, экскурсии;
-беседы;
-встречи с интересными людьми;
-спортивные мероприятия, день здоровья;
-тематические занятия;
-участие в акциях;
-практические занятия в «городах безопасности»;
- викторины на лучшее знание ПДД, правил безопасности;
-настольные, дидактические игры;
-оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
-конкурсы агитбригад знатоки здоровья, по ПДД;
-посвящение первоклассников в пешеходы;
-совместная работа с отделом ГИБДД;
-встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися, с инспекторами;
-встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся;
-совместное планирование деятельности с ГИБДД;
-организация работы отряда ЮИД.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
4. Ожидаемые результаты
4.1 Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
7
Обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека; -основы рационального питания; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепление здоровья; - основы развития познавательной сферы; - свои права и права других людей; - соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.- факторы, влияющие на здоровье человека; -причины некоторых заболеваний; -причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; -виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; -о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; - основные формы физических занятий и виды физических упражнений; - все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Обучающиеся должны уметь:
-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; -выполнять физические упражнения для развития физических навыков; -различать “полезные” и “вредные” продукты; -использовать средства профилактики; -определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
8
-заботиться о своем здоровье; формировать своё здоровье. -применять коммуникативные и презентационные навыки; -использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; -оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; - находить выход из стрессовых ситуаций; -управлять своими эмоциями; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; -адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; -отвечать за свои поступки; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; -выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; -осуществлять активную оздоровительную деятельность; - выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия; - включать в свой рацион питания полезные продукты; - соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог; - соблюдать правила пользования общественным транспортом; - соблюдать правила пожарной безопасности; -соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе; -применять на практике основные правила перехода проезжей части;
-перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
-выбрать наиболее безопасный маршрут домой, в школу, к другу, в магазин, на спортивную площадку.
4.2 Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у школьников формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
9
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
10
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
5. Содержание курса
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» состоит из 4 разделов:
1 раздел «По секрету всему свету»
Цель раздела: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими; культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающих процедурах; ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края; интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях; формирование чувства ответственности за свое здоровье, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание 1 раздела «По секрету всему свету»
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха.
11
Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Активный и пассивный отдых. Переключение на другие виды деятельности как способ профилактики утомления. Совы и жаворонки. Как сделать сон полезным. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным. Организм человека. Скелет и мышцы. Органы дыхания. Система кровообращения. Надежная защита организма. Кожа и ее функции. Органы чувств. Виды спорта, развивающие легкие, сердце. Упражнения для глаз. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Забота о коже. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Как правильно есть. Маслом кашу не испортишь. Плох обед, если хлеба нет. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Молоко – волшебный дар.
2 раздел «Безопасность»
Цель раздела: формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим, обучение детей методам обеспечения личной безопасности.
Содержание 2 раздела «Безопасность»
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
Ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах. Оказание медицинской помощи при порезах. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Безопасное поведение дома. Лифт — наш домашний транспорт. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Электричество и газ как источники возможной опасности. Первая медицинская помощь при отравлении газами. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Безопасное поведение на природе.
12
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными, меры защиты от них. Первая помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Как ориентироваться в лесу на воде. Чем опасны водоёмы зимой и весной. Правила поведения . Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами. Безопасное поведение на пляже. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.
3 раздел «Внимание! Дорога!»
Цель раздела: формирование у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; культурного поведения на дорогах и улицах.
Содержание 3 раздела «Внимание! Дорога!»
Правила дорожного движения. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правостороннее и левостороннее движение. Дорожная разметка. Переходим дорогу, перекресток. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. Безопасность пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
4 раздел «Подвижные игры»
Цель раздела: снятие у учащихся утомляемости, повышение умственной работоспособности, формирование основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием раздела «Подвижные игры», в качестве которого выступает двигательная деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
13
Содержание 4 раздела «Подвижные игры»
Подвижные игры (игровые упражнения с метанием и ловлей мячей, игровые упражнения прыжками, игровые упражнения на равновесие, игровые упражнения с ходьбой, игровые упражнения с лазанием и т.д.). Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Русские народные игры. Игры на занятиях в зимний период.
