Викторина о Байкале. Поле чудес.
методическая разработка (2 класс)

Балаганская Светлана Ивановна

Данный материал можно использовать при проведении занятий по внеурочной деятельности " Байкаловедение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes_o_baykale.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Викторина «Чудо природы – озеро Байкал»

 Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий всё больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен ещё и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой  пресной воды. И наконец, Байкал- одно из древнейших озер мира.

Я задаю вопрос и даю несколько вариантов ответов, нужно выбрать правильный, каждый вопрос имеет свою стоимость, чем труднее вопрос, тем больше баллов можно заработать.

 ВОПРОСЫ

 1.   Что означает слово «Байкал»? (10 баллов)

-      Богатое озеро;

-      Синее озеро;

-      Глубокое озеро.

(«Байкал»- слово тюркского происхождения, означает богатое озеро).

2.   Какое из озер является двойником Байкала? (7 баллов)

-      Ладожское;

-      Танганьика;

-      Виктория.

(После Байкала Танганьика второе по глубине озеро на земле).

3.   Назовите возраст озера Байкал? (5 баллов)

-      500 тыс. лет;

-      Миллион лет;

-      25 миллионов лет.

( По геологическим исследованиям, 20-25 миллионов лет - время, прошедшее сначала заполнения котловины Байкала водой).

4.   Сколько химических элементов содержится в воде Байкала? (5 баллов)

-      более 40 элементов;

-      155 элементов;

-      12 элементов

(Точного подсчета пока не проведено, но известно более 40 элементов. Вероятно в Байкальской воде присутствуют почти все элементы периодической системы Менделеева, только многие из них в очень малых количествах).

5.   Как Вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время? (7баллов)

-      100 видов;

-      1550 видов;

-      5000 видов.

(Животный мир Байкала необычайно богат: по подсчетам ученых, в настоящее время в Байкале обитают с выше 1550 видов животных).

6.   Есть ли в Байкале жемчужницы? (5 баллов)

-      Да;

-      Нет.

( Жемчужницами называют морских и пресноводных двустворчатых моллюсков, в мантии которых может образовываться жемчуг. Такие жемчужницы в Байкале не живут: они распространены в зоне умеренного климата).

7.   Назовите самых древних обитателей Байкал? (3балла)

-      Олигохеты;

-      Губки;

-      Брюхоногие моллюски.

(Эти простейшие многоклеточные животные организмы найдены в ископаемом виде в осадочных породах. За всю свою длительную историю они почти не претерпели изменений).

8.   На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(3 балла)

-      На дне;

-      На поверхности;

-      Везде.

(От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе и рыбы).

9.   Когда озеро Байкал замерзает? (3 балла)

-      Рано осенью;

-      В декабре;

-      Никогда.

(В среднем замерзания Байкала начинается 21 декабря, а     кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания).

10. Почему ученые считают Байкал моделью океана? (6 баллов)

-      В озере могут жить акулы;

-      Озеро глубокое;

-      В нем есть угри.

(Байкал имеет многие черты, присущие океану: это глубина, громадная масса воды, приливы, сильные штормы, высокие волны и др.).

11.Назовите самую многочисленную рыбу Байкала? (5 баллов)

-      Карась;

-      Щука;

-      Голомянка.

(Большая и малая голомянка; их общая численность и биомасса в 2 раза больше, чем всех остальных рыб, живущих в озере).

12. Могут ли Байкальские рыбы изменять свой цвет? (3балла)

-      Да;

-      Нет.

(Свою окраску изменяют только зрячие рыбы. Над песчаным дном они становятся светлыми; над темными камнями – более темными; в искусственных условиях - серо-голубоватыми. Ослепленные рыбы или рыбы с закрытыми не прозрачной пленкой глазами, темноокрашенные, почти темные).

13.Назовите основное полезное ископаемое озера? (5 баллов)

-      Нефть;

-      Золото;

-      Вода.

(Есть выходы горючих газов метанного ряда и гелия, на мелководных участках строительные материалы, галька, гравий, песок. Но основное полезное ископаемое озера - это его чистая прозрачная, холодная вода).

14. Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале? (3 балла)

-      Белый медведь;

-      Морж;

-      Нерпа.

(Единственный представитель млекопитающих - нерпа. По классификации, нерпа байкальская относится к семейству настоящих тюленей).

15. Когда озеро окрашивается в бурый цвет? (10 баллов)

-      Весной, когда цветут водоросли;

-      При попадании озеро молнии;

-      В шторм.

( Цвет воды в Байкале зависит от присутствия в озере взвешенных частиц, от глубины, состояния неба и характера облачного покрова, высоты стояния солнца. Зеленоватый цвет воде придают зеленные и диатомовые водоросли; голубовато-серый оттенок - частицы желтого цвета; Буровато-коричневый – речные воды, приносящие коричневые взвешенные илистые частицы. Бурый цвет получается при массовом весеннем цветении водорослей бурового цвета).

