Работа с негативными переживаниями
материал

Работа с негативными переживаниями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы с негативными переживаниями в педагогической деятельности

В наше непростое время, когда страна переживает много политических потрясений, меняется структура мироустройства людям необходимо грамотно справляться со своими эмоциональными переживаниями. Научиться не загонять внутрь негативные чувства, а давать им возможность адекватным и безопасным способом высвободится и выйти переработанными в полезную для человека энергию.

Прежде чем приступать к выбору психологических  инструментов для работы с негативными переживаниями, стоит отметить, что отрицательные эмоции — это не зло. Это психофизиологическая реакция организма, который таким образом сигнализирует нам о непорядке: что мы заработались, что лучше перестать с кем-то общаться, что мы придаём повышенную значимость какому-то событию, что пора разобраться с каким-то из внутренних тараканов. Каждый имеет право чувствовать любые чувства, но не имеет права причинять вред себе и окружающим. Все чувства, которые человек испытывает одинаково важны для него и несут свою определенную ценность, главное найти в чем она состоит. Негативные переживания обычно вызывают те ситуации, которые связаны с чувствами, которые причиняют человеку боль. Большая часть жизненных переживаний напрямую связана с непониманием, как контролировать свои эмоции, и неумением управлять ими. Многие в порыве эмоциональной несдержанности совершают то, о чём потом жалеют. Более того, если в течение длительного времени испытывать такие отрицательные эмоции, как гнев, тревога и печаль, ухудшится здоровье и качество жизни.

  Не нужно подавлять негатив — стоит научиться его анализировать и трансформировать. Усвоить жизненные уроки и вернуться к спокойствию. В каждом чувстве находится энергетический заряд, а если мы говорим о негативном переживании, то энергетический заряд направлен на какое-то разрушение. Просто так эта энергия не куда не денется, нужно эту энергию израсходовать чтобы лишить негативное переживание топлива, которое ее подпитывает. Поэтому чтобы избываться от негативного переживания необходимо эту энергию целенаправленно перенаправить на полезную для себя деятельность тем самым трансформировав ее в энергию созидания.

Основной принцип работы с чувствами и переживаниями – это принятие того что мы чувствуем,  перенаправление нашего внимания на то что не вызывает негативных переживаний и добавление физических усилий. Таким образом получается формула – принятие ситуации и чувства которое она вызывает + смещение фокуса внимания + физическое действие = трансформация негативного переживания.

 Примеры самых популярных методы, которые помогают проработать негативные переживания с помощью разных приемов: работа с дыханием

Дыхательная гимнастика «Белый воротничок». Этому упражнению более 300 лет, и оно по сей день пользуется большой популярностью у японских клерков – так называемых «белых воротничков».Именно благодаря этому упражнению они всегда выглядят такими свежими, бодрыми и спокойными. Это их маленький секрет.

1.        При первых признаках раздражения расположите кончик языка позади передних верхних зубов и держите там в течении всего упражнения.

2.        На счет «раз» сделайте интенсивный вдох через рот, сквозь сомкнутые зубы.

3.        На счет «два» и «три» задержите дыхание.

4.        На счет «четыре», «пять», «шесть» и «семь» неслышно выдохните носом.

5.        Чтобы успокоиться, нужно сделать 7-8 таких дыхательных циклов.

Упражнение «Ритмичное дыхание». А эта дыхательная гимнастика пришла к нам из Индии. Она помогает при раздражении, приступах ярости и успокаивает в ситуациях, когда обстоятельства складываются не так, как вам бы хотелось.

1.        Встаньте прямо, закройте глаза, расслабьтесь.

2.        Сделайте глубокий вдох носом в течении 4 секунд. Ощутите, как воздух проходит через верхние дыхательные пути и попадает в нижние отделы легких. Живот при этом слегка выпячивается.

3.        Задержите дыхание на 8 секунд.

