Рабочая программа по функциональной грамотности на 2023-2024 год
рабочая программа (1 класс)
Первые шаги в функциональную грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_pervye_shagi_v_funktsionalnuyu_gramotnost.docx | 63.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Г.Я. Борисенко»
г. Назарово Красноярского края
«Рассмотрено» Приказ №____ от ____ августа 2023 г. Зам директора по УВР МАОУ «СОШ № 2 им. Г.Я. Борисенко» _________________ Н.С.Заблотская | «Утверждаю» Приказ №____ от ____ августа 2023 г. Директор МАОУ «СОШ № 2 им. Г.Я. Борисенко» _________________ А.С. Пиппаринен |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Первые шаги в функциональную грамотность»
Общеинтелектуальноенаправление
ДЛЯ 1 В КЛАССА НА 2023 -2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Бобкова Анастасия Сергеевна
Педагогический стаж – 10 лет
Квалификационная категория:
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Общая характеристика кружка
- Описание места кружка в учебном плане
- Описание ценностных ориентиров содержания кружка
- Содержание кружка
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
- Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в функциональную грамотность»разработананаоснове программыМ.В.Буряк,С.А. Шейкинаи в соответствии с требованиями:
- Федеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщегообразования,утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщегообразования»,зарегистрированныйвМинюстеРоссии05.07.2021,регистрационныйномер64100;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобреннойрешениемфедеральногоучебно-методическогообъединенияпообщемуобразованию,утвержденнойпротоколомФУМО от18.03.2022№ 1/22;
- Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методическихрекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщегоиосновногообщегообразования».
- на основе Основной Образовательной Программы Начального Общего Образования МАОУ «СОШ № 2 им. Г.Я. Борисенко», с учётом требований ФГОС
Общая характеристика внеурочной деятельности«Первые шаги в функциональную грамотность»
Программа«Первые шаги в функциональнуюграмотность»учитываетвозрастные,общеучебныеипсихологическиеособенности младшего школьника.
Программа состоит из четырех учебных модулей: «Читательская грамотность», «Математическаяграмотность»,«Финансоваяграмотность»,«Естественно-научнаяграмотность».
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа состоит из четырех учебных модулей: «Читательская грамотность», «Математическаяграмотность»,«Финансоваяграмотность»,«Естественно-научнаяграмотность».
Цельпрограммы:созданиеусловийдляразвитияфункциональнойграмотности.
Целью изучения модуля «Читательская грамотность» является развитие способности учащихсяк осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижениясобственныхцелей,развитиязнанийивозможностейдляактивногоучастиявжизниобщества.Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,использованиепрочитанного для осуществленияжизненныхцелей.
Цельюизучениямодуля«Математическаяграмотность»являетсяформированиеуобучающихсяспособностиопределятьипониматьрольматематикивмире,вкоторомониживут,высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобыудовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному имыслящемугражданину.
Целью изучения модуля «Финансовая грамотность» является развитие экономического образамышления,воспитаниеответственностиинравственногоповедениявобластиэкономическихотношенийвсемье,формированиеопытапримененияполученныхзнанийиуменийдлярешенияэлементарныхвопросов вобласти экономикисемьи.
Цельюизучениямодуля«Естественно-научнаяграмотность»являетсяформированиеуобучающихсяспособностииспользоватьестественно-научныезнаниядлявыделениявреальныхситуацияхпроблем,которыемогутбытьисследованыирешеныспомощьюнаучныхметодов,дляполучениявыводов,основанныхнанаблюденияхиэкспериментах.Этивыводынеобходимыдляпонимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а такжедляпринятиясоответствующих решений.
Описание места внеурочной деятельностив учебном плане
Программа рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий один час в неделю по понедельникампродолжительностью 35 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Ценностными ориентирами содержания данной внеурочной деятельности являютсято, что обучающиеся получат возможность использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Максимально быстро адаптироваться к конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Ценность истины- ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия.
Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы, как как свободы выбора и предъявление человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченными нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма- одна из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
2.СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ»
1класс
Читательскаяграмотность:анализтекстовавторскихирусскихнародныхсказок,составлениехарактеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинногоплана,ответыпосодержаниюпрочитанныхпроизведений,эмоциональнаяиличностнаяоценкапрочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений инахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачина нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение изаполнениетаблиц, круговых диаграмм,ложные иистинныевысказывания.
Финансоваяграмотность:деньги,финансы,покупка,товар,обмен,бартер,услугиплатныеибесплатные,доход, прибыль, банк, реклама, цена,количество,стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушнымшариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, трисостоянияводы, плавучесть предметов, отражение.