14
6.Тематическое планирование
6.1 Учебно-тематический план 1 класс
1 год обучения - (33 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. | Практ | ||
1 | Первые страницы азбуки здоровья. | 1 | |
2 | Режим дня. | 1 | |
3 | Зарядка жизнь продлевает. | 1 | |
4 | Утренние процедуры. | 1 | |
5 | Правила ухода за зубами. | 1 | |
6 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста | 1 | |
7 | Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 1 | |
8-9 | Дорожные знаки. Движение пешеходов. | 1 | 1 |
10 | Подвижные игры : Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений (К №1). Игра «Построй шеренгу», игра «Море волнуется» | 0.5 | 0.5 |
11 | Вода и человек . | 1 | |
12 | Вода и закаливание. | 1 | |
13 | Враги микробов. | 1 | |
14 | Проект: «Роль воды для человека» | 1 | |
15 | Гигиена кожи | 1 | |
16 | Первая помощь при ушибах, порезах | 0,5 | 0,5 |
17 | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | |
18 | Подвижные игры: Игровые упражнения на построение и перестроение. К№1. Веселое состязание «Стул есть, да никак не сесть». Игра "Ручеек". | 1 | |
19 | Питание в жизни человека. | 1 | |
20 | Что такое здоровая пища | 1 | |
21 | Витамины в нашей жизни. | 1 | |
22 | Режим питания. | 1 | |
23 | Признаки отравления. Наши действия. | 0,5 | 0,5 |
24 | Проект: «Что мы знаем о питании?» | 1 | |
25-26 | Где можно играть. Сигналы светофора и регулировщика | 1 | 1 |
27 | Подвижные игры: Разучивание комплекса упражнений №2. Игровые упражнения прыжками. Игра «Солнце и месяц». | 0.5 | 0,5 |
28 | Движение это жизнь. | 1 | |
29 | Красивая осанка. | 1 | |
30 | Спорт в жизни ребёнка | 1 | |
31 | Первая помощь при переломах, вывихах. | 0,5 | 0,5 |
32 | Мы – пассажиры, обязанности пассажира | 1 | |
33 | «Спорт и я, лучшие друзья» праздник | 1 |
16
6.2 Учебно-тематический план 2 класс
2 год обучения - (34часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. | Практ | ||
1 | Сложная работа организма. | 1 | |
2 | Как сохранить хорошее зрение. | 1 | |
3 | Береги свои уши. | 1 | |
4 | Как организм помогает себе сам. | 1 | |
5 | Орган обоняния. | 1 | |
6 | Профилактика простудных заболеваний. | 0,5 | 0,5 |
7 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаза, нос. | 0.5 | 0.5 |
8-9 | Светофор и его виды. Правила перехода дорог. | 1 | 1 |
10 | Подвижные игры: К №2. игровые упражнения с метанием и ловлей мячей. Игра «Классы». Русские народные игры. | 1 | |
11 | Инфекционные болезни | 1 | |
12 | Прививки от болезней | 1 | |
13 | Какие лекарства мы выбираем | 1 | |
14 | Домашняя аптека | 1 | |
15 | Отравление лекарствами | 1 | |
16 | Какие врачи нас лечат | 1 | |
17 | Как вести себя при обнаружении незнакомого предмета дома. | 0.5 | 0.5 |
18 | Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. | 1 | |
19 | Подвижные игры: Разучивание комплекса упражнений №3. Игровые упражнения с метанием и ловлей мяча. Игра «У кого мяч?», игра «Классы».. | 0,5 | 0.5 |
20 | Болезни, передаваемые животными. | 1 | |
21 | Что мы знаем про собак и кошек | 1 | |
22 | Укусы насекомых | 1 | |
23 | Укус змеи | 1 | |
24 | Как вести себя с домашними животными. Безопасность в лесу. | 1 | |
25 | Проект : «Кто враг, а кто друг» | 1 | |
26 | Правила поведения на загородной дороге. | 1 | |
27 | Подвижные игры: К №3. Игровые упражнения на равновесие. Игра «У кого мяч?». Украинские народные игры. | 1 | |
28 | Опасности в нашем доме | 1 | |
29 | Чем опасен электрический ток | 1 | |
30 | Отравление угарным газом | 1 | |
31 | Правила поведения при пожаре. | 0.5 | 0.5 |
32 | Виды перекрёстков. Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. | 1 | |
33 | Подвижные игры: К №3. Двигательный режим учащегося. Игра «Кошки-мышки». | 1 | |
34 | Игра – викторина «Опасности вокруг тебя» | 1 |
18
6.3 Учебно-тематический план 3 класс
3 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. | Практ | ||
1 | Важная работа сердца. | 1 | |
2 | Идти или ехать, вот в чём вопрос. Активный и пассивный отдых. | 1 | |
3 | Делай добро и на сердце будет легко. | 1 | |
4 | Расти здоровым. Встреча с врачами поликлиники. | 0,5 | 0,5 |
5 | Профилактика сердечных заболеваний. Роль прогулок пешком. | 1 | |
6 | Скорость движения городского транспорта. | 1 | |
7 | Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. | 1 | |