4.        Выдохните. На выдохе живот сжимается. Время выдоха – 4 секунды.

5.        Снова задержите дыхание на 8 секунд.

Сделайте не менее 10 таких дыхательных циклов.

Внимание упражнение противопоказано при гипертонической болезни II и III степени.

Медитационное дыхание «Чаша спокойствия». Сохранить душевное равновесие во время сильных эмоциональных всплесков и в неблагоприятной психологической обстановке вам поможет очень простое упражнение:

1.        Сделайте 5-6 глубоких спокойных вдохов и выдохов. На вдохе живот слегка выпячивается, а на выдохе – втягивается.

2.        Представьте, что в центре вашей груди расположена большая чаша, до краев наполненная водой. Ваша задача – постоянно «носить» чашу с собой и не расплескивать, когда вас охватывает гнев, раздражение и жажда разрушить все вокруг.

3.        Если вы все же расплескали чашу, мысленно растворите ее. Потом сосчитайте до десяти и создайте новую, наполните ее водой и постарайтесь не расплескать снова

  1. Межполушарное взаимодействие

Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Особые условия – в начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Особые условия – вначале упражнения выполняют медленно, далее темп можно увеличить.

Лезгинка

Сложите левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо-нос

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью до наоборот".

Лягушка

Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

  1. Арт-терапия

Рисование под музыку

Данная техника используется как для индивидуальной, так и групповой работы. Наиболее подходящей для этого является малоизвестная музыка, включающая различные оттенки эмоциональных состояний. Предлагается нарисовать музыку, так как вы ее чувствуюте. Цвет и экспрессия рисунка выбирается спонтанно, соответственно музыке, ее характеру, тому как вы почувствовали все музыкальное произведение.

Каракули

Нарисуйте каракули, в результате чего получится сложный «клубок» линий. В этом «клубке» нужно увидеть какой-либо образ и прорисовать его.

Как вариант упражнения можно использовать другой прием. Раскрошить карандаш и с использованием листочка бумаги раскрасить в свободной форме лист.

Похожие упражнения можно выполнять с помощью приемов кляксотерапии, точечного рисования.

Метафорический портрет

Предлагается составить рассказ от имени животного, растения, предмета.

Монотипия

Термин монотипия произошел от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения, их нужно прорисовать.

Как вариант упражнения – можно придумывается рассказ о рисунке.

Список литературы:

1. Ролло Мэй. Смысл тревоги. – М., Институт общегуманитарных исследований, 2011.

2. Колпакова М. преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. – М., Никея, 2015.

3. Рикрофт Ч. – Тревога и неврозы. – М., ПЕР СЭ, 2008

4. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. – С.-П., Питер, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс" Эмоционально-нравсвенное и эстетическое переживание как один из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения".

Цель: показать влияние эмоционально-нравственного и эстетического переживания на чувственное восприятие.Задачи:  - совершенствовать умение выражать свои чувства, настроения, мысли в творчес...

Презентация к уроку по окружающему миру с применением проблемно-диалогической технологии на тему "Переживания, испытанные временем"

Урок по окружающему миру в ОС "Школа 2100" Цели урока: учиться отличать кратковременные эмоции от устойчивых чувств; учмться определять, какие наши действия могут ранить чувства другого человека....

Овсей Дриз "Кто я?" Главное переживание героя.

Конспект урока по чтению по программе "Перспективная начальная школа". Тип урока: анализ литературного произведения....

Переживание ничейного пса

Одним из заданий урока чтения было сочинить сказку-подражание Ушинскому....

Презентация урока "Переживания,испытанные временем."

урок по окружающему миру в 4 классе УМК 2100...

Негативные эмоции в работе педагога

Эмоции – это язык, на котором с нами говорит организм. И если мы его не замечаем или игнорируем, потом за это дорого расплачиваемся: болезнями, срывами, переутомлением и выгоранием. И когда мы испытыв...