обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.
методическая разработка по логопедии по теме
Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.
Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.
- Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.
- Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.
- Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech._vidy_rechi._dlya_chego_nuzhna_rech..docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Воспитатель: Чадова Олеся Александровна.
Занятие 1.
Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.
Цель: познакомить детей с речью, как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение – слушание, письмо – чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.
- Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.
- Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.
- Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.
Оборудование: игрушки: мячик, юла, кукла, машинка; книга; презентация к занятию.
Ход занятия:
- Мобилизующий этап. Формулирование детьми темы и цели занятия.
На доске картинки, на которых изображены игрушки: мячик, кукла, юла, мишка, зайчик, машинка. Рядом на полочку выставляются игрушки: мячик, юла, кукла, машинка.
- назовите изображенные на картинках игрушки.
- чем эта группа игрушек отличается от группы игрушек, стоящих на полке?
- в чем их сходство?
- сейчас я буду вам задавать разные вопросы. Отвечать надо только на те из них, в которых спрашивается об игрушках, которые стояли на полке.
Кто играет с куклой?
Какого цвета мячик лежит рядом с ней?
У кого в руках мишка?
Где стоит машинка?
Кто кружит юлу?
Кто держит зайку?
- молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?
- чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью. В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на занятии, или какова тема нашего сегодняшнего занятия?
- у каждого занятия есть не только тема, но и цель. То и другое вы всегда будете формулировать сами. Я вам буду в этом помогать. При формулировании цели надо отталкиваться от темы. Учитывая тему, скажите, что мы должны сегодня узнать?
- речь бывает нескольких видов. Скажите, с чем мы должны в связи с этим познакомиться?
- наконец мы должны ответить на вопрос: для чего… продолжите мою мысль, ребята.
- итак, цель нашего занятия – узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?
- Изучение нового материала.
- учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?
- я уточню ваши высказывания. Речь – это способность говорить.
- когда вы отвечали на мои вопросы, то что вы делали?
- когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?
- каковы признаки устной речи?
- то, что произносится устно, может быть записано в тетради, в журнале, на доске, напечатано в газете, книге и потом прочитано. Как называется речь, которая написана?
- назовите признаки письменной речи.
- Физкультминутка.
Марионетка. Расслабить тело. Выполнять движения так, как будто воображаемые веревки тянут вверх по очереди различные части тела: голову, плечи, локти, кисти рук, грудную клетку, лопатки. Сначала выполнять движения вверх, затем расслабление вниз и т. д. упражнение выполнять 15 – 20 секунд.
- Изучение нового материала (продолжение).
- на какой вопрос мы еще должны с вами ответить?
- чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами составим радиопередачу «Новости лета». Кто хочет рассказать, где и как он провел лето?
- какой речью мы пользовались в нашей радиопередаче?
- что она вам помогла узнать?
- иначе говоря, устная речь помогла вам получить информацию о жизни ребят летом.
- а сейчас я прочитаю вам отрывок из книги.
- какой речью я пользовалась?
- какие знания вы получили, когда я читала?
- ответьте на вопрос: для чего нужна устная и письменная речь? (устная и письменная речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.)
- чему надо научиться, чтобы пользоваться устной и письменной речью?
- наше занятие подходит к концу. Подведем его итог.
- Итог занятия.
- скажите, что вы узнали сегодня на занятии? Расскажите в порядке наших рассуждений.
- Рефлексия.
Выберете героя, который отражает ваше настроение после занятия.
Используемая литература:
- Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне (папка).
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва, 2007.
- Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. Пермь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте и развитие речи
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. Учебник «Русская азбука» для 1 класса начальной школы. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва, Просвеще...
Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.
Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Урок по русскому языку "Для чего нужна речь"
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе...
Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».
Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...