Рабочая программа по функциональной грамотности для учеников начальных классов
рабочая программа

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

        Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы

по формированию функциональной грамотности

с учениками начальных классов

МБОУ Дячкинской СОШ

на 2021 – 2022 учебный год

Составила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Афанасьева Н.Н.

        Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

     В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.

 Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Учащиеся, овладевшие естественно-научной  грамотностью, способны:

использовать естественнонаучные знания,

выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех   изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

строить развернутые высказывания;

устанавливать надежность информации;

 сотрудничать.

Модуль  «Финансовая грамотность».

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

 развитие экономического образа мышления;

 воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 1-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

 

                   Планируемые результаты освоения программы

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами работы является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

 Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

 – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

 – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

 – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

 – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

 – знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

 – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

 – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

Метапредметные и предметные результаты

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

Личностные

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

           

Содержание

1 класс

Раздел 1. Настоящий читатель 

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

 Раздел 2. Технология продуктивного чтения 

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» 

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

2 класс

Модуль « Основы читательской грамотности».

Раздел 1.

Определение основной темы и главной мысли  в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул».  Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.

Раздел 2.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности».

Раздел1.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение.  Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.

Раздел 2.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы математической грамотности».

Раздел1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Раздел 2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Раздел 3.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Раздел 4.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль: «Основы финансовой грамотности».

Раздел 1.

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.

Раздел 2.

Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.

Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

3 класс

Модуль «Основы читательской грамотности».

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

      Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как    изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

      Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ростовской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

     Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности».

«Удивительный мир чисел».

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

«Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Модуль «Финансовая грамотность»

Тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.

4 класс

Модуль «Основы читательской грамотности».

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов:  описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ростовской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

     Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

Модуль «Финансовая грамотность»

Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Я - настоящий читатель.

1.

Кого можно считать настоящим читателем?

1

Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг.

2.

Любимая книга.

1

Обложка любимой книжки.

3.

Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.

1

Чтение и обсуждение книг.

4.

Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».

5.

Домашняя библиотека.

1

.Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени для учёта длительности чтения.

6.

Писатели и их книги.

1

Портреты писателей.

7.

Быстрое чтение и получение информации.

1

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.

8.

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

9.

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

1

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

10.

Проведение рубежной аттестации.

1

Работа над текстом.

Технология продуктивного чтения.

11-12.

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

2

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Работа над текстом.

13-14.

Глубокое восприятие и понимание текста.

2

Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над текстом.

15-18.

Читаем и переживаем.

4

Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.

19- 22.

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

4

Чтение рассказов  В.  Осеевой:  «Долг», « Картинки» .  

Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно».

 Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша».

 Работа над текстом. Смысловое чтение.

23- 26.

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

4

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа.

27

Проведение рубежной аттестации.

1

Проверочная работа.

Проект «Я дружу с книгой»

28

Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом.

1

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.

29-32

Выполнение проекта.

4

Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.

33.

Итоговый мониторинг.

1

Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

2 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Определение основной темы и главной мысли  в произведении.

Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ.

2.

Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг.

» Е. Велтистов «Мальчик из чемодана».

Работа над текстом.

3-4.

. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Чтение произведения Е В. Медведева «Баранкин, будь человеком» . Работа с текстом.

5.

Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Работа над текстами разных типов.

6.

Учебный текст как источник информации. Промежуточный мониторинг.

Комплексная работа. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

7.

Составление плана на основе исходного текста.

Работа над текстом. Подготовка к ВПР.

8.

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Сочинение. Подготовка к ВПР.

9.

Проведение рубежной аттестации.

Выполнение заданий в форме ВПР.

Модуль «Основы математической грамотности»

10.

Применение чисел и действий над ними. Вводный мониторинг.

1

Счет и десятичная система счисления.

Комплексная работа.

11.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике.

12.

Задачи на взвешивание.

1

Решение практических задач.

13.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Промежуточный мониторинг.

