Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Вопрос духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время
Вопрос духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
С.3 Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России. Воспитание Гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.
С.4 Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную и гражданско- патриотическую воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Наша страна – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Народу в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, к родной природе. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто, как не школа, должна заботиться о нравственном становлении личности? Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, патриотическая, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Воспитанием гармонично развитой и социально ответственной личности нельзя заниматься от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть системным, систематическим и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. В нашей школе сложилась комплексная система духовно-нравственного воспитания и обучения.
Для этого в школе разработана программа воспитания, в которой большое внимание уделяем духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Содержательный аспект системного подхода представлен в виде сквозной составляющей, интегрированной, помимо учебных предметов, во внеурочную деятельность: это НОУ, олимпиады, конференции, конкурсы, фестивали, проектная деятельность, праздники и др.
Большая роль отводится в школе воспитанию патриотизма. На базе школы функционирует паспортизированный Музей Боевой Славы, посвященный 160/89 гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии, который был открыт 9 мая 1966 года и стал первым школьным музеем г. Горького и Горьковской области, посвящённый Великой Отечественной войне. В день открытия музея во дворе школы был поставлен памятник погибшим воинам дивизии. На фасаде школы размещены мемориальные доски, посвященные первому директору школы, участнику Великой Отечественной войны Альберту Яковлевичу Копеловичу, выпускникам школы Роману Филиппову, погибшему на АПЛ «Комсомолец» и Никите Назарычеву, погибшему при исполнении воинского долга в районе г. Купянск Харьковской области (Украина).
Более подробно о работе музея расскажет учитель истории Васенина Светлана Сергеевна
С.5 Существуют различные методы и формы организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности.
Основными традициями нашей школы являются ключевые общешкольные дела:
- День знаний;
С.6 -Международный день учителя (концертная программа, День самоуправления);
- мероприятия, посвященные Международному дню матери: конкурс творческих работ «Моя мама» (плакаты, рисунки, эссе, фотоколлажи), концертная программа;
- школьный фестиваль новогодней песни «Новогодний серпантин»;
С.7- проводы зимы «Эх, Масленица, да широкая!»;
С.8 - День защитника Отечества;
- спортивная игра «Мальчишник»;
- смотр строя и песни «Во славу защитникам Отечества посвящается»;
С.9 - Международный женский день (концертная программа, посвящённая Международному женскому дню «Милая, добрая, нежная…»);
- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Вахта памяти, митинг);
- участие в акции «Овощной подарок ветерану»,
С.10 - участие в акциях «Бессмертный полк», «Вахта памяти» «Пост № 1»;
- фестиваль патриотической инсценированной песни;
- церемония еженедельного поднятия флага
- «Разговоры о Важном»
- праздник последнего звонка;
С.11 - итоговая линейка «Созвездие».
С. 12-14 Традиционными стали акции помощи приютам для животных «Сострадание»: организуется в школе сбор корма для животных, а потом обвозится эта гуманитарная помощь в приюты для животных.
С. 15- участие в акциях «Добрые крышечки»
С.16-17 – участие в акциях «Беги и бери».
В качестве форм патриотического воспитания учителя школы используют:
С. 18-22
- беседы на темы: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Чем дорога природа родного края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Не место красит человека, а человек место»;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами–интернационалистами;
- викторина на тему: «Слава тебе, победитель солдат!», «Знаешь ли ты свой город»;
- знакомство с символикой Российской Федерации при проведении внеклассных мероприятий;
- конкурс чтецов «Дети о войне»;
- Конкурсы рисунков «Мир глазами детей», «Мой Нижний Новгород», «Мы рисуем мир», «Пейзажи родного края» и т.д.;
- выставка фоторабот обучающихся «Лето – это маленькая жизнь», «В гостях у осени»; «Здравствуй, гостья Зима!», «Весна – красна!»
- организация и проведение школьных фестивалей «В гостях у сказки», «Битва хоров», фестиваль патриотической песни «Горжусь тобой моя Россия»;
- посещение музеев;
- праздники, посвященные памятным датам;
– участие в военно-спортивной игры «Зарница» и др.;
- классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и др.;
- коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»,
– экскурсии. Это и путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей); выезды в музеи; пешеходные прогулки по окрестностям; автобусные экскурсии.
- различные проекты.
Таким образом, в нашей школе по духовно-нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию учащихся ведется большая работа.
Духовно-нравственное и гражданско – патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Много различных форм и методов организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Мы расскажем об организации музейно-выставочной деятельности.
- Слово предоставляется Носыревой Елене Рудольфовне, учителю технологии высшей категории. Елена Рудольфовна в декабре 2023 года подтвердила свою категорию, пройдя льготную аттестацию педагогов.
- Боброва Наталья Викторовна, учитель начальных классов высшей категории поделится опытом организации временных выставок с младшими школьниками.
- Переход к Васениной
Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Необходимо рассказывать детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересматривать фотографии – изучать историю своей семьи.
Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
В данном материале представлен опыт работы учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения цикла занятий в ГПД...

Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

Исследовательская работа "Гражданское воспитание младших школьников во внеурочное время"
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства ...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Экономическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
В статье раскрываются практические приемы обучения младших школьников экономике во внеурочное время....

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС
доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...