8 | Подвижные игры: Разучивание комплекса упражнений №4. Игра «Удочка». Игры народов Кавказа. | 0,5 | 0,5 |
9 | Проект: «Я выбираю движение» | 1 | |
10 | Как мы дышим. | 1 | |
11 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | |
12 | Вредные привычки. | 1 | |
13 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 | |
14 | Проект: «Курить – здоровье губить». | 1 | |
15 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами. | 1 | |
16 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | |
17 | Подвижные игры: К №4. Игровые упражнения с лазанием. Игра «Гонка мячей». | 1 | |
18 | История здорового питания | 1 | |
19 | Питание современных людей. | 1 | |
20 | О пользе каш. | 1 | |
21 | Экскурсия в школьную столовую. | 1 | |
22 | Проект: «Школа кулинаров» | 1 | |
23 | Поспешишь за столом, здоровью навредишь. | 0,5 | 0.5 |
24 | Железнодорожный переезд. | 1 | |
25 | Подвижные игры: К №4. Игровые упражнения с ходьбой. Игра «Бой петухов». Русские народные игры. | 1 | |
26 | Солнечные ванны | 1 | |
27 | Способы защиты от солнечных лучей. | 1 | |
28 | Правила поведения на пляже. | 1 | |
29 | Безопасное поведение на воде. | 1 | |
30 | Первая помощь при солнечном ударе. | 0,5 | 0,5 |
31 | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 1 | |
32 | Подвижные игры: Разучивание комплекса упражнений №5 Игровые упражнения с ходьбой. Игра «Скатывание шаров». | 0.5 | 0,5 |
33 | Я хозяин своего здоровья. КВН | 1 | |
34 | Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1 |
20
6.4 Учебно-тематический план 4 класс
4 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. | Практ | ||
1 | Здоровье – сила человека. | 1 | |
2 | Что такое эмоции? | 1 | |
3 | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 1 | |
4 | Учимся думать и действовать. | 1 | |
5 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 | |
7 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 | |
8 | Подвижные игры. К №1. Игровые упражнения на построение. Игра «Угадай, чей голосок?» | 1 | |
9 | Игра тренинг | 1 | |
10 | Что мы знаем о курении? | 1 | |
11 | Что мы знаем об алкоголе? Наркотиках? | 1 | |
12 | Зависимость. Акция «Умей сказать НЕТ». | 1 | |
13 | Чем опасны водоёмы зимой и весной. Правила поведения у водоёма. | 1 | |
14 | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | |
15 | Подвижные игры: К №2. Игровые упражнения на построение. Игры на свежем воздухе Игра «Удочка. Игра « Осада снежной крепости» | 1 | |
16 | Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. | 1 | |
17 | Прививки от болезней. | 1 | |
18 | Витамины. Польза молока. | 1 | |
19 | Маслом кашу не испортишь. | 1 | |
20 | Учебный проект: «Фаст-фуд – модно или полезно?» | 1 | |
21 | Конкурс рисунков и стенгазет «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | |
22 | Участие в акции «За жизнь без барьеров» | 1 | |
23 | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. | 1 | |
24 | Соблюдение правил движения велосипедистами. | 1 | |
25 | Подвижные игры: К №4. Азбука закаливания. Веселые соревнования «Зимние забавы». | 1 | |
26 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Электричество и газ как источники возможной опасности. | 1 | |
27 | Ожоги. | 1 | |
28 | Причина возникновения пожаров в доме. | 1 | |
29 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | |
30 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах. | 1 | |
31-32 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Конкурс агитбригад знатоки здоровья, по ПДД | 2 | |
33 | Подвижные игры: К №5. Упражнения на равновесие. Игры «Кошки-мышки», «Успей занять место». | 1 | |
34 | Обобщение «Здоровье и безопасность» конференция. | 1 |
22
7. Контроль
и оценка планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контролировать и оценивать результаты освоения программы внеурочной деятельности можно путем сбора творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио», индивидуальных выставок работ учащегося.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, проекты, спортивные и познавательные мероприятия, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
ДИГАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Оценка результатов по баллам:
Не умею или умею иногда (2).
Умеют с чьей-то помощью (3).
Умеют, но в зависимости от сложности материала (4).
Умеют всегда (5).
