Негативные эмоции в работе педагога
тест на тему
Эмоции – это язык, на котором с нами говорит организм. И если мы его не замечаем или игнорируем, потом за это дорого расплачиваемся: болезнями, срывами, переутомлением и выгоранием. И когда мы испытываем переживания, которые принято называть негативными (злость, печаль, раздражение), они тоже сообщают нам что-то важное.
Предлагаемый тест позволяет оценить уровень негативных переживаний педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
negativnye_perezhivaniya_pedagoga.rar | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Негативные эмоции в работе педагога
Может ли вообще учитель в школе испытывать негативные переживания?
Или это признак профессиональной некомпетентности?
Эмоции – это язык, на котором с нами говорит организм. И если мы его не замечаем или игнорируем, потом за это дорого расплачиваемся: болезнями, срывами, переутомлением и выгоранием. И когда мы испытываем переживания, которые принято называть негативными (злость, печаль, раздражение), они тоже сообщают нам что-то важное.
Зачем вообще человеку чувствовать?
Негативные переживания – неотъемлемый элемент жизни. Вопреки традиционному представлению, для педагогов они не только не противопоказаны, но даже необходимы и являются лучшими помощниками в борьбе со стрессом и профессиональным выгоранием. Главное – научиться их правильно распознавать и грамотно реагировать на них. Сигнальная функция эмоций особенно важна для педагогов, чья работа связана с постоянным общением с людьми, с необходимостью быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, искать баланс между необходимостью придумывать новое и выполнять инструкции. В такой стрессовой ситуации обойтись без помощи чувств и переживаний практически невозможно
Давайте проведем несложный тест. Представьте себе, что эмоциональное состояние человека можно оценить с помощью условной шкалы, на которой ноль – это глубокая депрессия, а 5 – максимально возможный позитив. Так с каким настроением педагог должен ходить на работу? Большинство опрошенных педагогов отметили показатели шкалы 4 и 5. То есть многие считают, что педагог должен находиться в постоянно радостном, приподнятом настроении, чуть ли не в эйфории, или, по крайней мере, к ней приближаться.
А теперь подумаем, насколько реально психически здоровому человеку десять месяцев в году находиться в постоянном приподнятом настроении? Просто скажем, что это маловероятно. Поэтому такие негативные переживания как раздражение, злость, гнев, нежелание видеть и общаться с кем-то и прочие отрицательные эмоции имеют место быть у каждого человека. И именно они сигнализируют нам о состоянии нашего организма.
Это значит, что чувства и переживания, которые мы испытываем, указывают на то, что для нас хорошо и приоритетно или, напротив, неблагоприятно. Эмоции помогают оценить, насколько та или иная ситуация для нас комфортна и безопасна, дают возможность понимать самих себя и свои потребности.
Говоря о негативных переживаниях, нельзя обойти вниманием важный вопрос: от кого они зависят. Часто нам кажется, что мы ни при чем, своего рода жертвы обстоятельств: нас выводят из себя другие люди. Разве можно оставаться спокойным, когда дети не слушаются, администрация придирается, а коллеги сплетничают?
Конечно, нас окружают самые разные люди, и со многими нашими коллегами, учениками и родителями действительно непросто общаться. Однако нельзя все целиком и полностью списывать на внешние факторы. Наши чувства потому и называются нашими, что во многом зависят от нас. Как гласит известная психологическая мудрость, единственный человек, которого мы можем контролировать, – это мы сами. Поэтому, задумываясь о своих негативных переживаниях, важно сфокусироваться не на том, как себя ведут окружающие люди, а на том, какие наши комплексы, установки или проблемы они «цепляют».
Педагогу, которого время от времени охватывают негативные переживания, прежде всего, ни в коем случае не стоит их избегать или игнорировать. Но за ними можно понаблюдать. Если эмоции – это язык, важно постараться понять, что же они говорят. И ответы могут получиться самые разные.
Например, с помощью эмоций организм нам сообщает, что он устал и нуждается в отдыхе, или что отношения с каким-то человеком тягостны для нас, или что привычная жизнь перестала нас устраивать.
Очень часто, когда мы понимаем причину своих сильных переживаний, мы как будто обретаем над ними власть, и они теряют свою интенсивность. Иногда это происходит довольно быстро, иногда – через какое-то время. Это особенно справедливо в том случае, когда наши негативные переживания связаны с каким-то конкретным человеком, будь то коллега, ученик или родитель.
Точно так же, как существует телесная гигиена, существует гигиена эмоциональная. И ее основной принцип таков: чувства, особенно негативные, надо выражать. Причем совершенно необязательно их выражать тому человеку, с которым они связаны. Самое главное – не носить их в себе, найти такие способы выражения чувств, которые действительно оздоровят нервную систему, успокоят, заставят забыть о неприятном переживании. Если загородить канал выхода негативным чувствам, то и позитивные выразить не получится.
Чтобы понять, являются ли негативные переживания нормальными или они свидетельствуют о переутомлении и выгорании, прежде всего, важно обратить внимание на преобладающий эмоциональный фон. Если человек чаще всего находится в устойчивом позитивном состоянии, переживания, раздражения появляются только периодически и с ними получается справиться, скорее всего, беспокоиться не о чем. Но если негативные переживания стали постоянными спутниками, если эмоциональное состояние чаще всего подавленное или раздраженное, возможно, чувства уже не просто говорят с нами, а прямо кричат о том, что нужно срочно обратить внимание на себя, потому что это уже, скорее всего, не просто нормальное и естественное раздражение, а профессиональное выгорание.
По материалам Марины Чибисовой, к. психол. н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
Как родителям научиться контролировать негативные эмоции
Как родителям научиться контролировать негативные эмоции...
Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции
Статья посвящена рекомендациям психологов в преодолении негативных эмоций детей....
Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"
Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?" Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душ...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...