Рабочая программа по функциональной грамотности 3 класс.
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса на 2024-2025 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Заиграевский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старо-Онохойская ООШ» Республика Бурятия
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 30 августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО зам директора по УВР Дмитриева О.М. от 30 августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор школы Еграшина А.А. Приказ №51 от 30 августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 3 класса
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Балаганская С.И.
учитель начальных классов,
I категория.
Старый Онохой
2024
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
Содержание программы
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научнаяграмотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Блок «Читательская грамотность» | |||||
1 | Про дождевого червяка | Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. | – Определять тип текста; – дополнять предложение словами из текста; – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | |
2 | Кальций | Содержание научно-познавательного текста. | – Работать с кластером; – Дополнять предложение словами из текста; – определять, что такое минерал; – называть стройматериалы, содержащие кальций; – объяснять значение слова; – выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; – составлять предложения по рисунку; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | |
3 | Сколько весит облако? | Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | |
4 | Хлеб – всему голова | Главная мысль текста. Содержание текста. | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | |
5 | Про мел | Содержание научно-познавательного текста. | – Заполнять кластер о происхождении мела; – составлять вопрос по готовому ответу; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – соединять части предложений и определять их порядок; – составлять план текста в виде вопросов; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | |
6 | Про мыло | Содержание научно-познавательного текста. | – Дополнять предложение; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – соединять части предложений и определять их порядок; – находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; – находить в тексте предложение по заданному условию; – дополнять текст по заданному условию; – определять даты принятия гербов. | Практическая работа | |
7 | История свечи | Содержание научно-познавательного текста. | – Давать определение слова; – записывать ответ на поставленный вопрос; – определять слово по его лексическому значению; – называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; – выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; – составлять вопросы и находить ответы в тексте; – соединять части предложений и определять их порядок; – заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; – называть правила безопасности при использовании свечей; – рассказывать о прочитанном произведении; – отвечать на поставленный вопрос. | Практическая работа | |
8 | Магнит | Содержание научно-познавательного текста | – Давать определение слова; – дополнять предложение; – находить ответ на поставленный вопрос; – объяснять значение словосочетания; – с помощью текста находить отличия между предметами; – называть предметы, о которых говорится в тексте; – рассказывать о прочитанном произведении. | Практическая работа | |
Итого по разделу | 8ч | ||||
Блок «Математическая грамотность» | |||||
9 | Расходы и доходы бюджета | Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. | – Определять дефицитный и профицитный бюджет; – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; – выполнять вычисления по таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – составлять задачу по предложенному решению; – формулировать вопрос задачи. | Практическая работа | |
10 | Планируем семейный бюджет | Доходы и расходы в семейном бюджете. | – анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; – анализировать данные столбчатой диаграммы; – выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; – выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. | Практическая работа | |
11 | Подсчитываем семейный доход | Семейный доход в таблице, на диаграмме. | – Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; – выполнять сложение круглых многозначных чисел; – находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; – сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; – анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; – самостоятельно составлять круговую диаграмму. | Практическая работа | |
12 | Пенсии и пособия | Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. | – Анализировать данные, представленные в таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; – заполнять таблицу на основе текстового материала; – подсчитывать доход семьи от детских пособий. | Практическая работа | |
13 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. | – Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; – подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; – под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. | Практическая работа | |
14 | Подсчитываем расходы | Обязательные и непредвиденные расходы. | – Анализировать данные инфографики; – находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; – подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; – подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. | Практическая работа | |
15 | Расходы на обязательные платежи | Обязательные платежи | – Определять, какие налоги должна платить семья; – анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; – подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; – пользоваться калькулятором; – объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. | Практическая работа | |
16 | Подсчитываем сэкономленные деньги | Экономия семейного бюджета. | – Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег; – объяснять, что такое «скидка в 25%»; – определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой; – находить часть от числа. | Практическая работа | |
17 | Проверь себя | Материал, изученный в первом полугодии. | – Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии; – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. | Проверочная работа | |
Итого по разделу | 9ч | ||||
Блок «Финансовая грамотность» | |||||
18 | Что такое «бюджет»? | Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. | Синквейн | |
19 | Семейный бюджет | Семейный бюджет, доходы и расходы. | – Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; – понимать, как в семье появляются доходы; – делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; – заполнять кластер; – формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. | Ролевая игра | |
20 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | Понятие заработной платы, виды зарплаты. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; – анализировать данные, представленные в виде графика; – приводить примеры различных профессий; – объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. | Кластер | |
21 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; – на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. | Практическая работа | |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | Наследство, вклад, выигрыш. | –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; –понимать, что выигрыш облагается налогом; – иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; – понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; – называть предметы, которые человек может получить в наследство. | Ролевая игра | |