№ | Сроки диагностики Показатели | Год обучения | |||
2б. | 3б. | 4б. | 5б. | ||
1 | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | ||||
2 | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | ||||
3 | Ответственно относиться к выполнению различных поручений | ||||
4 | Выполнять индивидуальные задания | ||||
5 | Выполнять учебные задания вне занятий | ||||
6 | Организовывать работу других | ||||
7 | Помогать другим обучающимся по заданию педагога |
23
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.
№ | Сроки диагностики Показатели | год обучения | ||
Н | С | В | ||
1 | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | |||
2 | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | |||
3 | Ответственно относиться к выполнению различных поручений | |||
4 | Выполнять индивидуальные задания | |||
5 | Выполнять учебные задания вне занятий | |||
6 | Организовывать работу других | |||
7 | Помогать другим обучающимся по заданию педагога | |||
Средний процент |
Мониторинг здоровья и развития – это реальная основа сотрудничества органов здравоохранения, образования и родителей и местом их совместной деятельности является школа.
Мониторинг школьного здоровьесберегающего пространства включает:
- диагностику условий обучения детей;
- изучение условий проживания в семье;
- контроль заболеваемости;
- гармоничность и дисгармоничность физического развития;
- изучение уровня адаптивности психического состояния обучающихся.
Методы исследования (методология оценки) состояния здоровьесберегающего пространства школы: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, собеседование.
Сформированность потребности в здоровом образе жизни
Критерии | Высокий уровень(1) | Средний уровень (2) | Низкий уровень (3) |
1.Правильность представлений о выполнении режима дня младшего школьника. | Знает о важности соблюдения режима дня. Четко соблюдает режим дня. | Знает о важности соблюдения режима. Режим дня соблюдает нерегулярно. | Не считает важным придерживаться режима дня. Не выполняет режим дня. |
2.Правильность представлений о личной гигиене, гигиене быта. | Знает и соблюдает правила личной гигиены. | Знает правила личной гигиены. Соблюдает не всегда. | Мало осведомлен о важности соблюдения правил личной гигиены. |
3.Правильность представлений о гигиенических условиях обучения. | Знает и выполняет гигиенические условия обучения. | Знает и выполняет гигиенические условия обучения. Выполняет частично. | Не выполняет гигиенические условия обучения. |
4. Правильность представлений о здоровом питании. | Имеет представление о здоровом питании. | Не считает вредной еду всухомятку. | Не осведомлен на эту тему. |
5.Отношение к вредным привычкам. | Знает о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье. | Считает, что не все вредные привычки опасны. | Не осведомлен на эту тему. |
Мониторинг развития представлений о здоровом образе жизни (1, 2, 3, 4 класс)
Критерии представления о ЗОЖ | |||||||||||||||
I | II | III | IV | V | |||||||||||
2011-2012 | |||||||||||||||
2012-2013 | |||||||||||||||
2013 2014 | |||||||||||||||
2014-2015 | |||||||||||||||
уровни | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1 – высокий уровень
2 – средний уровень
З – низкий уровень
25
Средний балл по предметам
№п/п | Название предмета | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013 уч.г | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г |
1 | Математика | ||||
2 | Русский язык | ||||
3 | Литературное чтение |
Качество знаний и успеваемость (%)
предмет
| 2011-2012 уч.г. | 2012-2013 уч.г | 2013-2014 уч.г | 2014-2015 уч.г | ||||
Успев. | Кач. | Успев. | Кач. | Успев. | Кач. | Успев. | Кач. | |
Математика | ||||||||
Русский язык | ||||||||
Литературное чтение |
8. Материально-техническое обеспечение
1. Учебные пособия:
-натуральные пособия;
-наглядные пособия;
-измерительные приборы;
-спортивный инвентарь
2. Технические средства обучения:
-компьютер;
-проектор;
-интерактивная доска;
-набор ЦОР
26
9. Литература
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54 2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003. 3.Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008. 4. Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001-№12 с.3-6. 5. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010. 6. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/ 7. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
8. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001 9. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997 10. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002. 11. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 12.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998. 14. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с. 15. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009 16. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78. 17. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы/М.:ВАКО,2004-124с. 18..Коваленко В.И., Школа физкультминуток (1-11);Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников.- ВАКО,2007, /Мастерская учителя.
27
19.Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm 20. ЛатохинаЛ.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997 21. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743 22. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух.
Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. 23. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/ 24. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с. 25. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.. 26. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 27. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm 28. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm 29. Правила поведения в природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/ 30. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm 31. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998. 32. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997 33. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998. 34.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с. 35. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997 36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога
родителям. - М., 1996. 37. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан
37. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение.
