Рабочая программа по внеурочной деятельности "Непоседы" спортивно-оздоровительной направленности
рабочая программа по зож по теме

Евстифеева Ирина Анатольевна

                                                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Общая характеристика кружка

 

Кружок «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное  развитие личности.    

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)

            Образовательный процесс в современной школе постоянно услож­няется, и это требует от учащихся значительного умственного и нерв­но-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предпо­лагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состоя­ние центральной нервной системы и функций организма, определен­ный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режи­мом и новыми условиями жизнедеятельности.

            Однако невысокий уровень здоровья и общего физического разви­тия многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проб­лему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_kruzhka.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Общая характеристика кружка

Кружок «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное  развитие личности.        

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)

            Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

            Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих учащихся наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность  образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

         Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой .                                                                                                              Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.                

     Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии.    Игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

     Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В факультативный курс «Непоседы» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие,  хороводные  игры, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Дети  знакомятся с правилами спортивных и настольных игр.  Все эти игры  помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.

    Игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

    Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию.  Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.  Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.

     С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

    С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

    Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Кондалы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Достань кольцо» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

     Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Медведи и пчелы», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

     По содержанию все  игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям

        Кружок  «Непоседы» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

        Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса

являются:

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

 


                                                           Календарно-тематическое планирование

Название раздела

Тема

Количество

часов

Дата проведения

Примечания

план

факт

1.

Вводное занятие . Инструктаж по ТБ.

Вас приглашают  «Непоседы».

Какие бывают игры. Общие подвижные символические игры.     « Два Мороза», « Вороны и воробьи».                                  

« Самолет», « Холодно-горячо»

1

Простые и усложненные игры-догонялки :                                              игра« Зайцы в огороде»,                                                               татарская народная игра« Серый волк»,                                      игра « Баба-Яга»,

игра « Бездомный заяц»

1

2.

Подвижные игры

Правила игры. Обязательны ли они для всех?                            Русская народная игра « Гуси- лебеди».

Русская народная игра «Краски».

 Русская народная игра  « У медведя во бору»

1

 

 Считалки.

Игра « Пустое место»

Эстонская игра « Сторож»»

Русская народная игра « Салки»

1

Игра « Мы- веселые ребята»

Игра « Невод»

Игра « Скворечники»

1

3.

Спортивные игры

ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА В СОЧИ .

Соревнования  с элементами олимпийских игр.

      1

Когда появились олимпийские игры.

«Весёлые старты»

      1

              Мини-футбол

1

4.

Интеллектуальные игры

Развлекательная игра «Звёздный час»

1

Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?»

1

КВН по литературе « Знаю ли я

сказки?»

1

Игра « Поле чудес»

 

1

5.

Настольные игры

Настольные игры. Игра в шашки.

1

Игра в лото.

Игра в детское домино.

1

Составление пазлов.

1

6.

Зимние игры на детской площадке

Взятие снежной крепости

Игра « Дай руку»

1

Конкурс снежных фигур

1

Игра « Белые медведи»

Игра « Шишки, желуди, орехи»

Игра « Жмурки»

1

Эстафеты на лыжах и санках.

1

7

Игры с сопротивлением и борьбой.

Игра « Коршун и наседка»,

Игра « Поймай последнего», «Хромой журавль»

1

8.

Народные игры.

Что такое народная игра?                                                              Русская народная игра   « Пятнашки».

Башкирская народная игра  « Бычок»

Башкирская игра « Липкие пенёчки»

1

   Русская народная игра   « Кошки-мышки»

Русская народная игра « Слепой козел»

1

9.

Игры на развитие психических процессов.

Игра на развитие внимания . « Запрещенное движение»,                   « Приз» , « Тихо-громко»              

1

  Игра на развитие мышления  « Угадай, кто я?»,        « Сторож»

1

Игры на развитие памяти. Игры « Что изменилось?», « Повтори за мной»

1

Игры на развитие скорости реакции. Игра « Утки-охотники».

1

10.

Игры-эстафеты.

Эстафеты с бегом и прыжками.                                                 Эстафеты с преодолением препятствий.

Эстафета « Гусеница»

1

11.

Хороводные игры.

Игра « Жених и невеста»                                                            Игра « Ручеек»                                                                                

1

 Игра « Бубен»

Игра « Золотые ворота»

1

12.

Командные игры.

Игра « Кондалы»

Игра « Кто быстрее?»

1

Игра « Третий лишний»

Игра « Тачка»

Игра « Медведи и пчелы»

1

13.

Игры с использованием различных предметов .

Игра « Двенадцать палочек»,

Игра « Достань камешек»

1

14.

Игры на площадке в теплое время года.

Игра « Казаки-разбойники»

Игра « Дедушка-рожок»

1

15.

Итоговое занятие

Сильные, смелые, ловкие..

         1

           

                                         Литература

1 И.М.. Коротков Подвижные игры детей. Москва. «Советская Россия» 1987 г.

2. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1 – 3 классы) Москва. «Просвещение» 1982.

3. А.В. Кенеман Детские подвижные игры. Москва  «Просвещение» 1988

4.В. И. Лях. А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2006

5. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1-3 классы) Москва «Просвещение» 1982г.

6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей М. 1986г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4  классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...