Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов
статья по теме
Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше время- время засилья иностранных слов, фильмов, песен, книг, игрушек мы теряем свою культуру, свои традиции, свои нравственные устои...
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ
МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ
ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Н.В.Волхонская
(ГБОУ школа-интернат №115 г.о.Самара)
Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше время- время засилья иностранных слов, фильмов, песен, книг, игрушек мы теряем свою культуру, свои традиции, свои нравственные устои. Не знают наши дети, как надо относиться к природе и чем можно ей помочь, неверно понимают смысл слова « дружба», не знают истории своего города, своей страны, не имеют понятия о людях, отстоявших ее в годы Великой Отечественной войны, отдавших за Родину жизнь.
Детей учу не только наблюдать, сопереживать, но и делиться своими впечатлениями. Если пройтись по страницам «Русской азбуки» В.Г.Горецкого, то буквально с первой страницы «Русская азбука» приобщает детей к истокам национальной культуры. Это осуществляется через подбор яркого языкового и иллюстративного материала. Первые страницы «Азбуки» знакомят школьников с особенностями старославянского алфавита. Интересное художественное решение каждой буквы иллюстратором С.Р. Ковалевым, который не только в форме буквы, но и в цветовом сочетании отразил русский национальный колорит. Красочные иллюстрации панорамного плана знакомят учащихся с традициями русского народа, его славной истории, символикой, бытом. Все это позволяет усилить нравственно – воспитательное воздействие на эмоциональную сферу младших школьников.
Например, на уроках обучения грамоте при изучении темы «Звуки (н), (н), буквы Н (эн) решаются такие задачи: научить выделять звуки из слов, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами, познакомить с элементами народного эпоса (т.е. с былинами). Обращаем внимание на старинное начертание буквы в «Азбуке» (с.45), открываем азбуку на с. 210. Находим эту букву в алфавите, чтобы лучше запомнить имя буквы прочитаем с доски предложение:
Наш Добрыня добр и смел
Подарил нам букву «эн».
(Почему у богатыря такое имя?- Добрыня? Что оно означает? Добрыня – добрый. Какие слова в этом предложении родственники? Какие еще слова – родственники есть у этих слов? Добрыня – добрый, доброта, добродушный, добро, доброжелатель, добряк, добренький).
Или приведу еще один фрагмент урока, раскрывающий особенности работы по «Азбуке» над материалом исторического характера по теме «Звуки (п), (п) и буквы П. Мы в роли путешественников – первооткрывателей отправляемся в путь. Впереди у нас новые открытия. Отправляемся в путешествие на корабле паруснике. Читающий ученик декламирует стихи А.С.Пушкина.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Наша пристань – славный старинный город – порт Петербург. (И беседа по вопросам – показ фотографий, рисунков. Как сейчас называется этот город? Работа по иллюстрациям на с. 82-83. Кого вы видите? (Царь Петр, его называют Великий) и не только за рост, а за его великие дела для России.
-Кого встречает царь Петр? (Царь пригласил иностранцев для строительства российского военного флота. Он сам учится сложному корабельному делу за границей. А потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоевонном побережье Балтийского моря Петр заложил город – крепость. Далее идет беседа по вопросам:
- Как одет Петр? Чем он занят? Что у него в руке? (Царь Петр умел работать пилой и топором. Про него можно сказать; Петр первый – плотник, С каких звуков начинаются слова в этом предложении? И вновь на с.210 обращаемся к старославянскому алфавиту).
А теперь вспоминаем слова, которые начинаются со звука П. Павел, петух, просо, папа).
И сейчас мы идем в наш школьный музей «Память», Что мы видим с левой стороны? Бессмертный полк. Вы видите фотографии учителей и рядом их родных погибших в годы Великой отечественной войны. Я хочу рассказать про своего папу и дедушку, то есть папиного папу. Показ презентации.
А при изучении звука (с), (с) и буквы С (эс) - Самара.
