обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.
методическая разработка по логопедии по теме

Чадова Олеся Александровна

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.

Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.
  • Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.
  • Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.
  • Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech._vidy_rechi._dlya_chego_nuzhna_rech..docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе


Воспитатель: Чадова Олеся Александровна.


Занятие 1.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.

Цель:  познакомить детей с речью, как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение – слушание, письмо – чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.
  2. Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.
  3. Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.
  4. Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.

Оборудование: игрушки:  мячик, юла, кукла, машинка; книга; презентация к занятию.

Ход занятия:

  1. Мобилизующий этап. Формулирование детьми темы и цели занятия.

На доске картинки, на которых изображены игрушки: мячик, кукла, юла, мишка, зайчик, машинка. Рядом на полочку выставляются игрушки: мячик, юла, кукла, машинка.

- назовите изображенные на картинках игрушки.

- чем эта группа игрушек отличается от группы игрушек, стоящих на полке?

- в чем их сходство?

- сейчас я буду вам задавать разные вопросы. Отвечать надо только на те из них, в которых спрашивается об игрушках, которые стояли на полке.

Кто играет с куклой?

Какого цвета мячик лежит рядом с ней?

У кого в руках мишка?

Где стоит машинка?

Кто кружит юлу?

Кто держит зайку?

- молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?

- чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью. В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на занятии, или какова тема нашего сегодняшнего занятия?

- у каждого занятия есть не только тема, но и цель. То и другое вы всегда будете формулировать сами. Я вам буду в этом помогать. При формулировании цели надо отталкиваться от темы. Учитывая тему, скажите, что мы должны сегодня узнать?

- речь бывает нескольких видов. Скажите, с чем мы должны в связи с этим познакомиться?

- наконец мы должны ответить на вопрос: для чего… продолжите мою мысль, ребята.

- итак, цель нашего занятия – узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?

  1. Изучение нового материала.

- учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?

- я уточню ваши высказывания. Речь – это способность говорить.

- когда вы отвечали на мои вопросы, то что вы делали?

- когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?

- каковы признаки устной речи?

- то, что произносится устно, может быть записано в тетради, в журнале, на доске, напечатано в газете, книге и потом прочитано. Как называется речь, которая написана?

- назовите признаки письменной речи.

  1. Физкультминутка.

Марионетка. Расслабить тело. Выполнять движения так, как будто воображаемые веревки тянут вверх по очереди различные части тела: голову, плечи, локти, кисти рук, грудную клетку, лопатки. Сначала выполнять движения вверх, затем расслабление вниз и т. д. упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

  1. Изучение нового материала (продолжение).

- на какой вопрос мы еще должны с вами ответить?

- чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами составим радиопередачу «Новости лета». Кто хочет рассказать, где и как он провел лето?

- какой речью мы пользовались в нашей радиопередаче?

- что она вам помогла узнать?

- иначе говоря, устная речь помогла вам получить информацию о жизни ребят летом.

- а сейчас я прочитаю вам отрывок из книги.

- какой речью я пользовалась?

- какие знания вы получили, когда я читала?

- ответьте на вопрос: для чего нужна устная и письменная речь? (устная и письменная речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.)

- чему надо научиться, чтобы пользоваться устной и письменной речью?

- наше занятие подходит к концу. Подведем его итог.

  1. Итог занятия.

- скажите, что вы узнали сегодня на занятии? Расскажите в порядке наших рассуждений.

  1. Рефлексия.

Выберете героя, который отражает ваше настроение после занятия.

Используемая литература:

  1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
  2. Коррекционная работа на фонетическом уровне (папка).
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва, 2007.
  4. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. Пермь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте и развитие речи

В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. Учебник «Русская  азбука» для 1 класса  начальной школы. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.  Москва, Просвеще...

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Урок по русскому языку "Для чего нужна речь"

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...