Сценарий познавательной викторины «Поле чудес» Автор: Артемова О.Ю. педагог-организатор МУДО детский эколого-биологический центр, г.о Павловский Посад Московской области.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Познавательная викторина адресована учащимся 3-4 классов и позволяет в игровой форме расширить знания детей об окружающем мире, о живой природе, которая нас вдохновляет, лечит, удивляет и радует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pole_chudes16.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий познавательной викторины «Поле чудес»
Автор: Артемова О.Ю. педагог-организатор МУДО детский эколого-биологический центр, г.о Павловский Посад Московской области.
Материал будет полезен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
Мероприятие адресовано учащимся 3- 4 классов.
Направлено на расширение экологического кругозора.
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
- Организация познавательного досуга в каникулярное время.
- Развитие общего культурного уровня подрастающего поколения, стимулирование их творческой активности.
- Создание комфортных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей
4.Привлечение широких масс учащихся к разнообразным формам деятельности
Предварительная подготовка:
-составление положения о проведении конкурса
- составления сценария мероприятия
-подготовка и подбор дидактического и методического материала
- подготовка раздаточного материала для конкурсов
- оформление актового зала
-техническое и музыкальное обеспечение программы, запись фонограмм презентация к игре, фильм «Природа Подмосковья»
-приобретение призов, грамот.
Оборудование:
- тематические рисунки, стенды, наглядная агитация
-бумага, авторучки
- компьютер, мультимедийный проектор, микрофоны
Видеофильм о природе «Зимующие птицы»
- игровой барабан
-стулья, столы.
Литература:
- Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. Юный эколог. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2011
- О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина. Внеклассные мероприятия. 4 класс. 3 издание. Москва, ВАКО, 2008
- Дмитриев Ю.Д., Пожарницкая Н.М. Твоя Красная книга.2—е изд.- М: Мол.гвардия, 1986.
- Материалы по ведению Красной книги Московской области. Выпуск 1. Москва-Одинцово, 2013, 64с.
- Интернет-ресурсы
- Блог «Подмосковье», www.podmoskovje.com
Ход мероприятия.
Зал оформлен в осенней экологической тематике. На экране заставка «Поле чудес» звучит музыка. В зале сидит зрители, родители, педагоги, участники игры.
Ведущий: Добрый день, наши уважаемые ребята, педагоги, родители, мы рады приветствовать вас в дни осенних каникул с целью познавательного досуга в нашем Центре. Сегодня у нас в гостях игра «Поле чудес». Кто из вас смотрит по телевизору эту игру? (ответы зала) Чем она вам нравится? (ответы зала) Хотите тоже поиграть в «Поле чудес»? (ответы зала) Тогда отгадайте загадку. Источник жизни, красоты, здоровья на нашей земле. (ответы зала) Правильно, тема нашей игры ПРИРОДА, сегодня мы будем говорить о представителях мира природы - животных и растениях.
Правила игры надеюсь, всем вам знакомы. Давайте еще раз их повторим.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока из 4 ОУ города и района. Представители команд победители 1 и 2 полуфиналов выходят в финал. Я загадываю слово с указанным на табло количеством букв. Игроки каждой тройки по очереди крутят барабан. Кто крутит первым – желание игроков. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, количество которых не влияет на ход игры или специальные сектора:
Приз (П) — игрок может сделать выбор: взять приз и покинуть игру или продолжить игру.
Сектор (+) — по желанию, игрок может открыть любую букву.
Банкрот (Б) — очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку.
Ноль (0) — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
Для каждой команды имеется трафарет с алфавитом, на котором наш помощник будет отмечать все названные вами буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в заданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется, хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом, другая пустая. Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1 и 2 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз. И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
( Музыка из телепередачи «Поле чудес»)
Для первого тура игры приглашаются 3-и участника из МОУ СОШ № … Посовещавшись, вы даете право первому участнику крутить наш игровой барабан.
Задание первой тройке игроков.
1.Обладая красивым внешним видом и приятным запахом, это растение имеет широкое применение в медицине, как бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах и гнойных ранах. ( Календула)
Задание второй тройке игроков
Ведущий: Крутите барабан. Ваш ход.
2. Насекомоядное животное. Вся жизнь происходит вне дневного света, близка кротам, приспособлено к водной стихии, хороший пловец. Прожорлива (выхухоль).
Задание третьей тройке игроков
3.Эта птица является самым глубоководным ныряльщиком, способной находить и охотиться за пищей ныряя на глубину до 100 метров, известны случаи рекордной 200метровой отметки. (Пингвин)
Задание четвертой тройке игроков
4. Из почек это дерева наши предки делали натуральную фиолетовую краску, а из листьев - желтую. Это дерево лучше других очищает воздух от пыли, за год до 30 кг пыли и сажи. Что же это за дерево?(тополь)
Физминутка
Ребята, давайте с вами немного взбодримся и поиграем в игру «Веселый зоопарк» Я называю характеристики, а вы показываете соответственные движения, быстро, не путаясь.
