Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
методическая разработка на тему
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Какие использую методы музейной педагогики , чтобы посеять первые зёрнышки для воспитания юного гражданина страны, уважающего свою Родину, народ, историю, активного, неравнодушного человека, патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_patriotizma_u_mladshih_shkolnikov.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ патриотизма у младших школьников
средствами музейной педагогики.
Автор: учитель МОУ СОШ №10 города Серпухова
Тишина Галина Константиновна
Слайд 2. «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать-воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам». Д.С. Лихачёв
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Какие использую методы музейной педагогики , чтобы посеять первые зёрнышки для воспитания юного гражданина страны, уважающего свою Родину, народ, историю, активного, неравнодушного человека, патриота.
Слайд 3. Во всех УМК начальной школы, разработанных на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения, выстроено образовательное пространство, содержание которого формирует понятия «Родина», «история», «исторические ценности», «патриот», «гражданин».
Основными направлениями изучения основ истории в начальных классах являются 4 раздела:
история предметов быта, фольклора;
история семьи;
история Родного края;
история страны.
Слайд 4. Начинаю с 1 класса приобщать детей к предметам истории. Цель работы состоит в том, чтобы познакомить школьников с предметным миром их предков. У младших школьников познание мира осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от предметов, которые его окружают или от вещей, которые он видит впервые в жизни. Я стараюсь приносить на «исторические» уроки предметы старины и даю возможность использовать эти вещи по назначению.
Слайд 5.Уже в Азбуке есть иллюстрации и тексты, рассказывающие о жизни людей в старину, например « Как рубашка в поле выросла?», на этом уроке показываю растение лён, льняную ткань, косоворотку, демонстрирую учебный фильм « Лён-ленок», где показано как в старые времена выращивали лён.
Слайд 6. На уроке окружающего мира в 1 классе дети знакомятся с темой «Школа в прошлом», на который я приношу различные письменные принадлежности: чернильницу, перьевые ручки, счёты, старые тетради, фотографии. У каждого ребёнка возникает желание посчитать на счётах, написать знакомые буквы перьевой ручкой, и я предоставляю им такую возможность .А что делать с многослойной тканевой подушечкой никто не мог понять. Этот предмет у ребят вызвал затруднение в определении: «Учебная ли это принадлежность?». Только после того, как я сказала , что это перочистка , они поняли её предназначение. В конце урока дети сделали вывод, что ученикам прошлого века труднее было писать красиво и аккуратно.
Очень было отрадно , что на следующий урок одна из первоклассниц с гордостью демонстрировала тетради и ведомость об успеваемости своей бабушки, которые хранятся в семейном архиве.
Слайд 7. На уроках технологии часто идёт разговор о предметах быта. Рассказывая о значении русской печки в жизни людей, показываю ребятам кочергу, чугунки, ухваты и чапельник, глиняную посуду, посуду из бересты, деревянные ложки. Всё им интересно, с любопытством спрашивают: «Почему чугунки без ручек?».«Как достать из печки горячий чугунок?». «Зачем несколько ухватов?» Идёт диалог, одни задают вопросы, а другие пытаются ответить. Путём проб и ошибок рождается истина. Дети анализируют, выдвигают предположения, гипотезы, находятся аргументы, доказывающие или опровергающие её, рассуждают, высказывают свою точку зрения. Больше всего нравится практическая работа: с умилением ощупывают чугунки, пытаются поработать ухватом, но удержать и перенести тяжёлый хотя и пустой чугунок не каждый из детей смог.
Слайд 8.Показываю различные утюги, прялку, веретено, гребень для расчёсывания льна, пяльцы, когда изучается тема:«Старинная женская работа»
Чтобы расширить представление о быте, традициях наших предков мы бываем на тематических экскурсиях в Выставочном зале по теме «Русская изба» и принимаем участие в мастер-классах.
Слайд 9. А в 4 классе состоялась экскурсия в Этномире, здесь дети погрузились в атмосферу старой русской деревни. Экскурсовод разрешил полежать на печке, покачать люльку, рассмотреть наряды в сундуке, посидеть за большим столом. Дети узнали много нового о русском укладе жизни. Ребята с огромным желанием и интересом приняли участие в изготовлении русской игрушки.
Слайд 10. Итогом работы стал проект «Палитра русского быта». Мои четвероклассники в русских народных костюмах с песнями и прибаутками встречали учеников 2 класса, играли, проводили конкурсы, пилили брёвна, забивали гвозди, угощали пирогами, инсценировали русскую народную сказку. Дети не только передали свои знания младшим, они зажгли искорку познаний, любознательности, интереса к русским традициям.
Слайд 11.В 3 классе дети посетили экспозицию «Щит предков» в филиале Историко-Художественного музея на улице Калужской, где знакомились с героическим прошлым предков, примеряли кольчуги и шлемы, рассматривали луки и стрелы, размахивали мечами. Мальчики, увлечённые походом, решили расширить свои познания. Воеводин Д. занялся исследованием русских былин и создал проект «Оружие русских богатырей»,
Слайд 12.Зотов В. работал над проектом по истории создания катапульты «Оружие предков» .Он доказывал, что катапульту можно считать прадедушкой танков, т.к. это большая мощная боевая машина, это передвижное дальнобойное оружие (300-600 м).Он своими руками смастерил эту машину, а главным помощником и консультантом был дедушка.
Слайд 13. Ребятами (Моргачёвой П. и Воеводиным Д.) были созданы лингвистические проекты по теме «Почему так говорят?» на основе фразеологических оборотов.(Бить баклуши. Как с гуся вода), в которых ученики, подчеркивали особенность и самобытность русского языка.