23 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | Классификация расходов по различным основаниям. | –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», – определять, к какой группе относятся те или иные расходы. | Практическая работа | |
24 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | Виды обязательных платежей. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; – объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; – на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. | Ролевая игра | |
25 | Как сэкономить семейные деньги? | Экономия семейного бюджета. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; – формулировать простые правила экономии семейного бюджета; – на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. | Проект | |
Итого по разделу | 8ч | ||||
Блок «Естественно-научная грамотность» | |||||
26 | Дождевые черви | Дождевые черви | – Называть части тела дождевого червя; – объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; – рассказывать, чем питается дождевой червь; – объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; – наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; – заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. | Практическая работа | |
27 | Полезный кальций | Кальций | – Заполнять таблицу; – дополнять предложение; – определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; – составлять суточное меню с молочными продуктами; – дописывать вывод о необходимости кальция для организма. | Практическая работа | |
28 | Про облака | Облака | – С помощью опыта показывать образование облаков; – объяснять, почему облака увеличиваются в размере; – называть явления природы; – называть виды облаков; – определять погоду по облакам. | Практическая работа | |
29 | Про хлеби дрожжи | Дрожжи. Хлеб. | – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; – описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; – определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; – давать определение слову «дрожжи»; – проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; – проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; – проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; – проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. | Практическая работа | |
30 | Интересное вещество – мел | Мел. | – Определять внешние признаки мела; – доказывать, что мел не растворяется в воде; – называть, из чего состоит мел; – доказывать, что мел содержит карбонат кальция; – определять состав мела; – называть области применения мела. | Практическая работа | |
31 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | Мыло | – Называть виды мыла; – исследовать мыло в сухом виде; – показывать, что при намокании мыла появляется пена; – проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; – проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; – исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; – доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. | Практическая работа | |
32 | Про свечи | Свеча | – Рассказывать о строении свечи; – рассказывать о зонах пламени свечи; – объяснять, почему гаснет свеча; – объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; – объяснять, почему происходит возгорание дыма. | Практическая работа | |
33 | Волшебный магнит | Магнит | – Называть виды магнитов; – определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; – доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; – показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; – рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; – показывать с помощью опыта, как можно создать компас. | Практическая работа | |
34 | Проверь себя | Материал, изученный во втором полугодии. | – Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии; – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. | Проверочная работа | |
Итого по разделу | 9ч | ||||
Общее количество часов | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока, раздел | Дата изучения по плану | Дата изучения по факту | Виды, формы контроля |
Блок «Читательская грамотность» | ||||
1 | Про дождевого червяка | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | ||
2 | Кальций | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | ||
3 | Сколько весит облако? | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | ||
4 | Хлеб – всему голова | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | ||
5 | Про мел | Учебный диалог Самостоятельная работа в рабочей тетради | ||
6 | Про мыло | Практическая работа | ||
7 | История свечи | Практическая работа | ||
8 | Магнит | Практическая работа | ||
Блок «Математическая грамотность» | ||||
9 | Расходы и доходы бюджета | Практическая работа | ||
10 | Планируем семейный бюджет | Практическая работа | ||
11 | Подсчитываем семейный доход | Практическая работа | ||
12 | Пенсии и пособия | Практическая работа | ||
13 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | Практическая работа | ||
14 | Подсчитываем расходы | Практическая работа | ||
15 | Расходы на обязательные платежи | Практическая работа | ||
16 | Подсчитываем сэкономленные деньги | Практическая работа | ||
17 | Проверь себя | Проверочная работа | ||
Блок «Финансовая грамотность» | ||||
18 | Что такое «бюджет»? | Синквейн | ||
19 | Семейный бюджет | Ролевая игра | ||
20 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | Кластер | ||
21 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | Практическая работа | ||
22 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | Ролевая игра | ||
23 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | Практическая работа | ||
24 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | Ролевая игра | ||
25 | Как сэкономить семейные деньги? | Проект | ||
Блок «Естественно-научная грамотность» | ||||
26 | Дождевые черви | Практическая работа | ||
27 | Полезный кальций | Практическая работа | ||
28 | Про облака | Практическая работа | ||
29 | Про хлеби дрожжи | Практическая работа | ||
30 | Интересное вещество – мел | Практическая работа | ||
31 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | Практическая работа | ||
32 | Про свечи | Практическая работа | ||
33 | Волшебный магнит | Практическая работа | ||
34 | Проверьсебя | Проверочная работа |
Список используемых источников
Для учителя:
1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126
4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.
5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.
Для учащихся:
1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин; Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.- 335 с.: ил.
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов.- М.:Просвещение,1990.- 335 с.:ил.-(Б-ка словесника)
3.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников изд.»Планета»2021г.
4. Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко.- М.:Просвещение,1988.-80 с.
5.Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос-ответ.- М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по функциональной грамотности для учеников начальных классов
Цель работы: развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально г...
Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)
Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.
Рабочая программа по функциональной грамотности для 1-4 классов....

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.
Рабочая программа по функциональной грамотности "Читай, думай, считай". 1-4кл....
Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.
Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...

Рабочая программа по функциональной грамотности 4 класс
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом....

Рабочая программа по функциональной грамотности на 2023-2024 год
Первые шаги в функциональную грамотность...