Итак: Животные бывают высокие ( поднимаем руки вверх)
- Толстые (руки в стороны)
- Маленькие (показываем одной рукой у колена)
- Быстрые (трясем всем телом)
- Хищные (гримаса)
-Добрые ( улыбаемся)
Ведущий: Молодцы. Продолжаем нашу игру.
Задание пятой тройке игроков
5. Рацион этой лесной и незаметной птицы разнообразен - тля, мухи, клопы, а также их личинки и яйца, любит себя побаловать ягодами. Шустрая, непоседливая, а 12 крупных перьев на хвосте выделяют ее среди лиственных и хвойных деревьев. Отличается тем, что делает гнезда в виде шалашика на земле, в густой траве, на пнях. Кто она? (Пеночка)
Задание шестой тройке игроков
6.Свежие, измельченные листья этого растения - лучшее средство от укусов пчел, ос, и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.
( Подорожник)
Задание седьмой тройке игроков
7. В средние века считали, что если ветви этого дерева прикрепить к дому или воротам, то злые духи будут обходить его стороной. Позднее, на Руси закрепился обычай выносить и прислонять к стволу дерева больных, потому что аромат ягод способен отогнать болезнь. Дерево также способно снимать стресс. ( рябина)
Задание восьмой тройке игроков
8. Птица самая ненасытная среди птиц. Вечный жор, она ест каждые 10 минут, съедая больше своего веса, и много пьет. Мозг у птицы с зернышко риса. (колибри)
Ведущий: Спасибо за внимание. 1 тур нашей игры окончен, и мы определили для себя 8 финалистов, которые продолжат борьбу в финале.
Игра на внимание «Капуста, редиска»
Игра со зрителем.
Ведущий произносит слово капуста и поднимает раскрытые кисти рук вверх, когда произносит слово редиска – кисти рук вниз. Дети слушают ведущего и повторяют движения. Ведущий путает детей, называя слово, а движения рук несоответствующие слову. Кто ошибается, выходит из игры, остаётся самый внимательный. Спасибо за внимание.
Я приглашаю первую четверку игроков, это ребята из ОУ …. Кто первым будет крутить барабан, мы определим с помощью цифрового жребия.
Вопросы к игрокам в течение игры на момент перехода хода или смены игроков.
- Не только люди обладают даром речи, правда? А кто еще может с нами разговаривать? Правильно, книги. Однако есть такая книга, которая кричит! Как она называется? ( Красная книга)
- Почему она «Красная»?
- О чем рассказывает «Красная книга?»
- Почему на земле исчезают животные и растения?
- В чем поможет нам «Красная книга»?
- Что может каждый из нас сделать полезного для природы?
- Что конкретно сделал ты, твои близкие и друзья?
Задание 1 команде финалистов.
1.В старину это растение называли «лекарством от 99 болезней». Настой пили при ушибах, чтобы сохранить на долгие годы здоровье. В традиционной медицине его применяют при кашле, слабости сердца, головных болях, ангине, для лечения ран. (Зверобой)
Ведущий: Итак, победителем игры становиться ….
Задание 2 команде финалистов.
2.Сок этого растения применяется в народной медицине, на его основе делают лекарственные препараты для удаления мозолей и бородавок, лечения кожаных заболеваний. Зацветает оно с прилетом ласточек (чистотел)
Ведущий: Победителем игры становиться ….
( возможен вариант суперигры)
Древние греки считали это растение пищей бедняков, поэтому людям, его употребляющим, был воспрещён вход в храм Афродиты Ливийской. Тем не менее, Пифагор назвал его царём среди приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Англии перед петушиными боями растение давали поклевать петухам, чтобы они задорнее дрались. (чеснок)
Ведущий: Наша игра окончена. Благодарим наших конкурсантов за участие. Понравилась ли вам игра?
Какие вопросы не вызвали у вас затруднений?
Какие вопросы показались трудными? Почему?
Узнали сегодня что-то нового для себя?
Игра оказалась познавательной для каждого из вас?
Есть ли желающие в зале попробовать себя в качестве игроков? Хорошо. Вопрос адресую залу.
***Вид этой небольшой многоножки вызывает страх. Поэтому ее образ очень часто используют современные кинематографисты, с целью воссоздания чего-то страшного и ужасного, желания сделать фильм более жутким. Она ядовита, приходится родственницей скорпиону (сколопендра).
( Игра с залом. Ведущий работает с каждым ребенком, который поднимает руку и желает высказаться)
Уважаемое жюри оформляет наградные документы, мы с вами посмотрим видеофильм о зимующих птицах. Спасибо вам за внимание.
