Экономическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
статья (2 класс)

В статье раскрываются практические приемы обучения младших школьников экономике во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

Шамсутдинова Р.Т. – учитель начальных классов

Происходящие преобразования в России, развитие рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение, исходя из реальных требований жизни с учетом назревающей социально - экономической перспективы, т.е. отражать, а по возможности и упреждать процессы, происходящие в обществе.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целью образования становится развитие способностей ученика самостоятельно анализировать свои мысли, проектировать, ставить цель, контролировать и оценивать свои результаты, обладать развитой познавательной активностью. Школа должна выпускать человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизнь, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Основой развития и совершенствования системы экономического образования в России является экономическая направленность. Начинать необходимо и возможно именно с начальной школы, так как в данном возрасте закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Проблеме экономической подготовленности обучающихся в современных условиях уделяется большое внимание. Президент РФ В. В. Путин назвал интересной идею ввести в школах уроки бизнеса, выступая в марте 2018 года перед Федеральным собранием с ежегодным посланием. «Что касается курса по предпринимательству в школе: вы знаете, что у нас, в соответствии с действующим законом, определяет в конечном итоге программу сама школа. Но эта программа должна состоять из двух частей: обязательной и вариативной, - сказал Владимир Путин, - На мой взгляд, курс по предпринимательству может быть и в одной, и в другой части, он может быть также во внеклассном сегменте». Внеурочной деятельности, ориентированной на личность ребенка, на его творческую активность,  в ФГОС НОО уделяется важное место. Курс по предпринимательству стал составной частью проекта по профориентации «Билет в будущее» для обучающихся 6-10 классов, стартовавшего в наступившем учебном году, как элемент познавательной активности учащихся. Но пропедевтику этого необходимо начинать в начальной школе. 

В настоящее время наблюдается тенденция к падению познавательного интереса у многих младших школьников, отсутствие желания заниматься внеурочной деятельностью, в том числе экономикой. Обучающиеся и их родители придерживаются мнения, что изучать экономику в начальной школе нет необходимости, эта сложная наука, предназначенная для усвоения в старших классах.

Но, личный опыт показывает, что именно обучающиеся начальных классов с большим интересов постигают азы экономических знаний.

Любая тема по экономике (виды хозяйств, потребности, ресурсы, товары, услуги, деньги, доходы, расходы) хорошо усваивается детьми начальных классов при использовании на уроке показа мультфильмов. Например, к теме «Виды хозяйств» можно предложить мультфильм «Бабушкины очки», к теме «Потребности» - «Пустомеля», к теме «Ресурсы» - «Горшочек каши» и т.д. Анализируя мультфильмы, дети рассматривают их разных экономических сторон. Происходит развитие аналитического мышления, словарного запаса детей, умения преподносить и отстаивать свою точку зрения, что ребятам пригодится в будущей жизни. Обучающиеся видят, что экономические знания можно применить в повседневных жизненных ситуациях. Тем самым у них развивается интерес к изучению экономики.

Для более прочного усвоения экономических знаний, можно предложить обучающимся составлять схемы-модели по новым экономическим понятиям. На первых порах учителю приходится оказывать помощь в их построении, главную роль брать на себя. К концу первого года обучения, ребята сами могут составить схему-модель к новому понятию. Пример такой модели к теме «Природные ресурсы».

 

На занятиях часто используется построение  и заполнение таблиц.

Таблица № 1

Виды хозяйств

Личное

Семейное

Государственное

Таблица № 2

Хочу

Надо

Таблица № 3

Потребности

Физиологические

Другие

Такого вида работа оказывает большую помощь при овладении математическими знаниями при изучении обязательной программы.

Построенная таким образом работа, помогает заинтересовать детей в изучении экономики, развивать познавательный интерес. Обучающиеся с интересом посещают занятия экономикой во внеурочное время.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
  2. Савенкова А.И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: академия развития, 2002. - 102 с.
  3. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Б.И. Мишин, Л.Н. Поташева. - М.: Вита-Пресс, 2006. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экономическое воспитание младших школьников, или как развить качества делового человека"

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенапр...

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

В данном материале  представлен опыт работы  учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения  цикла занятий в ГПД...

Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

Исследовательская работа "Гражданское воспитание младших школьников во внеурочное время"

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства ...

Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников

О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС

доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...