1

Подготовка к олимпиаде.

Решение задач.

14.

Наглядная геометрия.

1

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

15-16.

Комбинаторные задачи.

2

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

17.

Проведение рубежной аттестации.

1

Комплексная работа в форме ВПР.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

18.

Движение и взаимодействие частиц. Вводный мониторинг.

1

Признаки химических реакций.

Работа в форме ВПР.

19.

Воздух и его свойства.

1

Работа над текстами по теме. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

20.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Работа над текстами по теме.

21.

Вода. Уникальность воды.

1

Работа над текстами по теме.

22.

Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг.

1

Выполнение заданий в форме ВПР.

23.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР.

24-25.

Уникальность планеты Земля..

2

Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

26.

Проведение рубежной аттестации.

1

Работа в форме ВПР.

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

27.

Как появились деньги? Вводный мониторинг.

1

Как появились деньги и что  они могут. Решение задач с величинами «цена»,»кол-во», «стоимость».

28.

Деньги в разных странах.

1

Чтение текстов по теме. Решение задач.

29.

Деньги настоящие и ненастоящие.

1

Понятие «деньги подлинные» и «фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме.

30.

Как разумно делать покупки? Промежуточный мониторинг.

1

Практическая работа. Работа с текстом, содержащим данные по теме.

31.

Кто такие мошенники?

1

Беседа по теме. Чтение текстов.

32.

Личные деньги.

1

Практическая работа.

33.

Сколько стоит «своё дело»?

1

Понятие «своё дело». Игра « Экономические загадки».

34.

Проведение рубежной аттестации.

1

Комплексная работа.

3, 4  класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Определение основной темы в фольклорном произведении.

2-.

Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

Практическая работа над текстом.

3-4.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

2

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры».

В. Драгунский «Друг детства».

Г. Скребицкий « Кот Иваныч». Работа над текстами. Составление плана, пересказ.

5.

Типы текстов:  текст описание

1

Понятие о тексте описании. Работа над текстом.

6.

Типы текстов:  текст повествование.

1

Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом.

7.

Типы текстов:   текст  рассуждение.

1

Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом.

8-10.

Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг.

3

Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

Комплексная работа над текстом.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

11.

Изучение природы.

1

      Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как    изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Тексты на заданную тему.

12.

Условия, в которых мы живем.

1

Солнце - источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.  Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

13.

Кто и как живет рядом с нами.

1

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.

14.

 Почему надо беречь и охранять растения.

1

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним.

15.

Грибы - удивительное царство.

1

Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Работа с атласом – определителем.

16.

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

Лишайники. Работа с детской энциклопедией.

17.

Многообразие животных родного края.

1

Многообразие животных родного края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

18.

Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области.

1

Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

Модуль «Основы математической грамотности»

19.

Удивительный мир чисел.

1

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

20.

Решение математических ребусов.

1

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.

21.

Мир занимательных задач.

1

Решение олимпиадных задач.

22.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

1

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Решение практических задач.

23.

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

1

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

24.

Решение задач..

1

Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

25

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

Работа с текстами, в которых есть математические данные. Решение задач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчёты.

26.

Итоговый мониторинг.

1

Комплексная работа.

Модуль «Финансовая грамотность»

27-28

Откуда в семье деньги

2

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи

29-30

На что тратятся деньги.

2

Понимание происхождения расходов.

Считать общую сумму расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расход

31

Как умно управлять своими деньгами

1

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

32-33

Как делать сбережения.

 

2

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

34

Повторение изученного по теме «Семейный бюджет».

1

Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.

Рабочая программа по функциональной грамотности для 1-4 классов....

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.

Рабочая программа по функциональной грамотности "Читай, думай, считай". 1-4кл....

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.

Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...

Рабочая программа по функциональной грамотности 4 класс

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом....

Рабочая программа по функциональной грамотности на 2023-2024 год

Первые шаги в функциональную грамотность...