28
10. Приложение
Анкета отношения к курению
УТВЕРЖДЕНИЯ | Полнос-тью согла-сен | Скорее не согла-сен | Затрудняя-юсь ответить | Скорее не согласен | Полностью не согласен | |
1 | Не курить – это круто | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Курение успокаивает нервы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Курение делает людей менее активными и менее энергичными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Курение – это напрасная трата денег | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Курение – это слишком дорогая привычка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Курение способствует похудению | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Курение – это интересное время препровождения | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Курение – это опасно для здоровья | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | В курении есть особый шик | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Курение – это напрасная трата времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Курить – это круто | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | Курение делает тебя более интересными | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | У курильщиков зубы становятся желтыми | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | Курение дает возможность собраться с мыслями | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | Курение – это приятные ощущения | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | От курильщиков плохо пахнет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17 | Курение – это для неудачников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18 | Курение позволяет людям чувствовать себя комфортно среди других людей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19 | Курение повышает собственную значимость в глазах других людей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | Курение ухудшает показатели в спорте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21 | Курить – это глупо | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
22 | Курение позволяет скоротать время ожидания | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | Курение повышает авторитет среди товарищей | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | Курение ухудшает внимание и память | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
25 | Курить – это неинтересно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
26 | Курение препятствует достижениям в жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
27 | Курение – это символ преуспевания в делах и жизни | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
28 | Курить – это модно и современно | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
29 | Мне нравится реклама курения | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
30 | Курить – это не для меня | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31 | Если родители не курят, то и мне незачем начинать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
32 | Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
33 | Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
34 | Если родители курят, то и мне стоит начать курить | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
35 | Я уже взрослый и могу попробовать курить | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
36 | От табака становишься зависимым и не свободным | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
37 | Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
38 | Лучше никогда не пробовать курить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
39 | Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
40 | Курить – это произвести впечатление на сверстников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
АНКЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
1.Что является для вас главным в жизни?
А) Взаимоотношения в семье
Б) Материальное благополучие
В) Здоровье
Г) Друзья
Д) Любовь
Е) УЧЕБА
Ж) Карьера
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
А) Хорошее
Б)Удовлетворительное
В) Плохое
Г) Затрудняюсь ответить
3.Ваше любимое занятие в свободное время?
А) Занимаюсь спортом
Б) Смотрю телевизор, видео
В) Гуляю по улице с друзьями
Г) Читаю книги
Д) Ничем не занимаюсь
4. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересует?
А) Физическая культура и спорт
Б) Рациональное питание
В) Курение
Г) Алкоголь
Д) Наркотики
Е) Другие темы (укажите какие)
32
5. Из каких источников Вы узнаете о проблемах связанных со ЗОЖ?
А) Из телевизионных передач
Б) Из книг, газет, журналов
В) От педагогов (на уроках, на воспитательных мероприятиях)
Г) От друзей
Д) Другие источники (какие)
6. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом?
А) Да, занимаюсь (укажите, чем именно)
Б) Нет, не занимаюсь
7. Что Вам необходимо для обучения навыкам ЗОЖ?
А) Наличие соответствующих знаний
Б) Наличие денежных средств
В) Соответствующая литература
Г) Желание
Д) Сила воли
Е) Другое (что именно)
11. Кто, по вашему мнению, должен осуществлять работу по ЗОЖ?
А) Врачи
Б) Педагоги
В) Тренеры
Г) Я сам(а)
Д) Другое
12. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить детям о вреде:
А) Курения
Б) Злоупотребления алкоголем
В) Потребления наркотиков
13. Как Вы думаете, что больше вредит здоровью?
А) Нарушение режима дня, отдыха
Б) Нарушение питания
В) Курение
Г) Малоподвижный образ жизни
Д) Не соблюдение личной гигиены
Е) Потребление алкоголя, наркотиков
14. В каких учреждениях Вы предпочли бы укреплять здоровье?
А) В поликлинике
Б) У целителей
В) В летнем лагере
Г) Нигде
Д) Самостоятельно
33
Подвижные игры:
Игра «Удочка»
Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м. с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места.
Игра «Кошки-мышки»
Игра Кошки-мышки: количество игроков может быть от 10 до 30. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих кошку и мышку. Остальные играющие становятся в круг, примерно на расстоянии одного шага друг от друга, и .берутся за руки, образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку.
При этом кошке разрешено прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Играющие стараются не пропустить кошку, но при этом запрещается сдвигать плечи. Если кошка наконец проберется в круг, играющие сразу открывают ворота и мышка выбегает из круга, а кошку они стараются из круга не выпускать. Если кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.
