Речь к презентации "Влияние сна..."
статья по зож (4 класс) на тему

Щетинина Людмила Валентиновна

Озвучивание презентации "Влияние сна..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ГАЛИЯ: Здравствуйте! Тема нашей работы «ВЛИЯНИЕ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»

 В мире столько всего интересного! Где взять время, чтобы и  домашнее задание выполнить, и в музыкальную школу сходить, и английским позаниматься, и книгу интересную почитать? А еще компьютер с играми и соцсетями! Чем же пожертвовать? И частенько мы отказываемся не от  своих занятий, а ото … сна.  На уроках окружающего мира, на классных часах наша учительница неоднократно  говорила, что спать нам необходимо 10-11 часов в день.

   Мы решили выяснить, так ли это и сколько часов сна для ученика 4 класса– норма? (Потому что нам показалось, что 11 часов – это уж перебор, мы ж не детсадовцы!)

Данная тема актуальна для нас, т. к. сон – это наше здоровье, а мы хотим расти здоровыми (и умными!)

ДАРИНА: Получается, что человек более 20 лет из 60 проводит во сне, а это 1/3 всей жизни!

   Мы пошли в библиотеку, взяли  книги, из которых узнали,  сколько же времени нам действительно необходимо спать.

Затем мы составили анкету для учеников нашего класса из 13 вопросов. С помощью анкеты мы хотели узнать не только время засыпания детей и время подъема, но и во сколько ужинают, чем занимаются перед сном, чувствуют ли усталость утром, в какие дни легко  встают. Было опрошено 25 учащихся 4В класса нашей школы. Ученики в течение недели заносили свои наблюдения в анкеты, затем мы проанализировали полученные данные.

ГАЛИЯ: На этом этапе нам все еще казалось, что 10-10,5 часов в день спать в нашем возрасте – перебор. Из книг и интернет-ресурсов мы узнали, что недосып вреден и опасен.

- Как вы думаете, чем опасно недосыпание?

-Все это так. Многие думают, что дети, не выспавшись, будут просто менее внимательны на уроках или, в крайнем случае, что-то не успеют. Но это еще не все.

- Как вы думаете, связаны ли межу собой такие понятия как ОЖИРЕНИЕ и НЕДОСЫП?

Исследования ученых свидетельствуют, что недосыпание школьников приводит к ожирению, повышают риск диабета, может повыситься давление. Как видим, последствия «невинного» несоблюдения режима гораздо серьезнее, чем может показаться.

   А если недосыпает подросток, вред еще больше: кризис подросткового возраста усугубляет подростковую нервность и нестабильность поведения. Баланс гормонов нарушается, иммунная система подростка ослабевает, и ребенок начинает болеть простудами и аллергиями на ровном месте.

  ДАРИНА:  В том, что сон нам необходим, мы и не сомневались. Однако вопрос о том, сколько нужно спать, вызывает споры не только между детьми и родителями, но и в научной среде.

Маленькие дети спят больше, пожилые люди  – меньше. Главное здесь – самочувствие: если человек встает после сна бодрым, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна.

   Мы выдвинули гипотезу, что правильно организованный и достаточный по времени сон улучшает здоровье и успеваемость учащихся младших классов.

ГАЛИЯ: Первобытный человек полагал, что во сне душа отделяется от тела, и, если она не успеет вернуться к моменту пробуждения, человек умирает. В Древней Греции богом сна считали Морфея, брата Смерти. У татар также существовало поверье, что душа во время сна покидает тело живого человека и странствует по миру. Всё, с чем она сталкивается, человек видит во сне. Поэтому раньше остерегались внезапно будить спящего, боясь, что душа не успеет вернуться в тело, и человек проснется больным (например, заикой) или умрёт.

Природу сна объяснил ученый Иван Петрович Павлов. Ученый пришел к выводу, что сон – это общее торможение. Сон наступает, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе. Сон восстанавливает умственные силы, создавая чувство бодрости, готовности работать.