Анализируя языковой материал «Русской азбуки» следует отметить особое внимание авторов к такому пласту русского языка, как фразеология. Чтение, осознание смысла пословиц показывает детям красоту родного языка, наблюдательность, мудрость простого народа. Вот некоторые из них «Азбука – к мудрости ступенька», «Каков разум – таковы и речи», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (с.24), «Каков мастер такова и работа» (с.52). Страницы «Русской азбуки» приобщают учащихся к миру прекрасного, показывают насколько богата наша земля талантливыми людьми – самородками, которые до сих пор восхищают и удивляют своим мастерством: Левша, Кулибин и др. Иван Кулибин прославил Россию на весь мир. Имена многих изобретателей забыты, но память об их мастерстве сохранилась в образе русского Левши, сумевшего подковать блоху.
Наша самарская земля тоже славится народными умельцами. Расспросите о них у своих родных. Это домашнее задание. Тема трудолюбия, мастерства русского народа прослеживается при работе со многими страницами «Азбуки». Например, страницы 16-17 знакомят с бытом и трудом сельского жителя, с.87 – профессией повара, с.175 – кузнеца и др. Таким образом, работая по «Русской азбуке» мы не только учим читать, но и воспитываем, формируем в маленьком человеке чувства гражданского достоинства и гордости за свою отчизну.
При закреплении материала буквы «Е» (с.79), читаем текст «Река» (с.112) и обязательно говорим о нашей красавице-реке Волге.
При знакомстве с буквой «М» как не отметить самый главный город нашей страны. Это Москва и, конечно, показать красоту, мощь столицы, чтобы у каждого ученика возникло чувство гордости за свою страну, столицу, нельзя не отметить, что Москва – мать городов Русских, и у нас у каждого есть самый дорогой и близкий человек – это мама, обязательно обратить внимание ребят на то, как много мамы делают для детей и как они их любят, поэтому и дети должны уважать, жалеть, любить своих мам, свою Родину, свой город, свою столицу, ведь родина – мать, умей за нею постоять.
При изучении буквы «Я» с.115 Россия – Родина моя. И надо так урок провести, чтобы дети твердо усвоили «Моя Земля, моя страна Россия». Даже при закреплении материала с.119 чтение рассказа «Сад» мы посадим у дома сад. Будут у нас сливы и яблони. Красота! Будут рады все и мама, и папа, и т д. даю детям задание нарисовать дом, в котором вы хотели бы жить.
На с.141 буква «Ш» - осень, показать красоту леса. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.
На с.213 «Наше отечество – матушка Россия». Отечеством мы зовем россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в неймы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Надо обязательно довести до детей слова К.Ушинского «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».
А уроки «Ознакомление с окружающим миром». Например, тема «Земля – общий дом для всех людей». При изучении данной темы, конечно, надо показать красоту нашей планеты, почему она называется голубой (много морей, рек и океанов). Показать на карте и глобусе нашу планету и страну, в которой мы живем – Россию. Обязательно отметить, что на планете много живет людей и хватает места людям с разным цветом кожи, всему живому.
Говорить о гражданско–патриотическом воспитании можно долго и много, самое главное с первых дней учебы не только давать знания детям, но и использовать каждую минуту, миг (на уроках, переменах, внеклассных занятиях), чтобы в их душах посеять зерно доброго, вечного, лучшего и оно бы проросло в огромное поле любви к своему краю, своему дому, к своим родным, к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в православной гимназии.
Выступление на Рождественских чтениях....
Гражданско-патриотическое воспитание школьника
Представлен опыт работы по данной теме...
гражданско-патриотическое воспитание школьников
В статье содержится информация из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников....
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Доклад: "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время".
Данный материал раскрывает важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время. Здесь отражаются основные направления, которыми может руководствоваться учитель при ...
Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников
О важности гражданского и патриотического воспитания в начальной школе...