Игра «У кого мяч?»
Цель игры: постараться обмануть водящего, чтобы он не догадался, у кого из играющих мяч. Выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч. Встав ко всем спиной, он бросает мяч через голову. Тот, кто поймает мяч, прячет его за спину, и все остальные тоже прячут руки за спину, делая вид, что у них в руках мяч. Все хором кричат, «У кого мяч?», а водящий поворачивается к игрокам и пытается угадать, у кого же мяч на самом деле. Если водящий угадает, он бросает мяч снова. Если же он ошибется, то водящим становится тот, у кого мяч.
Игра «Классы»
Знакомая всем с детства подвижная игра. Нужно нарисовать"классы" на твердой поверхности на улице, или наклеить при помощи липкой ленты на полу дома, потом игрок бросает биту в нарисованный первый квадрат так, чтобы она не касаясь линий. Сначала бита кидается в первый «класс», затем
34
во второй и т. д. Как только она оказывается в нужном квадрате, игрок должен приблизиться к ней, скача на одной ноге по порядку через все «классы». Затем бита подбирается, игрок поворачивается кругом и возвращается назад, сохраняя равновесие и не наступая на линии. Игра длится до тех пор, пока игрок не наступит на линию или не потеряет равновесия; тогда наступает очередь другого игрока. Побеждает в игре "Классы" тот, кто первым проскачет от первого «класса» до восьмого.
Игра "Солнце и месяц"
Сзывайте на площадку для игры как можно больше мальчиков и девочек. Много игроков - игра веселее! Сперва надо назначить двух вожаков, лучше таких, которые повыше ростом: они будут изображать ворота. Выбранные должны отойти в сторонку и тихонько, чтобы другие их не услышали, сговориться, кто будет солнцем, кто месяцем. После этого солнце и месяц возвращаются на прежнее место. К их приходу все другие участники игры уже успели выстроиться вереницей. Первый упирается руками в бока, второй кладет руки ему на плечи, и все остальные кладут руки на плечи тому, кто стоит впереди него. Или так: играющие тоже становятся один за другим, потом берут друг друга за пояс или за рубашку сзади.
Солнце и месяц берутся за руки и высоко поднимают их: получаются "живые ворота". Затем вереница с какой-нибудь песенкой идет к воротам и проходит через них. Можно петь любую песенку, например такую:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего,
Меньшого,
Среднего,
Большого.
С этой песенкой вереница пройдет через ворота. Солнце и месяц пропустят всю вереницу, а последнего тихонько спросят:
-К кому хочешь, к солнцу или к месяцу?
Надо тихо ответить, к кому ты желаешь пойти. И тогда солнце или месяц скажет:
-Иди ко мне,
- и последний из вереницы станет сбоку от того, кого он выбрал. Так вереница проходит с песенкой через ворота и раз, и два, и три, и четыре… И с каждым разом она все уменьшается, а у солнца и месяца вырастают "хвосты" - у одного покороче, у другого подлиннее. Игроки стоят возле солнца и месяца или в ряд, или гуськом - один за другим. Наконец от длинной вереницы останется двое игроков, а потом один.
35
Солнце и месяц останавливают его и спрашивают, к кому он хочет идти. Этот последний игрок идет либо к солнцу, либо к месяцу, как пожелает.
После этого начинают считать: к кому перешло больше игроков - к солнцу или к месяцу. Если у солнца больше ребят, они все, вместе с солнце, дразнят месяцевых ребят:
-Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят!
Если у месяца больше ребят, то они дразнят:
- Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти. Месяц - ясный, ночью светит, к нему все идут!
И при этих словах приплясывают, прищелкивают пальцами. Если игра понравилась, можно повторить ее еще раз. Похожие игры есть у русских, латышских и удмуртских ребят.
Игра «Море волнуется»
Водящий говорит: "Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура, на месте замри!" Плавно передвигающиеся игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную позицию (необязательно связанную с морем). Водящий обходит статуи и, показывая на одну из них, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то фигура оживает и представляет какое-то действие. Закончив его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.
В другом варианте этой игры ведущий заказывает, кого нужно изобразить: "Фигура балерины (медвежонка, розы, дождя), на месте замри". Тогда он выбирает несколько фигур, по очереди дотрагивается до них - фигуры "отмирают", делают несколько движений. Затем ведущий определяет самое красивое, артистичное исполнение - этот игрок становится ведущим.