   Известное утверждение, что «дети растут во сне» совершенно справедливо, потому что у детей и подростков во время глубокого сна происходит выработка гормонов роста

ДАРИНА:  При анализе анкет мы выяснили, что половина детей спят положенное время, треть ежедневно недосыпает 0,5-1 час, а 3 человека ежедневно недосыпают более часа.

   Самым «легким» днем для подъема оказалось воскресенье, самым «тяжелым» - понедельник.  

 Нас удивил тот факт, что 4 из 25 детей испытывают затруднения с пробуждением в воскресенье. Анализ их анкет показал, что эти дети в выходной позволяют себе спать до 10 часов утра, и даже до 12.40, т.е. спят дольше обычного на 3 и более часов. В итоге просыпаются вялыми, с плохим настроением. Еще К. Д. Ушинский так писал о вреде слишком длинного сна для человека: «Излишний сон делает человека вялым, маловпечатлительным, тупым, ленивым, увеличивает объем его тела…»

ГАЛИЯ: Спасибо электронному журналу, с его помощью очень легко было составлять графики.  Мы взяли из него количество дней, пропущенных учениками по болезни за 2 четверть (розовая ломаная линия), из анкет взяли данные, сколько часов ученики спят  (синяя ломаная линия). Хорошо прослеживается закономерность: кто меньше спит – тот больше болеет.

ДАРИНА:  Как же связаны между собой сон и успехи в учебе? Из того же электронного журнала мы взяли средний балл учеников за 2 четверть (розовая ломаная линия). И опять получилось, что те дети, которые больше спят, имеют лучшие отметки. Однако стоит отметить, что некоторые учащиеся имеют высокий средний балл и при этом мало спят (ученик № 14). Но, судя по предыдущему графику, этот ученик много болеет.

  ГАЛИЯ:   Из анкет и личных бесед мы узнали, что дети мало занимаются спортом, недостаточно бывают на свежем воздухе, часто поздно ужинают, редко проветривают комнату перед сном. Занятия учеников в последний час перед сном выглядят так (слайд №15)

   Спокойным занятиям перед сном отводят место лишь 4 человека из 25, большинство детей смотрят телевизор и играют в компьютер. Все это не способствует здоровому полноценному сну. 

   Наша гипотеза подтвердилась - правильно организованный и достаточный по времени сон улучшает здоровье и успеваемость учащихся.

ДАРИНА:  На основе полученных знаний, мы разработали   практические рекомендации по правильному режиму дня учащихся младших классов.

Чтобы сон был эффективным, нужно: 

  • перед сном не заниматься умственной и физической нагрузкой,   
  • за час до сна прогуляться;
  • ложиться и вставать в одно и то же время;
  • спать в хорошо проветренном помещении;
  • спать преимущественно на правом боку;
  • чтобы кровать  была с ровным и относительно жестким матрасом, подушка не должна быть жесткой и высокой;
  • спать без света  и постороннего шума;
  • не есть перед сном, не пить кофе.

ГАЛИЯ:  Тема сна обширна. Без него жизнь невозможна. Из книг мы узнали, что собаки, лишенные сна погибали через 10-12 суток. Стал  известен случай американского подростка, который попал в книгу рекордов Гиннесса - он не спал 264 часа (11 дней)! К концу эксперимента школьник практически не мог разговаривать и мыслить, страдал от мании преследования и галлюцинаций. Его поступок был расценен как опасный для жизни и здоровья, после чего подобные рекорды перестали регистрировать. Бессонница очень мучительна, а в Древнем Китае даже приговаривали к смертной казни путем лишения сна.

 ДАРИНА:    17 часов непрерывного бодрствования приводит к ухудшению производительности, аналогичному действию пол-промилле алкоголя в крови.  

Накопленный дефицит сна – медицинский термин, которым обозначают недосыпание в течение длительного периода. Медики сравнивают его по пагубному воздействию с курением, которое разрушает организм ребенка намного быстрее, чем взрослого. И если от курения и алкоголя взрослые нас ограждают, пора бы уже оградить и от недосыпания!

Высыпайтесь и будьте здоровы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...