Рабочая программа по функциональной грамотности 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_funktsionalnaya_gramotnost.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класс «Функциональная грамотность» раз- работана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра- зования;
- с требованиями к основной образовательной программе начального общего образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-соста- вители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
- с основной образовательной программы начального общего образования ЧОУ «Гармония» на 2023-2024 учебный год;
«Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особен- ности младшего школьника.
Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения мак- симально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще- ния и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом
Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результа- тов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):
- недостаточно владеют смысловым чтением;
- не справляются с задачами на интерпретацию информации;
- затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому программа начинает формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность»,
«Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценива- ется не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных во- просов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучаю- щихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях про- блем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучаю- щихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему граж- данину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа 2-4 классы – по 34 часа
Содержание курса внеурочной деятельности
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской кор- зины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотвори- тельный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов поку- пок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
3. Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и ис- следования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно исполь- зовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по ма- тематике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименова- ние разде- лов | Воспитательные задачи | Кол-во часов | Цифровой ресурс |
1. | Читатель- ская грамотность | Воспитание уважительного отношения к вечным ценно- стям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, куль- туре. Формирование осозна- ния себя как члена общества, представителя страны. | 8 | Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya- kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v- yak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass- 88519.html Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu- funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v- buryak-na-temu-kalcij-3-klass- 6188522.html Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem- logicheskie-zadachi-1-4-klass/ 6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, ком- пьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 Образовательная соцсеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/matematika/2021/03/20/metodichesk aya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i |
2. | Финансовая грамотность | Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Формирование умения сопо- ставления доходов и расхо- дов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответ- ственности за свои поступки. | 7 | |
3. | Естестве- нно-науч- ная грамотность | Воспитание культуры обще- ния. Формирование умения слу- шать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосно- вывать свою позицию выска- зывать свое мнение, быть го- товым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему реше- нию в совместной деятельно- сти, выполняя разные роли в группе. | 10 | |
4. | Математи- ческая грамотность | Воспитание толерантного от- ношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. | 9 | |
Итого | 34 часа |
4 класс
№ | Тема раздела | Тема урока | Содержание сказки | Дата |
1 | «Читательская грамотность» 8 часов | Старинная женская одежда | Содержание научно-познавательного текста. | |
2 | Старинные женские голов- ные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | ||
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | ||
4 | Жилище крестьянской се- мьи на Руси (2 часа) | Содержание научно-познавательного текста. | ||
5 | ||||
6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Содержание научно-познавательного текста. | ||
7 | История посуды на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | ||
8 | Какие деньги были раньше в России | Содержание научно-познавательного текста. | ||
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
| ||||
9 | «Финансовая грамотность» 9 часов | Потребительская корзина (2 часа) | Состав потребительской корзины. | |
10 | ||||
11 | Прожиточный минимум | Назначение прожиточного минимума. | ||
12 | Инфляция | Инфляция. | ||
13 | Распродажи, скидки, бо- нусы (2 часа) | Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. | ||
14 | ||||
15 | Благотворительность | Благотворительность. | ||
16 | Составляем словарик по финансовой грамотности (2 часа) | Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. | ||
17 | ||||
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: |
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
18 | «Естественно - научная грамотность» 9 часов | Томат | Томат. | |
19 | Болгарский перец | Болгарский перец. | ||
20 | Картофель | Картофель. | ||
21 | Баклажан. Семейство Пас- лёновые | Баклажан. | ||
22 | Лук | Лук. | ||
23 | Капуста | Капуста. | ||
24 | Горох | Горох. | ||
25 | Грибы | Грибы. | ||
26 | Проектная работа | Проектная работа | ||
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
| ||||
27 | «Математическая грамотность» 8 часов | В бассейне | Расписание занятий, выгодная покупка. | |
28 | Делаем ремонт (2 часа) | Смета ремонта, расчёт стоимости строи- тельных материалов. | ||
29 | ||||
30 | Праздничный торт | Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». | ||
31 | Обустраиваем участок | Расходы на обустройство участка, пло- щадь и периметр | ||
32 | Поход в кино (2 часа) | Расходы на поход в кино. | ||
33 | ||||
34 | Отправляемся в путешествие | Расходы на путешествие. | ||
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
| ||||
Итого | 34 часа |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрацион- ный экран.
Для преподавания курса может использоваться учебно-методический комплекс:
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг.
– М.:ВАКО, 2020 – 64с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг.
– М.:ВАКО, 2018 – 32с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг.
– М.:ВАКО, 2018 – 56.
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya- gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руковод- стве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по
ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ
ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy- gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение») Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
- Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учрежде- ния «Федеральный институт качества образования».
Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по функциональной грамотности для учеников начальных классов
Цель работы: развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально г...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)
Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)...
Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.
Рабочая программа по функциональной грамотности для 1-4 классов....
Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.
Рабочая программа по функциональной грамотности "Читай, думай, считай". 1-4кл....
Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.
Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...
Рабочая программа по функциональной грамотности на 2023-2024 год
Первые шаги в функциональную грамотность...