Слайд 14. Эти маленькие, незначительные предметы и проекты помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, сформировать мнение о русских людях как о тружениках, умельцах, созидателях, героях.
Слайд 15. Гражданская позиция формируется в результате познания того, что ближе всего ребёнку и вызывает особое, эмоциональное отношение, то есть, с изучения своей родословной.
Составляя древо семьи, дети серьёзно и заинтересованно слушают воспоминания бабушек, дедушек, проникаются чувством уважения, гордости, значимости и любви к старшим. Многие дети впервые узнают имена и отчества родственников, места их работы, их увлечения и достижения. Фотографии, награды, вырезки из газет, письма связанные с историей семьи, отражают исторические события в стране и становятся реликвией.
Слайд 16. С гордостью и любовью создан проект « Моя бабушка» Семиной К. Она рассказала об октябрятах, о делах пионеров, кто такие комсомольцы. Одноклассники узнали, что известная многим Любовь Павловна была отличницей, спортсменкой, активисткой и это ей помогает учить детей музыки.
Слайд 17. Башанов В. в проекте «Мой прадед» описал тяжёлое детство детей-войны, с гордостью показал Медаль за освоение целины, рассказал о том, что дед и сейчас активно помогает в строительстве церкви в деревне Новинки.
Слайд 18.Зотов В рассказал о трудовых достижениях своего прадеда в проекте «Мой прадедушка».
Слайд 19. Фоменко В. пригласил в класс и рассказал о боевом пути своего прадеда -участника Великой Отечественной Войны. Главное, что подчеркнули дети, что представители старшего поколения до сих пор ведут активный образ жизни, у них есть любимое дело, семья, Родина.
Слайд 20. Узнавая историю своей семьи, маленький следопыт знакомится с историей своей страны, в результате чего происходит личностное переживание истории, что способствует формированию исторического сознания.
Слайд 21. Одним из важных компонентов воспитания патриотизма является изучение истории родного края. Ещё К.Д.Ушинский в своих рекомендациях видное место отводил изучению младшими школьниками родного края, объясняя это близостью и доступностью материала.
Слайд 22 . Серпухов-город древний. Здесь каждый дом, здание, улица -свидетели истории. Это благодатный материал для изучения и исследования. В прошлом году ребята заинтересовались историей микрорайона, в котором они живут. Начался сбор материала. Ребята разделились на группы: одни искали материал в библиотеках, другие послали запрос в музей, третьи организовывали встречи с старожилами микрорайона имени Ногина, многочисленная группа фотографов изучали достопримечательности посёлка, группа статистов просчитывали количество медицинских, образовательных учреждений, предприятия, спортивные сооружения…
Мы представили проект « Вчера, сегодня, завтра микрорайона имени Ногина». Важный вывод сделали дети, когда закончили эту работу, что благосостояние и благополучие посёлка зависит от его жителей, и что будущее нашего микрорайона –это они- сегодняшние дети.
Я думаю, что слова эти были искренние, дети по-другому взглянули на микрорайон, увидели его проблемы. Очень благодарна родителям, которые предоставили возможность детям почувствовать свою значимость. Родители вместе с детьми сажали деревья около школы.
Слайд 23. Ещё один коллективный проект «Букварь юного серпуховича». В Букваре представлены достопримечательности города Серпухова с небольшими текстами, рассчитанных на младших школьников, кроссворды, викторины, ребусы, задания практического и поискового характера. Этот материал был собран детьми и родителями на протяжении 4 лет.
Алфавитная систематизация материала взята неслучайно, т.к. дети 7-9 лет воспринимают и отображают время с большими затруднениями. Они оперируют понятиями: давно, сейчас, в будущем.
Эта работа получила рецензию и издана как учебное пособие под редакцией Кандидата Педагогических наук Л.В. Соколовой
Слайд 24. Краеведческая работа имеют большое познавательное и воспитательное значение, убеждает учащихся в красоте, многообразии, богатстве родного края, в необходимости знать историю и традиции своего народа - это способствует формированию у учащихся нравственных качеств и патриотических чувств.
Слайд 25. Основные периоды в истории страны освещены на страницах учебника «Окружающий мир» 4 класс. Очень помогают наглядно представить то или иное событие учебные фильмы, хроника ВОВ, встречи с ветеранами, экскурсии. Мы побывали в Москве: на Красной площади, в Кремле, на Бородинской панораме, Калуге в Музее Космонавтики, Туле ( в Тульском Кремле, в Оружейной палате), знакомились с русскими традициями встречи Нового года в Мелихово, совершили поездку в Звёздный городок, где встречались с настоящим космонавтом.
Слайд 26. Дети с большим желанием принимают участие в исторических играх, посвященных знаменитым людям России. Они углубляют знания , расширяют представление о личности, о значимости в истории. Игра « Колесо истории» посвящена Петру I, проведена в 4 классе.
План игры.
1.Знакомство. 5. Ваше мнение.
2.Объяснялки. 6.Театр.
3.Путаница. 7.Когда так говорят.
4.Костюмы. 8.Кроссворд «Армия»
Слайд 27. Дети младшего школьного возраста- народ особый, характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного, эстетического, патриотического и трудового развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....
Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы
Воспитание у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим....
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...
Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"
В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей рабо...
«Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы»
Квалификационная работа....
Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики
Возникновение понятия "музейная педагогика", создание атмосмферы музея в классе в рамках проектов "Музей одного дня"....
Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности
В работе представлены основные образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....