1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 9 | |||
Итого | 33 |
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ»
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
«Читательскаяграмотность»:
«Математическаяграмотность»:
«Финансоваяграмотность»:
«Естественно-научнаяграмотность»:
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| - осознаетсебякакчленасемьи,обществаигосударства:участвуетвобсуждениифинансовыхпроблемсемьи, принятий решений осемейномбюджете; -владеетначальныминавыкамиадаптациивмирефинансовыхотношений:сопоставлениедоходови расходов, простые вычислениявобласти семейныхфинансов; - понимает личнуюответственностьзасвоипоступки; - сотрудничает совзрослымиисверстникамивразныхигровыхиреальныхситуациях. |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ | Дата | Тема урока | Виды контроля | Деятельность учащихся | Рубрикатор |
1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Учимся определять жанр произведения. | Текущий |
| Презентация, | |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. Определяем национальную принадлежность сказки. | Текущий |
| Презентация | |
3 | В. Сутеев. Живые грибы. Учимся давать характеристику героям. | Текущий |
| Презентация | |
4 | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. Учимся определять вид сказки. | Текущий |
| Презентация | |
5 | М. Пляцковский. Урок дружбы. Учимся определять лексическое значение слова. | Текущий |
| Презентация | |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц. Тренируемся определять жанр произведения. | Текущий |
| Презентация | |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Тренируемся давать характеристику героям. | Текущий |
| Презентация | |
8 | Е. Пермяк. Четыре брата. Тренируемся называть героев и определять жанр произведения. | Текущий |
| Презентация | |
9 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Определяем количество предметов при счете. | Текущий |
| Презентация | |
10 | Про козу, козлят и капусту. Составление и решение выражений. | Текущий |
| Презентация | |
11 | Про петушка и жерновцы. Анализ данных. | Текущий |
| Презентация | |
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Разложение числа на два и три слагаемых. | Текущий |
| Презентация | |
13 | Про наливные яблочки. Увеличение числа на несколько единиц. | Текущий |
| Презентация | |
14 | Про Машу и трех медведей. Задачи на нахождение суммы. | Текущий |
| Презентация | |
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку. Задачи на нахождение части. | Текущий |
| Презентация | |
16 | Про медведя, лису и мишкин мед. Учимся читать таблицы. | Текущий |
| Презентация | |
17 | За покупками. Учимся экономить и тратить деньги. | Текущий |
анализирует информацию и объясняет, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; - рассуждает об умении экономно тратить деньги. | Презентация | |
18 | Находчивый колобок. Учимся определять необходимые продукты и их цены. | Текущий |
| Презентация | |
19 | День рождения мухи-цокотухи. Учимся определять, какой товар можем купить на имеющиеся деньги. | Текущий |
| Презентация | |
20 | Буратино и карманные деньги. Выбираем подарки для друзей на основе предложенных цен. | Текущий |
- проводит оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. | Презентация | |
21 | Кот Василий продает молоко. Наблюдаем за понятием «реклама». | Текущий |
| Презентация | |
22 | Лесной банк. Анализируем информацию. | Текущий |
| Презентация | |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили. Учимся определять доход и рассчитывать затраты. | Текущий |
| Презентация | |
24 | Как мужик золото менял. Платные и бесплатные услуги. | Текущий |
объясняет, что такое бартер; | Презентация | |
25 | Как Иванушка хотел попить водицы. Наблюдаем за свойствами воды. | Текущий |
| Презентация | |
26 | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Поговорим о свойствах шарика. | Текущий |
| Презентация | |
27 | Про репку и другие корнеплоды. Называем существенные признаки. | Текущий |
| Презентация | |
28 | Плывет, плывет кораблик. Определяем плавучесть предметов. | Текущий |
| Презентация | |
29 | Про Снегурочку и превращения воды. Наблюдаем за состояниями воды. | Текущий |
объясняет, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
| Презентация | |
30 | Как делили апельсин. Свойства апельсинового сока. | Текущий |
почему не тонет кожура апельсина , как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
| Презентация | |
31 | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Где можно увидеть отражение? | Текущий |
| Презентация | |
32 | Иванова соль. Сравниваем свойства соли и песка. Промежуточная аттестация. | Текущий |
| Презентация | |
33 | В. Сутеев. Яблоко. Рисуем яблочным соком. | Текущий |
| Презентация |
5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2.Методические рекомендации к курсу «Функциональная грамотность»
Интернет – ресурсы
https://learningapps.org/index.php?s=чтение
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
https://multiurok.ru/files/sbornik-praktichieskikh-matierialov-po-formirovani.html
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- магнитная доска;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотации к рабочим программам по новым ФГОС НОО 2023-2024 год 1 класс
Представлены аннотации к рабоим программам по новым ФГОС НОО...
Рабочие программы по новым ФГОС НОО 2023-2024 за 1 класс
Представлены рабочие программы по новым ФГОС НОО...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.
Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...
Рабочая программа по математике 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...