Рабочая программа по внеурочной деятельности "Непоседы" спортивно-оздоровительной направленности
рабочая программа по зож по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика кружка
Кружок «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_kruzhka.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика кружка
Кружок «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих учащихся наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой . Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В факультативный курс «Непоседы» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, хороводные игры, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Дети знакомятся с правилами спортивных и настольных игр. Все эти игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.
С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Кондалы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Достань кольцо» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Медведи и пчелы», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.
По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям
Кружок «Непоседы» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса
являются:
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||||
1. | Вводное занятие . Инструктаж по ТБ. | Вас приглашают «Непоседы». Какие бывают игры. Общие подвижные символические игры. « Два Мороза», « Вороны и воробьи». « Самолет», « Холодно-горячо» | 1 | |||
Простые и усложненные игры-догонялки : игра« Зайцы в огороде», татарская народная игра« Серый волк», игра « Баба-Яга», игра « Бездомный заяц» | 1 | |||||
2. | Подвижные игры | Правила игры. Обязательны ли они для всех? Русская народная игра « Гуси- лебеди». Русская народная игра «Краски». Русская народная игра « У медведя во бору» | 1
| |||
Считалки. Игра « Пустое место» Эстонская игра « Сторож»» Русская народная игра « Салки» | 1 | |||||
Игра « Мы- веселые ребята» Игра « Невод» Игра « Скворечники» | 1 | |||||
3. | Спортивные игры | ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА В СОЧИ . Соревнования с элементами олимпийских игр. | 1 | |||
Когда появились олимпийские игры. «Весёлые старты» | 1 | |||||
Мини-футбол | 1 | |||||
4. | Интеллектуальные игры | Развлекательная игра «Звёздный час» | 1 | |||
Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?» | 1 | |||||
КВН по литературе « Знаю ли я сказки?» | 1 | |||||
Игра « Поле чудес»
| 1 | |||||
5. | Настольные игры | Настольные игры. Игра в шашки. | 1 | |||
Игра в лото. Игра в детское домино. | 1 | |||||
Составление пазлов. | 1 | |||||
6. | Зимние игры на детской площадке | Взятие снежной крепости Игра « Дай руку» | 1 | |||
Конкурс снежных фигур | 1 | |||||
Игра « Белые медведи» Игра « Шишки, желуди, орехи» Игра « Жмурки» | 1 | |||||
Эстафеты на лыжах и санках. | 1 | |||||
7 | Игры с сопротивлением и борьбой. | Игра « Коршун и наседка», Игра « Поймай последнего», «Хромой журавль» | 1 | |||
8. | Народные игры. | Что такое народная игра? Русская народная игра « Пятнашки». Башкирская народная игра « Бычок» Башкирская игра « Липкие пенёчки» | 1 | |||
Русская народная игра « Кошки-мышки» Русская народная игра « Слепой козел» | 1 | |||||
9. | Игры на развитие психических процессов. | Игра на развитие внимания . « Запрещенное движение», « Приз» , « Тихо-громко» | 1 | |||
Игра на развитие мышления « Угадай, кто я?», « Сторож» | 1 | |||||
Игры на развитие памяти. Игры « Что изменилось?», « Повтори за мной» | 1 | |||||
Игры на развитие скорости реакции. Игра « Утки-охотники». | 1 | |||||
10. | Игры-эстафеты. | Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий. Эстафета « Гусеница» | 1 | |||
11. | Хороводные игры. | Игра « Жених и невеста» Игра « Ручеек» | 1 | |||
Игра « Бубен» Игра « Золотые ворота» | 1 | |||||
12. | Командные игры. | Игра « Кондалы» Игра « Кто быстрее?» | 1 | |||
Игра « Третий лишний» Игра « Тачка» Игра « Медведи и пчелы» | 1 | |||||
13. | Игры с использованием различных предметов . | Игра « Двенадцать палочек», Игра « Достань камешек» | 1 | |||
14. | Игры на площадке в теплое время года. | Игра « Казаки-разбойники» Игра « Дедушка-рожок» | 1 | |||
15. | Итоговое занятие | Сильные, смелые, ловкие.. | 1 |
Литература
1 И.М.. Коротков Подвижные игры детей. Москва. «Советская Россия» 1987 г.
2. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1 – 3 классы) Москва. «Просвещение» 1982.
3. А.В. Кенеман Детские подвижные игры. Москва «Просвещение» 1988
4.В. И. Лях. А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2006
5. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1-3 классы) Москва «Просвещение» 1982г.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей М. 1986г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...