Экологическое воспитание младших школьников в свете требований ФГОС"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Ивашко Любовь Владимировна

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников в свете требований ФГОС

2 слайд

  Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.  Но сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.»

Василий Александрович Сухомлинский

Экология -  это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.

Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры .

3 слайд

Цели  и  задачи:

Основная цель экологического воспитания:

  Научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Образовательные и воспитательные задачи:

 углубить и расширить экологические знания;

 привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;

 развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;

 сформировать (воспитать) чувства бережного обращения к природе.

4 слайд

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.   Загрязняется все: воздух, почва, вода.

И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.  Это свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

5 слайд

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы и внеклассная работа.

6 слайд

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  в области обществознания и естествознания (окружающий  мир) должны отражать:

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. );

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

7 слайд

Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников.
        
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

8 слайд

Работа по экологическому воспитанию в нашей школе проводится как на уроках, так и во внеурочное время.

Во внеурочной работе по экологическому воспитанию выделяю следующие направления работы:

• Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы).

• Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

• Практическое направление работы ( , уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).

• Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

 

9 слайд (10,11)

Познавательное направление

Основные методы и формы организации изучения - рассказ-беседа, сюжетная игра «Экологический светофор», ребусы, кроссворды, рисунки, творческие рассказы, стихотворения, экологические сказки, различный демонстрационный материал

12 слайд

Исследовательское направление.

 Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу»,   экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , сбор гербария, тесты, экологический тренинг «Экологическая этика».

13 слайд

 Практическое направление.


Основные методы и формы -  изготовление кормушек и скворечников,  , уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб около школы,  памятников боевой Славы, экологические тропы, экскурсии  в природу,  проектная деятельность.

14 слайд

Познавательно-развлекательное направление
Игры , праздники, утренники

15 слайд (16)

        Возможности школы в  формировании      экологической культуры во внеурочной  деятельности

17 слайд (18, 19)

Городской экологический марафон Акция «Птицестрой»

20 слайд

 Работа с родителями

Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.

Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.

21 слайд

Вывод:

В заключении  можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий,  внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы сучащимися

Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. С самого первого класса я стараюсь научить детей наблюдать за природными явлениями и чувствовать природу.

    Я считаю, что воспитание экологической культуры реализуется  через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную  работу  с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали  более внимательными  к объектам окружающего мира,  часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. А это уже немало.

 

Литература

  1. Проект федерального закона «Об экологической культуре». Статья 1.
  2. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01. — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
  3. Рахматуллина Е.В., Семчук Н.М. Принципы формирования экологической культуры студентов ССУЗ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2 – стр. 50-51 
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - стр. 9

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)

Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...

Экологическое воспитание младших школьников в свете требований ФГОС"

Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.  Но сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чув...