Игра «Построй шеренгу, круг, колонну»
Дети свободно ходят в разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ориентира (бугорок, пень, куст, дерево, большой отдельно расположенный камень).
Правила: строиться быстро, не толкаясь, находя свое место; соблюдать равнение в колонне и шеренге.
Усложнение: распределить детей на 3—4 подгруппы; побеждает та подгруппа, которая лучше выполнит построение по сигналу.
36
Игра «Гонка мячей»
Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.
Игра «Бой петухов»
Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 м. Капитаны посылают в круг по одному «петуху». «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается – получает очко для своей команды. Когда все «петухи» примут участие в игре, подсчитываются очки. Выигрывает команда, получившая больше очков.
Игра «Скатывание шаров»
Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5-10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше.
Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта или других сооружений из снега.
Игра «Залп по мишени»
В игре участвуют 3-4 команды (по 3 игрока в каждой). По числу команд надо приготовить мишени - квадратные кусочки фанеры размером примерно 25X25 см, укрепленные на подставках.
В начале игры мишени устанавливают в 6 шагах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу руководителя все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа какая-нибудь из мишеней перевернется, ее отставляют дальше на один шаг.
37
Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.
Игра «Осада снежной крепости»
Из снега строится крепость - стена высотой 1,2-1,5 м и длиной 4-5 м. По числу снайперов (их может быть 5-6) заготавливаются мишени - фанерные кружки диаметром 60-70 см, прибитые к палкам.
Играющие разбиваются на две равные команды: одна находится внутри крепости (за стеной), другая - в 8-10 м от нее на линии огня. Участникам игры, находящимся в крепости, вручают по одной мишени. По команде судьи все мишени поднимаются над крепостью на 3-4 минуты. Каждый снайпер старается за это время попасть снежком в мишень. В, случае попадания он громко объявляет: «Попал - раз, попал - два» и т. д. Судья следит за правильностью подсчетов. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, у которой окажется больше попаданий.
Игра «Угадай чей голосок»
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: "Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок?" Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Игра «Краски»
Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой".
Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке,
38
найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.
Игра «Земля, вода, воздух, ветер»
Игра актуализирует представления детей о природе, способствует расширению знаний, дает возможность детям убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, развивается внимание, актуализируется память. Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.
Размещение лучше всего организовать в форме круга. В игре можно использовать дополнительно: - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.
Продолжительность игры: 20-30 минут.
ХОД:
Игра имеет две интерпретации:
1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода», то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер», то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.
На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить .
В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.
2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка- выполнить то, или иное задание. Например, если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д.), если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.
Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.
39
Игра "Ручеек".
Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в
неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода - эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.
Игра «Успей занять место»
Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.
Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.
2. Примерные комплексы общеразвивающих упражнений
Комплекс № 1 (без предметов)
I.. И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза. II. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох; III. И. п. — ноги врозь, руки в стороны 1 — 2 — 3.— наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза. IV. И. п. — то же. 1— руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза. V. И. п. — о. с., 1 — присесть, руки на колени, выдох; 2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдох - 4 раза.
40
VI. И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки вверх, 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 4 раза.
VII. И/. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза. VIII. И. п. — о. с. 1 — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — наклон вперед, расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза
Комплекс № 2 (с гимнастической палкой)
I. И. п.— о. е., палка внизу. 1—2 — руки вверх, подняться на носки, потянуться и посмотреть на палку (вдох); 3—4 — и п (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. II. И. п.— стойка ноги врозь, палка горизонтально за спиной под локтями. 1 — поворот туловища вправо (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону, в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать. III. И. п.— о. е., палка внизу. 1 — 4—поднимая руки вперед, сесть на пол произвольным способом и выпрямить ноги, не касаясь палкой пола; 5—8 — встать без помощи рук в и. п. Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное. IV. И. п.— то же. 1 — наклон вперед, палку положить т пол (выдох); 2 — выпрямиться, руки вверх (вдох); 3—наклон вперед; взять палку (выдох); 4 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать. V. И. п.—о. е., палка горизонтально за спиной под локтями. 1 — выпад левой ногой в сторону с наклоном вправо (выдох); 2 — толчком возвратиться в и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. VI. И. п.— лежа на полу на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — сгибая левую ногу вперед, просунуть ее между рукой и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ногами); 3—4 — и. п. То же другой ногой. Повторить 4—6 раз поочередно каждой ногой в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержек. VII. И. п.— о. е., палка впереди. 1 —взмах правой ногой вперед, носком коснуться палки (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же левой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой поочередно в среднем темпе. Ноги не сгибать, туловище вперед не наклонять.