16. Есть ли в Байкале кораллы? (7 баллов)

-      Да;

-      Нет.

(Кораллы, или коралловые полипы, живут лишь в теплых соленых водах. Коралловые полипы могут строить свои сооружения - коралловые рифы - только в тропических водах).

Байкал уникален по своим природным особенностям. Популярность озера давно уже перешагнула границы нашей страны. О нем можно говорить и говорить, изучать и познавать. Эта викторина лишь малая частица этих познаний.

 

Подведение итогов викторины.

                          Игра       «Поле Чудес»

Цели: Расширить знания об обитателях о. Байкал, развивать  умение пользоваться  научной литературой, бережно относиться  к  природному богатству, учить разумному природопользованию

        Оборудование.  Барабан с буквами для игры, музыкальный ключ, фонограммы с песнями о природе, ответы на вопросы,  / заранее написанные плакаты со словами:

Нерпа, белек, голомянка, отдушина, лежбище, заяц-ушкан. Ушканьи, логово, хоровина,  отнырок, медведь, бухта Песчаная, о. Ольхон, эпишура, орел, соболь/

        В игре участвуют победители   «Игры – путешествия по Байкалу». Сообщаются правила игры – такие же, как в телеигре «Поле чудес». Ведущий предупреждает болельщиков о важности соблюдения тишины.

В конце игры поздравления победителей.

        

I тур.

  1. Эндемичное животное, единственное млекопитающее открытых вод озера Байкал  / нерпа/
  2. Как называются детеныш     нерпы?  /белек/
  3. Основная пища нерпы? /голомянка/

Для дыхания в сплошном льду толщиной около метра нерпа изготовляет при помощи мощных когтей  особое приспособление. Как оно называется  /отдушина/

II тур.

  1. Самый большой остров Байкала     / Ольхон/
  2. 2. Птица, особо почитаемая бурятами. По легендам, это родной сын «Хозяина» острова Ольхон.    (ОРЕЛ)

  1. Отложил икру в песок

Речки горной уголок.

Красный хвост дугой согнул,

По теченью повернул.

Вы растите, детки, сами,

Не до вас огромной маме.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя — …ТАЙМЕНЬ

Полуовальная снежная нора, связанная с водой и неприметная снаружи где живет нерпа /логово/

III тур

1.Один из основных врагов нерпы в естественных условиях  /медведь/

2. Этот зверь типичный хищник и питается  в основном мышевидными зверьками,  разными птицами.  Не брезгует ягодами, орехами кедра, насекомыми, время охоты – сумерки, но зимой он постоянно промышляет днем и ночью. В апреле приносит потомство. Убежище располагается в пустотелых корнях деревьев.  В россыпях камня и других укромных местах.  Зовется этот царь – Царь мехов.

(СОБОЛЬ).

3. Одни пасутся в чистом поле,

   Другие плавают на воле.

   Одних по всей земле встречали,

   Другие водятся в Байкале.

  Широкий лоб, приличный хвост,

   Как их название  - вопрос.                ( БЫЧКИ).

Место отдыха нерпы /лежбище/.

IV тур                Финал

 

Острова, где располагаются самые богатые лежбище нерпы. /Ушканьи/

                      Суперигра.

Молодь омуля питается этими животными, они создают основу планктона на  Байкале.

(ЭПИШУРА).

По итогам игры  участники награждаются  памятными призами и дипломами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая викторина "Поле чудес"

Работа представляет собой сценарий внекласного логопедического мероприятия для детей с дисграфией. В сценарии представлены занимательные задания и конкурсы....

Классный час для учащихся 4 класса: "С поля боя на поле чудес"

Игра «Поле чудес»  для учащихся 4-го класса  на тему «Великая Отечественная война»....

Литературная игра-викторина "Поле чудес".

Литературная игра-викторина "Поле чудес"  по прочитанным книгам К.И.Чуковского....

Презентация "Растения цветника" (Викторина "Поле чудес")

Презентация предназначена для учащихся 1-4 классов.Можно использовать в урочной (окружающий мир) и внеурочной деятельности, для проведения викторин, праздников....

Викторина «Поле-Чудес»

Викторина «Поле-Чудес»...

Сценарий познавательной викторины «Поле чудес» Автор: Артемова О.Ю. педагог-организатор МУДО детский эколого-биологический центр, г.о Павловский Посад Московской области.

Познавательная викторина адресована учащимся 3-4 классов и  позволяет в игровой форме расширить знания детей об окружающем мире, о живой природе, которая нас  вдохновляет, лечит, удивляет и ...