Демонстрация фильма.
Музыка. Награждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ( спорные ситуации)
Вопросы:
1.Ягоды, полезные витамином С можно собирать даже из-под снега (клюква)
2.У этого животного самое большое кровяное давление, а сердце весит 10 кг. Время сна составляет не более 10 минут. (жираф)
3.У этой птицы самое большое количество перьев, это приблизительно 25 тысяч штук, а еще, если одна из птиц стаи больна, стая не полетит на зимовье в теплые края, будет ждать выздоровления сородича. (лебедь)
4.Это насекомое обладает самым большим мозгом по отношению к своему телу. Живет в соответствии со строгой семейной иерархией. Всегда найдет дорогу к своему дому. (Муравей)
5.Какое дерево зацветает позже всех? (липа)
6.У этого растения плоды горьковатые на вкус, содержат много витаминов. Ему посвящены песни, стихи. (калина)
7.Это растение издавна входит в число наиболее распространенных лекарственных растений. В Древней Греции его листья и молодые ветви применялись для лечения людей и лошадей. Но потом об этом растении постепенно забыли. И лишь в последние три-четыре десятка лет оно вновь получило широкое применение. Ягоды этого растения содержат витамины группы В, большое количество витамина С. (облепиха)
8.С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Там более двух с половиной тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград победителям был венок из растения, у которого ценны и корешки, и вершки, и семена. Этот пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. (петрушка)
9.Об этом растении мы вспоминаем обычно тогда, когда у нас болит горло: покупаем в аптеке настойку для полоскания. Лекарство готовят из листьев, которые обладают целебными свойствами. Родина этих деревьев – Австралия. Растут они очень быстро и нередко достигают стометровой высоты. Запах листьев этих деревьев отпугивают комаров. Листва у этого дерева не опадает ежегодно, но зато кора вздувается пузырями, свёртывается и падает на землю, и тогда стволы делаются голыми и гладкими. Поэтому в народе это дерево называют «бесстыдницей».Что это за дерево? (эвкалипт)
10.Острые шипы – характерная особенность этого кустарника. В Южном Казахстане это растение образует в горной местности непроходимые заросли. По народным поверьям, эти колючие кустарники не подпускают к себе посторонних, а потому способны защитить человека от злых духов, насылающих болезни. Древние тюрки, размахивая над колыбелью заболевших детей колючими ветками, пытались таким образом выгнать из жилища злых духов и вместе с ними болезни. Особенно ценным оказалось это растение в годы Великой Отечественной войны: оно помогло многим раненым воинам. Плоды его употреблялись в свежем виде, а из сухих мололи муку. Из такой муки в госпитале выпекали хлеб. Назовите это растение. (боярышник)
11.У каких растений нет корней, стеблей, листьев, и цветов. ( водоросли)
12.У этого насекомого ухо находится на ноге (кузнечик)
13.Стадо этих животных, похожих на быков, может обратить в бегство даже львов.(буйвол)
14.Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (королек)
15.У какой птицы самый длинный язык? (дятел)
16.У этой птицы нет своей песни, она подражает пению других птиц. (скворец)
17.Эта рыба плавает не горизонтально, а вертикально. (конек)
18.Птица, которая может кричать по-кошачьи. (иволга)
19.Какая птица делает себе в гнезде подстилку из рыбьих костей? (зимородок)
20.Этот представитель флоры считается предвестником начала лета. ( колокольчик)
21.Кто может пить ногой (лягушка).
22.В Древней Руси были известны целебные свойства этого пахучего растения. Но это не единственное его свойство: растение используют в производстве мыла, мазей, кладут в чай, охраняют одежду от моли (душица).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении региональной эколого-биологической конференции для учащихся 1-4 классов "Юные исследователи"
Приглашаем принять участие....
Положение об XI открытой городской эколого-биологической конференции «Юные исследователи» 2016-2017 уч. г. для учащихся 1-4 классов ОУ Санкт-Петербурга.
Данное положение определяет проведение и участие в конференции. Особенностью этого года является проведение мероприятия в течении трёх дней, возможность участия для иногородних жителей (конкурс являет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий....
Городская эколого-биологическая конференция для учащихся 1-4 классов Санкт-Петербурга "Юные исследователи"
Положение о городской эколого-биологической конференции "Юные исследователи" 2017-2018 уч. г....
Городская эколого-биологическая конференция для учащихся 1-4 классов СПб "Юные исследователи" 2018-2019 учебный год.
Положение о городской конференции....
Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.
Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...
Методическая разработка экскурсии в Эколого-биологический центр г. Туапсе
В методической разработке представлен материал проведения экскурсии на территории ЭБЦ с включением методических пособий...