41
VIII. И. п.— стойка ноги врозь левой, руки на пояс, палка на полу между ногами. Прыжками менять положение ног. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.
Комплекс № 3 (с мешочком)
I. И. п.— о. е., мешочек на голове. Ходьба на месте, с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка. Выполнить 60—70 шагов. II. И. п.— стойка ноги врозь, мешочек внизу. 1—2 — руки вверх, подняться на носки, потянуться, посмотреть на мешочек (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 6— 8 раз в медленном темпе. Поднимаясь на носках, руки не сгибать и не терять равновесие. III. И. п.— о. е., руки на пояс, мешочек на голове. 1—2 — присесть на носках
(выдох); 3—4 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести. IV. И. п.— упор сидя сзади на полу, мешочек на ногах возле ступней. 1—2 — слегка сгибая ноги, поднять их над головой; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Пятками о пол не ударять. Дыхание произвольное, равномерное. V. И. п.— сидя на полу, руки в стороны, мешочек на олове. 1 — взмах правой ногой (выдох); 2 — и. п. (вдох); —4 — то же другой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Ноги не сгибать. Туловище держать вертикально и назад не отклонять. VI. И. п.— лежа на спине на полу, руки за головой, мешочек на коленях. 1—2 — согнуть ноги (выдох); 4 — и. п. (вдох). Повторить 6 — 8 раз в медленном темпе. Сгибая ноги, держать голени параллельно полу, руки и голову от пола не отрывать. VII. И. п.— о. е., мешочек внизу. 1—2 — шаг левой перед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); —4 — приставляя левую ногу, возвратиться в и. п. вдох); 5—6—шаг правой, взять мешочек (выдох); 7— и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать. VIII. И. п.— стойка ноги врозь правой, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте с мешочком на голове.
Комплекс № 4 (с флажками)
I.. И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперед; 4 — и. п. 4 раза.
42
II. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад правой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз. III. И. п.— ноги- врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.
IV. И. п.— о. с., руки с флажками вниз1 — присесть, руки вперед; 2-и. п. 6—8 раз. V. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. 1— поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз. VI. И. п.— о. с. 1 — шаг левой вперед, руки с флажками вперед-вверх, прогнуться; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз. VII. И. п.— ноги врозь, руки с флажками в стороны 1 — мах левой ногой вперед, руки с флажками вниз; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз. VIII. И. п. — о. с., руки с флажками внизу. 1 — левую руку в сторону; 2 — правую руку в сторону; 3 — левую руку вниз; 4 — правую руку вниз. 4—6 раз.
Комплекс № 5 (со скакалкой)
I. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. 1—2 — натянуть скакалку, руки вверх, потянуться, посмотреть на скакалку (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Руки не сгибать. II. И. п.— широкая стойка, сложенная вдвое скакалка низу. 1 —поднимая руки вперед—в стороны и натягивая скакалку, поворот туловища вправо (вдох); 2—и. п. выдох). То же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги е сгибать и с места не сдвигать. III. И. п.— стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты. 1—2 — пружинистые наклоны влево, разгибая левую руку вниз и сгибая правую руку а голову; 3—4 — пружинистые наклоны вправо, меняя положение рук. Повторить 4—5 раз в каждую сторону среднем темпе. Выполняя упражнение, скакалку натянуть, ноги не сгибать. Дыхание равномерное, без задержки. IV. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. —2 — поднимая руки вперед и натягивая скакалку, присесть на носках (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести, смотреть на скакалку.
43
V. И. п.— стойка ноги врозь на скакалке, руки согнуты, скакалка натянута. 1—2 — разводя руки в стороны, наклон вперед (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать, спину держать ровно, голову поднять, смотреть вперед.
VI. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. —4 — переступить через скакалку поочередно правой и левой ногой; 5—8 — то же в обратном направлении в. п. Повторить 4—5 раз в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержки. VII. И. п.— левая нога немного впереди на средине скакалки; руки согнуты, скакалка натянута. 1 —поднимая руки вверх, согнуть ногу; 2 — выпрямляя ногу вниз, оказывать сопротивление руками. То же другой ногой. Покорить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Сгибая югу, прижимать голень к бедру. Дыхание равномерное, без задержки. VIII. И. п.— о. е., скакалка сзади. Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку вперед. Скакалку вращать кистями. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.
44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...
Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Азбука здоровья".
ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья»...
Дополнительная образовательная программа "Наш выбор - здоровье"
ЗОЖ, валеологизация обучающихся в начальной школе...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...